Альвиам, блин...

Полковник Чечель
     АХТУНГ - предупреждаю, рассказ написан для любителей горных лыж, остальным читать вряд ли будет интересно...

       "А ещё, к примеру, есть такие
        Им не писан никакой закон.
        Родину готов продать - Россию,
        Он за "Фишер" или "Саломон".
                Или вот откуда взяться детям?
                Мужиков пускай полным-полно,
                Но после дня катанья на Чегете
                Женщин могут видеть разве что в кино..."
               
                (Из "народной" песни "Воспоминания о Терсколе)

         На днях, общаясь с председателем Союза писателей Крыма, Борисом Григорьевичем Финкельштейном, я ему задал вопрос, знает ли он, что такое "Альвиам"?          

    Но немного пред истории. Познакомились мы с Борисом Григорьевичем недавно. Мне "случайно" попались в Интернете его рассказы. Прочитав их, я как бы заново пережил свою жизнь, начиная с детства. Кстати, точно такое же впечатление осталось и моего брата, которому я посоветовал их прочитать. В общем, рассказы мне понравились, рекомендую их читателям, кто не лишён чувства романтики и ведёт "не сидячий" образ жизни. Как и в случае с Сундаковым и Голтисом, я сказал себе: "Этот человек мне интересен, надо пообщаться".    

   Результат налицо - общаемся. Вопрос про "Альвиам" я задал вот почему. Голтис, по приезду в Николаев, попал ко мне сразу в первый день знакомства на день рождения, и в самом начале праздничного "банкета"мне "битый час" (минут 20) объяснял что такое "альвиам", и гости его терпеливо слушали, но с огромным интересом, т.к. он открывал им "Америку"...

   Короче, Голтис, как и я "помешан на горных лыжах. К тому времени, когда Голтису понадобился "альвиам" он на них катался уже 45 лет. А Борис Григорьевич тоже "фанат горных лыж" и стаж катания у него почти такой же как у Голтиса. Что такое "альвиам" я тогда не сильно понял, бо: "Нет, ты мне ещё раз, дважды, одно и то же очень медленно повтори. Как никак я военный". Я тогда как-то не придал значения, что не разобрался в этом новом для меня понятии горнолыжной техники, а тут, когда в моём поле оказался очередной профессионал по горным лыжам, решил расширить свой кругозор с его помощью и задал свой вопрос Борису Григорьевичу. Вот что он мне ответил:

     Насколько я знаю, Альвиан( не Альвиам) - это мужское имя . так звали одного из православных святых, жившего во 2-3 веке от р. Х. С ув.!

    Тогда я "в помощь" намекнул, что это связано с горными лыжами. На что мне Борис Григорьевич прислал следующую "петицию"

Вчера, 22:00
Василий Васильевич, если это касается горных лыж, то не альвиам, а авальман. Авальман - это поворот  на параллельных лыжах в задней стойке с разгрузкой лыж. Используется в основном для прохождения больших бугров при катании на относительно длинных лыжах. Я его уже сорок лет использую в последнее время даже на карвинговых лыжах.Вообще , в горных лыжах вряд ли существует что либо, что бы я не знал или не пробовал. Я вам не писал, но я участвовал в десятках соревнований и последний раз три года назад в австрийском Ижгле занял первое место в открытом чемпионате по гигантскому слалому.

      Там было больше трехсот участников и  я был на 20 лет старше самого старого участника. Кстати, скорость на финише была  около 120 км в час( там электронные спидометры стояли). Так что в следующий раз пред упреждайте из какой отрасли вопрос, а то поди догадайся о чем идет речь. Только , пожалуйста , не обижайтесь, но это как бы я с вами о самолетах спорил. В горных лыжах я, пожалуй, больший профессионал чем в других моих многочисленных видах деятельности. С уважением!

    Я ему тогда написал:

   Браво, Борис Григорьевич!!! Я "снимаю перед Вами шляпу!!!" Мы с Ириной хохотали до слёз, а в конце она сказала: "Да, здорово он тебя умыл!"

      Я, кстати, по целине катаюсь плохо, да и вообще у меня очень корявая техника. Причина в моём первом виде спорта - прыжки на лыжах с трамплина. Мне всегда нравилась скорость. В итоге, на Чегете, Эльбрусе меня всегда посылали занимать очередь для группы. Т.е. я просто носился "без царя в голове", и меня никто не учил. Был год когда меня из-за такой техники даже не взяли в сборную 300-ой группы для участия в соревнованиях по 300-400 гуппам. Но в последний день один участник заболел, и группа настояла, чтобы взяли меня, хотя инструктор был категорически против моей кандидатуры.

     В итоге, все перворазрядники по горным лыжам попадали, кто в первой, кто во второй попытке, а у меня оказалось лучшее время. (дистанция - метров 800 простого слалома). Когда мне вручали "золотую" медаль за первое место, один мэтр горных лыж на весь зал произнёс фразу: "Как он победил? Он же катается как корова!"

     В общем, носился я так лет 20, совершенно не чувствуя необходимости учится правильной технике, пока в 97 в Терсколе за 8 дней катания оставил там 900 долларов, для меня это большая сумма, и сказал себе: "Вася, если ты хочешь здесь кататься, здесь надо работать, а не отдыхать." Мне повезло, там как раз работала горнолыжная школа инструкторов Ремизова, и хотя они уже пол срока обучения прошли, я заплатил деньги и меня взяли. Я откатался с ними неделю, получил азы горнолыжной техники и методики обучения, потом корочки в Москве и получил допуск к обучению на горных лыжах как  "Кандидат-инструктор Московской горнолыжной школы."

     На следующий год я собрался туда ехать "зарабатывать" деньги, но военая турбаза Терскол сделала оклад инструктора 350000 руб, а за жратву он должен платить 380000 руб, а будешь питаться сам, выйдет ещё дороже. В итоге, месяц ишачишь, а потом ещё доплачиваешь. Я плюнул на это дело и поехал в Домбай на неделю.

    Теперь Борис Григорьевич, по сути. Что такое авальман я знаю, Но... Но Голтис сказал именно "Альвиам" Борис Григорьевич, блин, я не поленился достать диск, найти это место, где он "минут 20" объясняет мне, что это такое - "Альвиам" ( нет, ты мне ещё раз, дважды, очень медленно, повтори одно и тоже - я же "нормальный военный") Честно скажу, я тогда не очень внимательно его слушал - просто любовался его лицом, хоризма в нём обалденная, и это при том, что более скромного и праведного человека, с кем я знаком близко, я не встречал. Поэтому, я не очень понял, что такое альвиам, но одна из фраз была:

       "Правый поворот на внешнем канте правой ноги... " А Голтис тогда впервые попал в Альпы, но накануне поездки он очень сильно травмировал одну ногу в Карпатах на скорости всего 10 км в час, а крепления были затянуты для скоростного спуска. Так вот, он тогда катался на одной ноге сразу по чёрным трассам, используя этот стиль. Но он сказал, что его можно использовать и катаясь на двух ногах.

     Борис Григорьевич, насчёт знаю о горных лыжах почти всё - я всего раз за 40 лет катания видел мужика который в Терсколе катался по всем трассам абсолютно прямым, как стойкий оловянный солдатик, примерно так выезжают на трамплин для фристайла. Он меня так поразил, что я напросился с ним в баню, где он и открыл свой секрет: они с женой богатые люди и фанаты горных лыж, поэтому всю зиму проводят в горах, переезжая с место на место. Он и поведал, что первые 30 лет он катался как все нормальные люди. Потом стало скучно и он придумал свой стиль...

   И ещё, Борис Григорьевич, на тему: "Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда"

       Так вот, Борис Григорьевич, сделаю лирическое отступление, но по теме: Как-то в чине старлея меня подняли по тревоге из моего первого ДС (дежурные силы) - сидеть неделю в ДС в повышенной Боевой готовности к вылету доверяют только полностью боеготовым, надёжным экипажам. Дело это было на Балтике, стоял туман,я взлетал почти по взлётному минимуму, (50 на 500),  меня подняли по тревоге, заведомо зная, что посадку буду производить на запасном аэродроме. Но во времена "холодной войны" нас заставляли делать рискованные вылеты, и это было нормой.

      И вот Вы представьте, сначала мы вскрыли всю надводную обстановку в локатор со средних высот, а потом я нырнул вниз, чтобы визуально проверить радиолокационные отметки от целей. Несусь у самой воды, на море штиль, над морем приземный туман волнами, но периодически появляются разрывы 1 - 1,5 км. Опознали мрт (малый рыболовный траулер), нашли развед корабль ФРГ "Альстер" у самой границы наших территориальных вод, потом мелькнул сухогруз и вдруг, я глазам своим не поверил - стоит 5 подводных лодок нос к носу (Представьте круг, а в нём пять пл носом к центру) Пока я протирал глаза, что этого не может быть, (Развед отдел Штаба авиации, когда давал мне надводную обстановку в районе, ни о каких подводных лодках не говорил).

      А они ж, как привидение, тут же расстаяли под крылом, но радист Валера Фартушный, (на фронтовом бомбардировщике ИЛ-28  он сидит в корме) подтвердил: "Командир 5 подводных лодок". У меня аж муражки по коже - война, блин, а если это фээргэшные? (Федеративной Республики Германия). Мы их из-за огромной скорости даже опознать не успели. Короче, даю команду: "Радист, немедленно передавай по дальней связи - 5 неопознаных подводных лодок идут в надводном положении. Штурман, выдай ему координаты".

    Гордый от завершения столь сложного, но удачного вылета, я взял курс домой, передали, что погода улучшилась - посадка на своём аэродроме... "Но пасаран!!!" (Они не прошли).

   Через неделю, сменившись с ДС, меня отправили в Балтийск, где проходило заседание всех крупных морских начальников перед большими флотскими учениями. А поскольку мой экипаж обеспечивал ракетные стрельбы кораблей пуском пикирующих мишеней ПМ-6г, мне тоже приказали туда прибыть. И вот в перекуре, я слышу как группа моряков, все капитаны 1 и 2 ранга,  кроет матом какого-то мудака-лётчика. Я так бочком-бочком поближе и слушаю. Рассказывает, я так понял, командир бригады подводных лодок, естественно, дизельных, бо атомные до Балтики ещё не добрались.

    Как он, возвращаясь с Атлантики после очень тяжёлого похода, решил нарушить все руководящие документы, и пользуясь погодой - штиль и туман, дал команду всем лодкам всплыть днём, чтобы дать экипажам пл хоть немного подышать свежим воздухом, тем более, на одной из пл заболел тяжело матрос, консультация врачей всех пл была не  лишней. Но только всплыли, и какой-то мудак, выскочил на них на ИЛ-28 и всех тут же "заложил". Со Штаба флота сразу пришла радиограмма всем немедленно осуществить погружение. А потом всем командирам подводных лодок объявили по взысканию, кому больше, кому меньше...

     Я послушал, и тут во мне некстати пробудилось слово "совесть", неожиданно для самого себя я жалобно- щенячьим тоном произнёс: "Господа офицеры, вы меня извините, но "мудак-лётчик" - это я. Я ж не знал, что вы после похода..." В воздухе повисла тягучая пауза, в течение которой я готов был буквально от стыда сквозь землю провалиться, что подвёл таких "уважаемых господ офицеров". И тут все стали меня утешать, мол, пацан ты не переживай, ты ж не знал... Ты ж не специально... Короче, на моряков так произвело впечатление моё чистосердечное признание, что потом, после окончания заседания, они "учли мне это при разливе пива" в буфете гарнизонного Дома Офицеров города Балтийска.

      Но самое прикольное во всей этой истории то, что когда я её рассказал своему другу в Херсоне, потомственному моряку, капитану 3 ранга в запасе, Вяткину Валерию Ваильевичу, он сказал, что я это всё придумал, т.к. подводные лодки строем не плавают и вместе они оказаться не могли. Я ему говорю : "Валера, но я их видел своими глазами" Он мне: "Этого не может быть, тебе померещилось".

     Так и с Вами, Борис Григорьевич, я думаю, Голтис знает слово "авальман", но он сказал "АЛЬВИАМ" - посему, у меня пропозиция. Когда я окажусь в Крыму, помимо того, что мы с Вами съездим в Музей Морской авиации в Саки, нам желательно найти пол часа, посмотреть диск с записью моего дня Варенья,которое, кстати, блин, как раз сегодня 11 марта, по странному стечению обстоятельств, и послушать самого  Голтиса, как он мне объясняет, что такое альвиам. Я допускаю мысль, что я его неправильно понял, но допускаю всего лишь на 10%, остальные 90%, что он сказал именно то, что хотел сказать.

     А вообще-то, Борис Григорьевич, я хотел задать Вам, как человеку, имеющему огромный жизненный опыт, вопрос, на который сам я пока себе однозначно не ответил, но этот альвиам спутал все планы. Значит - в следующий раз... До связи... Ещё раз примите моё восхищение Вашими горнолыжными успехами, они дорого стоят!!!  А зато у меня все гости проходят вдоль стены, где  стоят 13 пар лыж, из них 8 пар горных. Так что мы тоже "не из простых"... смеюсь... С уважением!!! ВВ.

   А дальше я  написал следующее:

      Значит Голтис со своим Русинским "акцентом" что-то напутал? Но ведь к тому времени до этого случая он стоял на лыжах уже 45 лет, а начал кататься в 4 года. А вы помните стиль, как катались на лыжах, когда одна пятка отрывалась, и лыжа становилась назад??? Может это из той области "альвиам"???   На что Борис Григорьевич тут же прореагировал:

   От кого: Борис Финкельштейн ... 
Кому: Василий Чечельницкий <chechelya@mail.ru>

Сегодня, 16:16
     Старинный  стиль катания ( еще довоенный), когда пятка отрывалась, назывался " телемарк" , поскольку одна из древнегреческих скульптур, изображающая героя Телемарка , была изображены скульптором именно в этой позе( припав на одно колено и руки в стороны). Таким способом катался еще Хемингуэй перед испанской войной. С ув.!

    Вот видите, господа уважаемые "фанаты" горных лыж между какими двумя "корифеями" я оказался, но поскольку, когда двое об одном и том же говорят по-разному, остаётся просить помощи зала. Так что, уважаемые коллеги по экстриму, если среди вас попадётся эрудит, не менее грамотный, чем эти двое, можете в рецензиях написать свою "эрудицию"... Или прямо мне в личку, есть "альвиам" или его Голтис придумал.

    А вообще, закончить эти размышления вслух о горных лыжах, хочу соображением - есть люди, общение с которыми сразу поднимает настроение и оптимизм! Дай Бог нам всем побольше встреч с такими людьми как Голтис, Виталий Сундаков, Борис Григорьевич Финкельштейн, Юра Лончаков, Константин Фролов и много-много других... Удачи Вам, судари и сударыни!!!

   На фото - третий день "сухого голодания" на семинаре Голтиса. Организм просит воды любой ценой... (прибой на набережной Ялты) Будем жить!!!

    P.S. Спустя год, как был напечатан этот рассказ, жизнь свела с Мастером Спорта СССР Владимиром Мешканцевым, и он на 90% закрыл этот вопрос, ещё 5% добавит Борис Григорьевич Финкельштейн, когда я доведу для него эти соображения, и окончательную точку поставит Голтис, для чего я специально решил его отловить или в Москве, или в Киеве. В данный момент он с командой "EQUITES" в экспедиции в Мексике, но на мой вопрос, будет ли он в таких-то датах в Киеве?" - прислал ответ:"Планируем быть в Киеве! С огромной радостью и трепетом ждём вас у себя в гостях. Сейчас мы в Мексике. Экспедиция команды ЭКВИТЭС. От Натальи вам огромнейший привет. Ждём вас и крепко обнимаем!!!" На что я ответил: "Раз ждёте в гости с "трепетом" - тогда едем. В общем, я думаю, в октябре мы этот вопрос, который уже 5 лет, как мы познакомились с Голтисом, не даёт мне покоя, закроем.

    Мы ещё раз внимательно посмотрели диск с записью моего дня "Варенья", где Голтис говорит об "альвиаме". Вот вывод МС СССР, но сначала пару слов о человеке, на которого я ссылаюсь. Владимир Мешканцев - МС СССР: 2, 02, 2012 г. "Буковельские игры", GS - гигантский слалом - 1 место. 2014 год - 7 стартов на "Буковельских играх и УГК" - из которых 5 первых мест и 2 вторых, а также исполнителю песен под гитару, типа:

   "Я с нецензурщиной вписался в поворот,
    В горах сошли лавины и обвалы.
    Где руки-ноги, чёрт не разберёт,
    Седой Эльбрус остался одноглавым..."

    Так вот, он мне подарил горнолыжный журнал "Буковель" 2013/14, часть 1, в которой подчеркнул статью "Техника Хенрика" и выделил специально для таких "чайников" как я слова : "До сих пор я считаю, что "западный" фанкарвинг стал революцией в технике катания. Он научил тысячи лыжников "выпускать" ноги в поворотах и использовать канты для езды, а не только для торможения"... Жаль, что у нас в большинстве случаев можно увидеть повороты на внутренней лыже, а не настоящий красивый фанкарвинг. Фанкарвинг не был так уж плох !!!"

    А ещё после распития на четверых (с жёнами) бутылки сухого "Саперави" и коньяка "Аскания" в санатории "Борисфен" города Очакова Владимира "осенило", а меня наоборот - "заклинило", и тогда он мне, "бестолковому", своими словами написал: "Альвiам", - а ля Голтис - скорее всего "Поворот на внешнем канте внутренней (горной) лыжи. Я думаю здесь дело просто в терминологии.Например, подъём разгибом гимнасты в народе называют "склёпка", но скажи "склёпка" не посвящённому в тонкости гимнастики человеку, и он никогда не подумает, что речь идёт об одних и тех же вещах".

    Но поскольку Владимир очень деликатный человек, и очень "скромный", поэтому и написал "скорее всего" придётся опять тревожить "корифеев", из-за которых этот вопрос "вскочил" как пионер - Бориса Григорьевича Финкельштейна и самого Голтиса, бо автор, начитавшись "классики", придерживается поговорки: "Хоть ты мне друг, но истина дороже". Посему, в октябре сего года автор надеется в этом не простом вопросе, поставть окончательную точку, о чём немедленно уведомит своих читателей. И хотя 99,9% из них пока не катаются на горных лыжах, но узнав, что такое "Альвиам", они непременно захотят его освоить, а значит в нашем полку "фанатов" горных лыж появятся новые сторонники и сторонницы, а это всегда возбуждает и радует!!! До новых, волнующих встреч на лыжных склонах, уважаемые господа экстрималы...

    Ну, для "профи" добавлю такую деталь, которую тогда сказал Голтис: "Когда мне впервые на глаза попался этот стиль катания, на нём не катался никто в России и на Украине. Просто один наш Карпатский горнолыжник много лет назад увидел одного француза, который просто "парил" над склоном, катаясь этим стилем. Его это так заинтересовало, что просто стал "охотиться" за теми, тогда не многими горнолыжниками, которые катались также. Ему понадобилось несколько лет, чтобы освоить "альвиам". Не забывайте, тогда катались на прямых лыжах, карвинговыми и не "пахло".

     Ещё Голтис добавил: "Мастеру горных лыж, чтобы уверенно спускаться с гор альвиамом, надо не менее 100 раз упасть в одну сторону и не менее 100 раз в другую. Самому Голтису альвиам понадобился, когда он по "чёрным трассам" катался на одной ноге, т.к. вторая была сильно травмирована и практически не работала, одетая в ботинок большего размера. Короче, вопрос пока я не встречусь с Голтисом, остаётся открытым, но всё равно мы его проясним,куда он от нас денется, блин?

     Вот только что пришла "первая ласточка" - ответ от Борис Григорьевича Финкельштейна:

Re: "Альвиам"От кого: Финкельштейн
Кому: Василий Чечельницкий <chechelya@mail.ru>
Сегодня, 21:28

Ok, В. В. , только я буду в Днепре  28-го вечером и до 5-го октября . Сейчас в Испании, а затем уеду в Великобританию. Только не подумайте, что я отдыхаю, везде бизнес. Теперь о лыжах: скажу честно, я такого термина " альвиам" не слышал никогда , поэтому подумал , что это испорченное " авальман" . Может быть это какой то "новояз" в горнолыжной терминологии? Но тогда следует уточнить , что подразумевается. Дело в том , что и раньше до карвинга существовала техника ускорения в поворотах с использованием резаного S поворота и частичной загрузкой внешнего канта.

       Да это была сложная и рисковая техника, но именно ее применяли чемпионы , чтобы вырвать для победы какие то доли секунды. После же появления карвинговых лыж техника вообще кардинально изменилась , стала гораздо резче и скорости прибавились даже у не столь уж подготовленных лыжников. Вообще, каждый лыжник имеет свою особую технику и ее не  всегда могут копировать окружающие. Я , например , с незапамятных времен катаюсь на двух лыжах, как на одной , т е ботинки тесно прижаты друг к другу и практически никогда на видимое расстояние не разводятся, и почти всегда в выраженной задней стойке( она у меня то более задняя, то менее задняя, в зависимости от склона).

      Перешел на карвинги - тоже самое. Сколько меня за эти выкрутасы критиковали, но я получаю душевное удовлетворение именно от такого катания. Нравится мне, красиво , плывешь как в детском сне. Освоить такую технику, ушло много лет, и я практически не встречал ее в чистом виде у окружающих. Может быть и автор термина что то такое придумал и оно ему подходит. Если так, никаких возражений нет - добиваться цели можно разными путями и " дорогу осилит идущий" . До встречи, рад что Вас  это продолжает волновать, какие наши годы? Держите меня в курсе, до встречи!
                Отправлено с iPad

    Блин, надо, что-то "умное" человеку ответить, а в "фуражку "53" размера много в голову не возьмёшь, поэтому: "Пилите, Шура, пилите - она золотая"...