II. Обрывки прошлых мыслей

Роберт Рем Человеческая Трагедия
Роберт Рем
ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ
трилогия
© 2009 – 2012

Книга первая
СТРАДАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
роман

ЧАСТЬ IV
ТРАНСФОРМАЦИЯ




II
Обрывки прошлых мыслей

     «День первый.
     Утром было подавленное настроение. Мысли о разочаровании в любви. Ничего не хотелось делать. Думал, что я выброшен из потока. Затем пошел по делам в центр. Мысли развеялись. Увидел закономерности некоторых принципов работы вселенских законов. К вечеру настроение улучшилось.
     День второй.
     Ощущаю пустоту своей жизни. Жизнь где-то там, далеко. Я в ней не участвую. Любовь проходит мимо. И никто не знает, какой я хороший. А так хочется, чтобы знали. Но природа молчит. Может, я не заслужил любви?
     Съездил по своим рабочим делам. Размышляя в дороге о своей жизни, я понял, что сам во всем виноват. Страстный. Но страсть проходит. А где любовь? Нету. Подавленное настроение скрываю за простым твердым спокойным взглядом.
     Вечером стало весело. Разместил некоторые стихи на литературном сайте. Нашло веселье. Посмотрел фрагменты фильма «Тот самый Мюнхгаузен». По биоритмам сегодня нормальный для меня день.
     Затем пошел на тренировку. После, как обычно, была усталость. Размышляя, я сознавал правильность того, что со мной произошло, смирялся.
     День третий.
     Встал с философским настроением. Мужчина не должен показывать женщине, что слабее ее – правильно сказал тренер по таэквондо. Так что перед женщиной мужчина не должен унижаться.
     В течение дня в целом было ровное положительное настроение. Еще раз думал об Ольге и Анне. Последняя – присоска. Стрекоза из басни Крылова.
     День четвертый.
     Хорошее настроение. Поздравил сотрудниц в офисе. Они отметили мой особый тост. Говорил от духа, от души. Осознал автоматизм и приспособленчество Анны. Она что-то рассказала присутствующим. Но как это делала, вот вопрос – качество! Скованность, прикрытая кокетливой речью. Смущалась. Возможно, заниженная самооценка. Может, она смущалась меня? Кто знает.
     День пятый.
     Утром было плохое настроение, упадок сил, ощущение бренности бытия. Съездил по домашним делам, заплатил в банке за квартиру. Занялся подготовкой своей налоговой отчетности. На тренировке подустал. Но настроение было хорошее. Понял, что иногда надо делать дела «через не могу», просто потому что их надо делать.
     Последнее время усилием воли не позволяю скатываться в плохое настроение. Стараюсь держаться ровно.
     Следующий N-ый день.
Опять с утра жевал умственную жвачку об Ольге, Анне и о своей жизни. Нужно давно забыть об этом, а я все продолжаю переваривать и «мусолить». Они уже давно живут своей жизнью. Я же должен строить свою.
     Затем занялся изучением информации о товарных знаках. Надо себя чем-то занимать. До этого съездил в налоговую инспекцию, очень хорошо пообщался с инспектором. Устали они – от бесконечного вала работы и общения с посетителями, устали наблюдать их бесконечный поток. Пора так наладить все необходимые процессы, чтобы на работе человек ощущал себя человеком, а не животным или автоматом, и не гневался на окружающих.
     Затем снова тренировка по таэквондо; в конце учили тэгуки из пумсе. Четвертый тэгук понравился – красивый.
     Надо себя чем-то занимать – деятельностью, а не ментальную жвачку жевать.
     Человеку нужно узнать свою внутреннюю сущность и принять себя таким, какой он есть, со всеми достоинствами и недостатками, и совершенствовать в себе хорошее.
     Следующий N-ый день.
     Сегодня был на Всемирном дне поэзии. Хотел посмотреть на двух девушек – авторов, стихи которых читал в Интернет. Но они не приехали.
     Думал опять об Анне. «Кто же она?» – теперь я сам задаю тот вопрос, какой она задавала себе. Или очень умна или глупа? Слуга матрицы – наслаждается  удовольствиями жизни? Словно Сайфер, желающий вернуться в матрицу и вкушать ее плоды, наслаждаться. Я понял, что всю эту ахинею – эти навязчивые мысли о ней нужно отпустить.
     Следующий N-ый день.
     Почему-то в последние дни я мало веду дневник и уделяю время своим мыслям.
     Сегодня я стирал и читал книгу о становлении истинного человека. Затем дозванивался в департамент имущества.
     Опять вел мысленные разговоры. Сначала с Диной с работы. Говорил, что ей лучше определить своего ребенка не в престижную спортивную школу и платить за это непомерно большие деньги, а в обычную секцию единоборств – только найти хорошего учителя, тренера, который не просто обучал бы мальчишку махать конечностями, но и наставлял на истинный путь, учил бы искусству единоборств, его духу и философии, – тогда она большой груз снимет со своих плеч: в этом случае – поскольку она одна, без мужа, – ей будет легче воспитать из своего сына настоящего мужчину.
     Затем я вообразил себе, что Анна мудра. Я запутался в теориях и эзотерике, в своих мыслях. Мне кажется, что я как был глупцом, так им и остался. Я хочу любви, но ничего не делаю, чтобы любить. Я думаю, что не достоин любви, не заслужил женщину. Вот, дурень! Я не знаю, найду ли я в этом удовлетворение, надо ли мне это сейчас? Я боюсь подходить и знакомиться: то я думаю, что мне это не надо, то – что я не заслужил, то боюсь отказа и конкуренции другими (например, с ее парнем, если он у нее есть), а изображать из себя самого лучшего не хочу. Но тогда как же они узнают, что я хороший?.. Может, я не могу увидеть подходящую?
     Следующий N-ый день.
     Вчера сказал Ольге по телефону, что у меня апатия. Она сказала, что мне нужно влюбиться. Я подумал, как же найти в кого, если я никуда не хожу? Сегодня я отправил два сообщения по Интернет – двум авторам – девушкам-поэтам. Может быть, я наивен и опять «отправляюсь» в иллюзию. Все знакомятся иначе – в кафе, барах, клубах. А я пишу письма в Интернете. Хотя я читал их открытую переписку с другими авторами на форуме, и каждый их хвалил, а они отвечали любезностями. Мне эта байда уже не нужна. Я решил просто действовать. Действовать, ни на что не претендуя. Если кто из них захочет – встретимся, как друзья. Снизить значимость. Окей? Да, верно.
     Сегодня вычитал у Эриха Фромма в «Искусстве любить» важную мысль: любовь – это и притяжение и выбор, а не что-то в отдельности, и если этого нет в отношениях, то расставаться или не расставаться из-за этого – дело каждого: будешь прав и не прав одновременно…
     Все-таки любого любить не сможешь, то есть кого попало – только лишь потому чтобы хоть кого-нибудь любить, хоть с кем-нибудь быть рядом. Важно притяжение и желание. Нужно разглядеть человека внутри, пробраться за пленку поверхности. Первое впечатление обманчиво.
     Человек должен желать дарить любовь! Тогда он ее испытает. Если он будет лишь ждать любви и только потом вознамерится ответить на нее – у него не получится любить.
     Следующий N-ый день.
     Человек не может любить. Не умеет. Он умеет лишь создавать себе удовольствия. Один он быть не может: ему нужны люди, чтобы утешить свой нарциссизм. Чтобы напитаться чужой энергией! Он молит о любви? Смех! Он не умеет любить! Он за поверхностной мишурой не может различить душу. Он смотрит в глаза другому и видит сомнения. Он видит, что другой сомневается. Поэтому он упрекает того, кто сомневается, в отсутствии чувств, любви, спонтанности. Глупый. Первое впечатление ничего не значит. Сомнения могут быть вызваны вопросами: «Смогу ли я сделать другого счастливым? Как бы я желал этого! Но смогу ли? Помоги мне раскрыться!». Но другой эти сомнения принимает за слабость, и не то что бы помогает – он вообще уходит прочь, оставаясь сам в своих собственных сомнениях.
     Следующий N-ый день.
     Женщина будет проверять на прочность чувства мужчины, влюбленного в нее без ума, но отвергнет его и выйдет замуж за того, кто будет ей врать, кто удовлетворит ее нарциссическую потребность в восхищении.
     Следующий N-ый день.
     Чувство собственничества не свойственно истинной природе человека. Это можно подтвердить тем, что если женщину будешь больше любить, вернее даже, стремиться обладать ею – она от тебя начнет шарахаться, как шарахается мужчина от женщины, которая ревнует его к другим. Ведь ревность – это собственническое чувство. Сами женщины говорят, что если их ревнуют мужчины, то у женщины возникает раздражение, а порой даже желание «наставить рога». И наоборот, если ревнует женщина, то мужчина раздражается: ему кажется, что его захватили в собственность и лишили свободы. Чувство собственности, собственничества – порождение социальной культуры, в которой господствует дух потребительства и капитала.
     Все это стоит пояснить одной историей, «Случаем с ревнивым мужем, или Ямой непонимания».
     «Жили как-то муж и жена. Жили, как живет обычная семья. Жена была красивой и на нее часто обращали внимание другие мужчины. В каждом ответном взгляде его жены, брошенном на них, он почему-то видел что-то потаенное и ревновал. Ему не нравилось, что она так смотрела на них. Ему казалось, что она смотрела на них кокетливо и откровенно. Он не знал, что таким, как он, на таких красивых девушках лучше не жениться, и если знал, то не прислушался к своему внутреннему голосу, ибо хотел обладать красивой женщиной. И что было сделано, то было сделано. Раз женился, не ревнуй. Ибо…
     За такое ее поведение он начинал ей грубить, а она на него злилась. От этого между ними постепенно начала образовываться яма непонимания.
     И вот однажды они поехали отдыхать. Там на нее обращали внимание мужчины, а она в ответ смотрела на некоторых из них, и он в очередной раз поймал ее взгляд на каком-то мужчине, казавшемся ему похотливым, и выговорил ей: мол, как можно быть такой легкомысленной? В ответ она вдруг разругалась на него за то, что он такой ревнивец, и убежала прочь. В эту ночь она не пришла в номер, где они остановились, а он не смог заснуть: искал ее до позднего вечера у отеля, на танцах и на улице.
     Она вернулась не то слишком поздно, не то очень рано, когда рассвет еще не занялся, и на его вопрос ответила, что познакомилась с одной женщиной и разговорилась об очень интересных вещах. А от самой сквозь запах ее духов и банных принадлежностей пробивался едва уловимый запах алкоголя и мужского парфюма. Она сходила в душ и после легла спать.
     Какое-то время он был словно в оцепенении. Он задумался и, застыв возле окна, одетый, смотрел куда-то сквозь фигуру своей жены, которая лежала под одеялом, и о чем-то размышлял. Тут он понял, как глупо он поступал все это время, и что сам был причиной произошедшего. Нужно было, по крайней мере, не быть таким подозрительным без повода. Здесь он сделал то, чего бы, как он считал, не смог сделать никогда раньше. Он лег рядом с ней и начал гладить ее волосы, ласкать ее лицо пальцами и целовать ее голову, называя самыми нежными и ласковыми словами, в душе сетуя за то, что произошло лишь на самого себя. То было смирение. Она сначала насторожилась и притихла, но через какое-то время повернулась к нему и, обняв, заплакала. Яма непонимания исчезла».
     Вот такая история. Думайте…
     Следующий N-ый день.
     Стремясь решать свои проблемы, ты ничего не решишь. Ты можешь в них только погрязнуть. И погрязнуть в эгоизме и одиночестве. Помогая другим решить их проблемы, ты решишь свои и увидишь любовь и благодарность.
     Следующий N-ый день.
     Понравилась мысль из фильма «Мирный воин»: люди, которых трудно полюбить, как раз больше всего нуждаются в любви. Анну трудно было любить, и я, вероятно, чувствуя, как она нуждается в любви, всячески хотел ей эту любовь отдать.
     Очень тяжело выбросить из головы мысль о том, что не нужно стремиться к физическому обладанию женщиной. Хочется ее любить, ласкать, что уж там говорить – хочется близости с ней. А в некоторых книгах и поучающих фильмах говорится, что нужно отказываться от всего – мяса, алкоголя, секса, если проповедуешь воздержание, и так далее. У меня и так этого нет. Почему же я один? Живу как аскет. Святоша. Никому не делаю ни плохого, ни хорошего. Не существую? Только пребываю, пишу стихи и сижу в Интернет. Откуда же будут осязаемые результаты деятельности, если самой деятельности нет?
     Посещая тех женщин, я часто думал, а нужна ли мне женщина вообще? Если да – то для чего? Для секса – это хорошо. Но если без любви – ничего хорошего: после будет неудовлетворенность. Если только лишь для одного секса – то не нужна, иначе будет опять как раньше, и как у всех – избитая жизнь. Следовательно, мне нужна любимая девушка! Для этого нужно уметь любить, а не ждать, когда тебя полюбят; не рассчитывать на взаимность.
     Следующий N-ый день.
     Мысль после пробуждения: смысл жизни – в переживании каждого ее момента…
     Страсть делает человека слабым. Он уступает своей слабости, отдается во власть случая, а потом живет воспоминаниями о событии, вновь погрузившись в пустоту. Не он делает свою жизнь, а события. Он их пленник. «Не он живет, а им живут», его страстями пользуются, им самим пользуются. Так он и умирает. С воспоминаниями…
     Сегодня на тренировке пропустил пару прямых ударов. Теперь подтеки под глазами. Сам виноват – не закрылся. В следующий раз буду внимателен.
     Странно. Я уже забыл, что такое женская ласка и нежность. Настоящие. Те, что имею я, это сугубо от тела, а не от души. За деньги. Я хочу любить. И сам плачу им деньги за то, чтобы их любить. Жаль, что не так часто, как хотелось бы.
     Смотрю на свадебные фотографии других людей в Интернете и думаю: кажется, как все у них хорошо! Любовь. А что потом – быт, ругательства, рутина – и… конец любви? Смешно смотреть, зная исход. Не вдохновляет. Свадьба – показное действо. Все пишут – нужно жениться, что гражданский брак недолговечен. Чушь! Поборники брака и семьи – а сами прикрывают этими лозунгами истинные цели системы. Важно иметь ответственные отношения и настоящие, искренние, а в браке или нет, это дело самих людей в паре, а не общественной морали. Сегодня мораль одна, завтра – другая. Нечего ее нам навязывать!
     Помню, как мы с Артемом (он тоже был в разводе, причем он расходился со своей женой в то самое время, когда я женился) ехали в его машине и я, указывая ему на свадебный кортеж у дороги, жениха и невесту и их сопровождающих, удивлялся: не понимал, как можно вступая в брак во второй раз, так радоваться и устраивать церемонии? На это он мне ответил: «Ха! Знаешь, как они на свадьбах пляшут! И во второй раз, и в третий!» И еще, провожая взглядом этот кортеж из хорошо одетых людей и лимузинов, он бросил шутливую фразу: «М-да, бо’гатая свадьба!», растягивая букву «г» с украинским произношением. Мы посмеялись.
     И еще я вспомнил сегодня, как однажды мы с Ольгой, спустя долгое время после нашего расставания, разговаривая, шли по улице, и, увидев нарядных людей и свадебные автомобили, она сказала: «“Собачья свадьба” – я так это теперь называю». Я посмеялся: «Точно!» Часто женщина в обычные дни не ощущает себя счастливой, и как все хочет ощутить себя желанной и красивой невестой хотя бы в этот день… Невестой! Ха! Вестой нужно быть, а не невестой, ибо последняя способна превратить таинство в настоящий брак. Тогда оба будут бракованными…
     Следующий N-ый день.
     К черту все! Звонил бывший одноклассник, Петр, приглашал встретиться с некоторыми из наших одноклассников в ресторане. Сегодня настал тот редкий день, когда я наскреб денег и из необходимости помыл машину – а она от дождя опять запачкалась… К черту все!
     Следующий N-ый день.
     Сегодня проснулся поздно. Встал в одиннадцать двадцать. Выспался. Зато за день сделал требуемую работу. Важно иметь цель. Хотя бы на день. И следовать ей. Не размениваться на отвлекающие от нее вещи, не смотреть новости и телевизор, не щелкать в Интернет на фотографии девчонок в бикини – а то этим только бессмысленно раздражаешь свое воображение, возбуждая его, заставляешь его “трудиться” над неосуществимым.
     Иметь цель. Надо иметь цель. И следовать ей. Цель на ближайшую неделю – подготовка к аттестации по таэквондо, занимаясь в том числе дома!
     Сегодня размышлял о том, как недавно втянулся в дело, не зная досконально ситуации. Из-за своих жизненных переживаний об Анне, об Ольге, я был не в лучшем состоянии; не мог здраво рассуждать и трезво взглянуть на ситуацию, правильно оценить ее. В итоге оказалось, что вся затея с самого начала была неосуществимой. Сел в лужу. Сейчас я бы отказался от этого дела. Мне нужно пожинать плоды своей слабости. Нужно стать сильным и довести дело как смогу. Помочь людям хоть так. В итоге я сам виноват: не оценил ситуацию с самого начала, был в подавленном состоянии, во всем разуверился, в любви, не находился в деловом состоянии.
     Следующий N-ый день.
     Мне приснился миллиардер. Он рассказывал, что сначала был обычным парнем, который любил свою девушку. Говорил ей нежные любовные слова. Но она потом выбрала другого – того, кто был богат. Тогда он тоже решил разбогатеть – но не для того чтобы вернуть девушку и не из-за обиды на нее… Он стал богатым, и они однажды встретились. Она пожалела, что ушла тогда от него. Он, хоть и простил ее, но отстранил, не захотел быть с ней. Ибо она предала любовь. Деньги – дело наживное. Любовь – это вечное! Он ей сказал, что деньги у них могли бы появиться, но со временем, постепенно. Но любовь была предана…
     В этот день я встал рано, в пять пятьдесят. Был в бассейне с морской водой и сауне – мероприятие, устроенное Академией. Потом дома весь день стирал и гладил. Сварил суп. Думал, что Ольга, когда мы жили вместе, не подтолкнула меня к тому, чтобы сделать ремонт, а сейчас у себя приводит квартиру в порядок. Но черт с ним! Нужно взять ответственность на себя. Я сам виноват. Сам сомневался. И в ней, и в себе. То, что она сейчас с другим – моя вина. Сам влюбился в другую, поэтому виноват. А она, эта другая, меня отвергла – ищет бо’гатого, наверное? Ну и пусть. Я один, и место рядом со мною пусто. Но его займет прекрасная девушка, которую я буду любить больше жизни – мою родную, единственную!
     Следующий N-ый день.
     У меня нет даже малого. Любви. Я страдаю от отчужденности. Наверное, бог меня не любит, если можно о нем говорить. И я даже не плачу. Просто констатирую факты. Просто щемит внутри. Разочарованность и боль.
     Мне понравилась одна фраза, адресованная женщинам, которую я вычитал сегодня в Интернет: «Не упрекай себя за то, что не можешь что-то дать мужчине, а упрекай за то, что можешь, но не даешь».

Продолжение: http://www.proza.ru/2013/03/09/1925

Вернуться к предыдущей главе: http://www.proza.ru/2013/03/09/1852