Мутусханов И. Единство и вечность
На левом берегу Хулхулау, к юго-востоку от райцентра города Шали - южной части Чеченской равнины, находится одно из древнейших поселений. Установлено, что в XI — VII вв. до н. э. здесь имелось множество домов, бронзолитейные и гончарные мастерские, булыжные мостовые, жертвенники. Найдены керамические изделия, которыми пользовались местные жители. Находками археологов являются предметы посуды, украшенные налепными валиками. А крупные сосуды имеют грушевидную форму.
В 1964 году 20 февраля в селении Сержень-Юрт в семье учителя местной школы Мутусханова Ибрагима Шамилевича родился будущий художник, которого нарекли Исламом. Пока мама Садаева Дашони Абуталибовна учила детей премудростям общения друг с другом, мелким хитростям быта, отец не только раскрывал тайны географии, но и часто рассказывал детям о первом академике живописи из чеченцев - художнике Петре Захарове. В том же селе, как и остальные пять братьев и сестра, Ислам получил среднее образование. Художественной школы, к сожалению, в селе не было. Страсть к рисованию, зародившаяся в детстве, вела его по жизни. В армии рисовал для части. После обязательной срочной службы окончил вечернюю художественную школу в Ставрополе. С особым теплом он вспоминает своего наставника по рисунку и офорту Бондаренко Ю.А. Потом - учеба на художественно-графическом факультете Чеченского государственного Педагогического Института. Остался преподавать на том же факультете.
Художник, портретист, график, иллюстратор книг, керамист, аттестованный эксперт по археологическим материалам, предметам живописи и декоративно-прикладного искусства Росохранкультуры. Великолепный мастер настенного рельефного панно. Если вам удастся попасть в русский драматический театр им. М.Ю. Лермонтова, обязательно загляните в зал, где есть настенная роспись, выполненная руками этого художника, а фойе вас встретит задумчиво сидящий русский поэт позапрошлого века. В здании мэрии Грозного задержитесь на лестничной площадке, чтобы насладиться рельефным панно. Выйдя во двор, остановитесь у фонтана с каскадом. Добрым словом помяните наших предков. Дело в том, что на этой площади сожгли письменные реликты - книги нации в день поголовной депортации вайнахов. Говорят, пожарище стояло неделю. Если пройдетесь до сквера Журналистов, обязательно заметите "Горцев у костра", а в спорт-комплексе "Арена-Сити" - "Башню в горах". О Мутусханове - мастере своего дела снято три документальных фильма.
Он увлекается сложной техникой офорта(разновидность гравюры) на металле. Пишет тушью и акварелью.
Но однажды в его жизни произошел надлом. Случайная встреча с резчиком по дереву изменила жизнь. Никогда не обращавшего внимания на национальный орнамент, Ислама шокировал художественный язык - прелесть непрерывающихся линий. Они заинтриговали тайной своих переплетений.
- Может, это зов предков, которые украшали свою жизнь этим творчеством? - моментально промелькнула мысль.
После той нежданной встречи в мастерской известного художника Ильяса Дутаева прошло двадцать лет. В дружеской беседе за чашечкой чая, с коллегой по институту, Ислам случайно затронул тему нахского орнамента. Демельханов Сулейман - старший преподаватель истории Чеченского государственного Университета предложил своему товарищу заняться исследованием национального орнамента, внести свою лепту в историю чеченского народа, его прошлое и настоящее. Фундаментального труда о нахском орнаменте нет, хотя есть небольшие заметки о древних надписях, орнаментальных рисунках на башенных строениях и оружии.
Основа культуры народа - национальный вид искусства, то, что актуализируется в общественном сознании, как культура духовная. Единство человека и природы рождает творчество, вырабатывает жизнестойкость народа, позволяя ему пережить все трудности, мирно соседствовать с другими.
К великому сожалению, история нахов трагична. Многое утеряно, забыто. Тринадцатилетняя депортация, когда сталинский режим пытался выбить из народа память, ассимилировать - изменить ментальность, две последние военные кампании, когда люди пытались выжить любым путем, нанесли огромной ущерб культуре народа. Немые свидетели истории - холодные камни разрушенных временем и солдатами-варварами вековых башен и надгробья сохранили то, что не сохранила память человеческая.
Материальные трудности, нехватка времени не пугали Ислама, как только он вспоминал те нехитрые переплетения, беспорядочно разбросанный инструмент в мастерской. Свою любознательность художник пополнил классической теорией об орнаментах. Перелистал уйму литературы, но ничего конкретного о нахском орнаменте найти не смог. Вспоминал истанг - палас из вяленой овечьей шерсти, украшенный рисунком, к которому в детстве не проявлял интереса.
Чеченский орнамент - один из разделов народного декоративно-прикладного искусства. Этим повторяющимся узором украшали не только одежду, предметы быта и обихода, но и жилища. Ритмика слов и движений передавалась камню и дереву, пленила своей красотой.
Предки пытались немым языком передать свои чувства, мысли. С годами он уже знал почти все.
Один из характерных видов художественного стиля - орнаментальный ряд, или раппорт, подразделяется на виды: антропоморфный, геометрический, зооморфный, каллиграфический, предметный, природный и растительный. Если антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека, то геометрический - линии, точки, круги, зигзаги, спирали, круги, ромбы, прямоугольники и др. Зооморфный построен на изображении реальных или фантастических животных и птиц, а также их отдельных частей с различной степенью стилизации. Каллиграфический орнамент состоит из отдельных букв или элементов текста. Предметный включает в себя изображения военных атрибутов, предметов быта, музыкальных инструментов, театральных масок, а растительный - элементы растительного мира. Но главным мотивом орнамента является природа: волны, ореол пламени, небесные светила, молнии, элементы пейзажа.
Так, например свастика - знак в форме креста с равными загнутыми под прямым углом концами является древним символом вечного движения, огня, жизни. Он говорит о вращательном движении в одну сторону. Проводником и прошлого в настоящее и из настоящего в будущее - есть гармония между человеком и природой.
Многообразие культурно-художественных традиций вайнахов несомненно связано не только с природно-рельефными условиями, но и историей. Через этот край лежал Великий Шелковый путь. Пройдя через испытания, нахи сохранили свою самобытность, внешнюю красоту и язык. Локальные особенности оставили свой след в укладе жизни, в истории приобщения к ценностям ислама. Природный вкус и чувство гармонии человека с природой и его явлениями - результат мировосприятия и абстрактного мышления. Связь поколений поддерживается посредством элементов национального искусства.
Богатая орнаментальная традиция рельефного, контурного, скульптурного камнерезного искусства сохранилась в намогильных памятниках, несмотря на время.
Богатство орнаментальных рисунков из переплетающихся между собой линий с круглыми или овальными просветами в зеркальной симметрии часто дополняется растительными мотивами. На основе этих рисунков Ислам Ибрагимович разработал свое видение, свой стиль в национальном колорите и композиции.
Орнамент в руках профессионала продолжает оставаться неисчерпаемым источником художественных идей, музыкой для глаз.
Чтобы национальный орнамент не превратился в музейный реликтовый экспонат в наши дни, когда ценности цивилизации преобладают над ценностями культуры, Мутусханов совершенствовал то, что нашел, выпрямил на компьютере, и дал ему новую жизнь.
Творческих успехов и новых решений тебе, Ислам!
P.S.:
Традиционный нахский орнамент - символ единства и вечности присутствует на гербе Чеченской Республики.
Из рассказа И.Мутусханова о себе.
Дорогие читатели!
У меня, как и у любого чеченца, такая же незавидная судьба. Мне вместе со своим народом пришлось испить чашу горечи и разочарований за две военные кампании. Говорить о грустном не хочется, так как есть надежда на будущее.
В 1989 году я работал с Сайд-Эмиерм Эльмирзаевым над монументальной росписью в селении Мескеты Ножай-Юртовского района. Мой напарник привел меня в грозненскую мастерскую художника-резчика по дереву Дутаева Ильяса. В глаза бросился творческий беспорядок: какие-то бесформенные заготовки, инструмент. Я взял одну из заточек для работы с твердой породой дерева и стал рассматривать зазубрины.
- Ислам, здесь ничего трогать не стоит. Наши краски и карандаши у мольберта лежат, а эти железки могут понадобиться в любой момент. Мастер оставляет их, чтобы продолжить незавершенную мысль там, где ему удобно.
Я все прекрасно понимал, поэтому положив заточку, оглянулся. Помимо портретного изображения Ильяса Дутаева за работой в помещение находились какие-то заготовки. Как выяснилось, это - шахматные фигуры в национальном колорите. Мое внимание привлекли двери, украшенные глубокой резьбой до двух с половиной сантиметров. Сразу вспомнилась известная работа В.В.Верещагина из Туркестанской серии - «У двери Тамирлана».
Огромный четырехэтажный голубой дворец Куксарай, основанный Тимуром в Самарканде сразу после своего восхождения на престол в 1370 г., сегодня не сохранился, а двери, сделанные под чутким руководством отца Асламбеком Дутаевым и Азаматом Басхановым, украшают центральную мечеть г. Шали.
К слову, имя Ильяса Дутаева (1937-1999) можно найти во Всемирной энциклопедии искусств, выпущенной в Лейпциге (Германия).
Тогда мне едва исполнилось двадцать четыре года. А я пишу эти строки спустя четверть века.
Эти двери, вернее орнаментальный рисунок, произвел на меня такое впечатление, что я часто думал о нем. Что-то задело струны сердца, волновало меня и будоражило сознание.
Басханов А. стал моим первым педагогом по рисунку на художественно-изобразительном отделении, ныне факультет искусств при Чеченском государственном педагогическом институте.
Жизнь шла своим чередом. Я жадно хватал любую информацию об орнаментах. Но из-за вечной суматохи, финансовых затруднений, не хватало времени на углубленное изучение, выезд на полевые поиски материала. Единственным достоверным источником являлись чурты – намогильные камни, которых не тронуло время. Скажу честно, что в глубине души знал, что придет мой час, все брошу и начну копаться в истории. Что может связывать дело жизни – художественный промысел, изобразительное искусство с историей?
Как-то меня пригласили в ту же мастерскую. Но сейчас здесь работал сын Ильяса – Асламбек. Какой-то внутренний голос подсказывал : "Оглянись, присмотрись, думай, твори!», и мой взгляд упал на две каменные плиты с арабской вязью. Это были слова из Священного Писания мусульман и имя усопшего. Даже невооруженным глазом определялась рука мастера-профессионала. Не поверите, но холодный камень прошиб меня каким-то теплом. Удивительно красивый орнамент заставлял думать, не отпускал мои мысли.
В помещении стояла законченная работа Мохьмада Эсембаева. В течение четырех месяцев мастер-самоучка вырезал удивительно сплетенные гармонично связанные символы-слова из аятов Корана. Эта восточная мелодия пленила меня так, что не мог оторвать глаза.
- Никогда не учился этому мастерству. Даже не думал, что когда-нибудь займусь этим. Бывало, что заходил к своему родственнику в мастерскую и наблюдал, как он работает: наносит рисунок, углубляет резьбу. Наверное, в этом занятие я нашел себя, - удивила меня откровенность шестидесятилетнего Мохьмада.
Я не смог сдержать свой восторг, напросился в напарники. Азамат и Асламбек разъяснили, как правильно делать паспортизацию орнамента.
Иногда получалось выкроить время на полевые работы. Объездил почти всю республики с севера на юг, с запада на восток. Мне везло. Появились новые друзья, альбом фотографий, которые я подписывал с указанием мест находок.
В 2011 году пригласили в строящееся здание Дома торжеств. Специалисты из Турции интересовались чеченским национальным орнаментом. Там же познакомился с толковым компьютерщиком, Солтогиреевым Тамерланом, У него получилось выпрямить рисунок, придать цветовую гамму.
Последние два года занимался систематизацией имеющейся информации, которую добыл в полевых условиях. Особую благодарность выражаю местным жителям Ахмедову Ш.А.( с. Ножай-Юрт) и Мирзоеву Б.-А. (с. Беной).
Посредством сравнительного анализа смог проделать огромный фронт работы по стилевому и временному разграничению видов орнаментального рисунка. Заключительное слово о локальных особенностях я еще скажу в следующей работе, а пока представляю на суд читателей то, что есть : паспортизация находок, мое собственное видение национального орнамента в свете сегодняшних потребностей. Без прошлого нет будущего. А национальный орнамент – язык наших предков, который понятен всем.
© Copyright:
Зура Итсмиолорд, 2013
Свидетельство о публикации №213030901614