Притча о Гаутаме и страданиях

Оксана Игоревна Василенко
Когда принц Гаутама обрёл просветление, он открыл глаза, поднял лицо к небу и рассмеялся. Весь мир был залит солнечным светом, этот свет заполнил Гаутаму целиком – и это был не свет, а безграничный восторг.
Гаутама вскочил и помчался куда глаза глядят. Он хохотал и кричал во всё горло, пел и танцевал от радости.

Выбежав на дорогу, он увидел нищенку, просившую милостыню, измождённого старика с вязанкой хвороста, девушку с кувшином воды, богатого купца в паланкине и множество других прохожих. Все они были заняты своими делами – и каждый из них был полон страдания. Над каждым словно висела тёмная туча, закрывавшая солнечный свет – для них мир был окутан тьмой.

В сердце Гаутамы, которое только что пело от радости, будто кинжал вонзили, рассекая его на мелкие кусочки. Он схватился за грудь и, шатаясь, побрёл обратно под дерево бодхи.

– О Всевышний! – простонал принц, возвратившись на место, где просидел множество дней и ночей в поисках просветления, – Как же так? Ведь мир полон света, так почему же люди живут во тьме?

– Потому что их глаза закрыты, – ответил Всевышний. – Они спят и не знают, что живут во сне. Их страдания всего лишь сон.
– Тогда я разбужу их! – воскликнул Гаутама и бросился к дороге.

Он хватал прохожих за руки, указывал на солнце, говорил о всепроникающем свете и безграничном счастье.
– Это всё сон! – кричал он. – Очнитесь, откройте глаза, и ваши страдания растают, как дым!
Прохожие шарахались в сторону, называли его сумасшедшим, некоторые даже бросали камнями. Кто-то просто смотрел с жалостью, а кто-то – с раздражением, но никто не понимал его слов.

Наконец Гаутама устал и вернулся под дерево бодхи.
– Я ничего не понимаю, – прошептал он. – Может, я действительно сошёл с ума? Зачем мне просветление, если после одного мига чистейшей радости моё сердце терзает невыносимая боль? И зачем людям терпеть такие страдания?

– А как ещё заставить спящего проснуться? – спросил Всевышний. – Хорошие сны жаль прерывать. Только настоящий кошмар может заставить открыть глаза.

– Но я не могу безучастно смотреть, как страдают люди! – воскликнул Гаутама. – Пусть их страдания всего лишь сон, они переполняют моё сердце. Моя жизнь стала ещё более невыносима, чем прежде. А ведь я-то не сплю, верно? Значит, моя боль настоящая!

– У тебя есть только один выход, – произнёс Всевышний. – Ты должен вбирать страдания мира в своё сердце, переплавлять их огнём любви и освещать дорогу другим светом истины. Ты никого не можешь разбудить, но ты можешь помочь им проснуться. Вбирая страдания людей в собственное сердце, ты немного рассеешь тёмные тучи на их головами, и спящие почувствуют тепло солнечных лучей. И тогда кто-то из них тоже обретёт просветление и примет страдания мира в своё сердце, переплавит их огнём любви и поможет тебе осветить дорогу другим светом истины.

И когда-нибудь каждый прозреет, увидит, что страдания были лишь сном, а на самом деле мир полон света и радости – и тогда чёрные тучи над человечеством рассеются навсегда, и в голубом небе будет вечно сиять ласковое солнце.