11глава

Татьяна Богдан
               
   Домой Николке идти не хотелось, попрощавшись со следователем на краю поселка, вздохнул и направился к реке. Он шел по выжженной, солнцем, траве и пиная, попавшие под ногу комья глины, думал, как теперь они будут жить. Старший брат, Толик, погиб на фронте, а Сергей, вернувшийся инвалидом с войны, погостил несколько дней в родном доме, потом поцеловал мать с младшими братьями и сестрами, и уехал в город.
 
  Уезжая, он обещал, что как устроится, от этого изверга заберет к себе мать с ребятишками. Но вот прошло уже пять лет, а от него нет ни одного известия, словно пропал. Мать все слезы уже проплакала по сыну, не зная, что и думать. Сколько раз она просила мужа разыскать его, на коленях просила, но он отмахивался от нее, как от назойливой мухи, мол тот уже не маленький, что может с ним случиться?
   
  -Нужно будет следователя попросить, чтобы он помог найти нам Серегу, - подходя к берегу реки, вслух сказал мальчонка. Сняв с себя одежду и бросив ее на ближайший куст таволги, с разбега нырнул в воду. Прохладная вода приятно охлаждала тело. Немного поплавав, парнишка вышел на берег и взяв горсть мокрого песка, стал с себя счищать невидимую грязь, которая, как ему казалось, обволокла его всего. Сначала он тер осторожно, чтобы не поцарапаться, но с каждым разом тер все сильней и сильней, уже выступила кровь, а ему все казалось, что засохшую отцовскую кровь и ее запах теперь никогда не смыть.
   
  -Николка, ты что делаешь? – вдруг, услышал он голос за спиной.
Оглянувшись,  увидел перед собой стоявшего пастуха, заменившего деда Семена.
-Да-а, моюсь, - растеряно промолвил мальчонка.
-Да, кто ж так моется? – возмутился конюх, - ты глянь, как кровь бежит. Иди смой ее в реке и привяжи подорожник. Иж, чо удумал, а? Вроде и хлопец ты не дурной, а чо сотворил. Вот балда, - не унимался тот.

  Парнишка послушно вошел в воду и смывая кровь, вдруг, разрыдался.  Конюх молча наблюдал за мальчонкой, давая ему выплакаться. Наконец Николка успокоился, ополоснул лицо речной водой, вышел на берег и встретившись с взглядом Филиппа, опустил голову, пряча заплаканные глаза.

  -Ты, енто, - сказал мужчина, - слез не стыдись, в жизни так бывает, что и мужчины плачут и не бойся, мы вас однех не оставим, всем селом вам помогать будем.
Николка смохнув набежавшие слезы, тихо сказал:
-Спасибо, - и взяв одежду, стал одеваться.

  Свиягин, придя домой, быстро перекусил и стал собираться в город.
-Чо, начальству докладаться побег? – спросила баба Настя.
-Да, сами прекрасно понимаете,  в рапорте нужно все ясно изложить, что и как случилось.

  -Понимать то я понимаю, да только что-то в толк не в возьму, за кого ты соколик? Как говорится, за белых ты или за красных?
-Не понял? - удивленно спросил постоялец, посмотрев на хозяйку, - что вы имеете ввиду?

 -Как это ты не поймешь? – возмутилась женщина, - сейчас только от тебя зависит, от твоего доклада, как обернется жизнь и спокойствие всей деревни.
-Я все понимаю, но что я могу сделать? Ведь в убийстве председателя принимало участие почти все село и молчать я не имею право. Виновных нужно наказать.

  -А ты видел, кто именно принимал енто участие? – спросила старушка.
-Нет.
-Вот именно, не видел. А может его медведь в лесу помял, а ты на людей наговариваешь, - посмотрев исподлобья, не унималась хозяйка.
-Как это медведь? Мы же все прекрасно знаем, что это было не так.
-Мы? – сделав удивленное лицо, спросила старуха, - я ничего не видела и ничего не знаю. А то что конь в село привез растерзанное тело председателя, это тебе всяк скажет. Вот так, соколик.

  Следователь смотрел на бабу Настю, которая сидела за столом и с виду, спокойно перебирала фасоль, и удивлялся, как тонко она подвела его к черте, как ему казалось, перешагнув ее, он изменит своим честным принципам и встанет по одну сторону с Сатанкиным. Не попрощавшись, Свиягин толкнул дверь и быстро вышел на улицу.

  -Вот, язва, - ругнулся следователь, быстрым шагом направляясь в сельсовет.
По дороге ему встретилась тетка Санька, которая искоса глянув на него и буркнув приветствие себе под нос, быстро засеменила от него подальше по пыльной дороге. Другие, хозяйничая у себя во дворе, только завидев городского, сразу исчезали в глубине двора. Он заметил, что люди, которые еще вчера легко шедшие с ним на разговоры, сегодня его сторонились.

  -И что за напасть, будто в их бедах я во всем виноват, - думал Свиягин.
У крыльца сельсовета стоял конь председателя, запряженный в бричку. Похлопав Буяна по шее, следователь быстро взбежал на крыльцо и открыл дверь.

  Секретарь, как всегда что-то быстро строчила на машинке. Увидев следователя, она улыбнулась.
-Здравствуйте. А я Вас с самого утра жду. Буяна Николка пригнал, сейчас документ допечатаю и можете ехать в город.
-Не понял. Какой документ вы допечатаете и почему вы решили, что я уже уезжаю?

  - А разве не уезжаете? – перестав печатать, спросила девушка, у которой в глазах показался страх, - ведь вы приезжали по поводу смерти деда Семена. Кто это сделал всем сразу было понятно. Виновника уже тоже нет в живых, а значит, я думала, что и дело закрыто.

  - Это вы так думаете, - вдруг закричал Свиягин, в конец разозлившись, - а я думаю иначе! Что за документ вы печатаете?
-Рапорт по уборке картофеля, Степан Николаевич еще говорил, чтобы я сегодня его подготовила. А почему вы на меня кричите? – надув губки, спросила девушка.
-Простите, меня Нина, просто мне кажется, что слишком многие в последнее время стали думать вместо меня. Напечатали свой рапорт? Давайте. Кому его нужно отдать?

  - В райком, товарищу Перепелкину.
- А-а, знаю. Мы с ним вместе по комсомольской линии, еще до войны ездили с агитбригадой. Хорошо, передам.
Девушка отдала документ и сделала вид, что очень занята. Свиягин посмотрел на нее и молча вышел. Буян спокойно стоял у крыльца и мирно щипал траву.
-Ладно, поехали, - вздохнул следователь и залез в телегу, - но!

  Сельчане, глядя в след Свиягину, молча крестились, прося помощи и защиты у Господа. Только к вечеру следователь добрался до города и сразу направился в райком, к Твердолобу, которого знал еще с раннего детства. Секретарь райкома Твердолоб, увидев внука своей давней боевой подруги, улыбнувшись, сказал:
 
- А-а, проходи, проходи! Давно не виделись. Садись. Ты по делу, или так зашел? Рассказывай.
Свиягин все рассказал, что случилось в селе и рассказал, как бесчинствовал в своем колхозе председатель, за что и поплатился жизнью.

  - Да-а, - задумавшись, протянул Твердолоб, - дела-а. Я давно знал, что он сволоч, но такое… Что собираешься делать? Как докладывать?
- Не знаю, - честно признался следователь, - вот, пришел спросить Вашего совета, как у отца, можно сказать и старого коммуниста. Ведь, если честно, то Сатанкин сам спровоцировал гнев односельчан. Сколько можно было терпеть его издевательства над собой, над детьми и бабами. Мужиков то в селе не осталось. А кто вернулся с войны, в основном стали инвалидами.

- Да, знаю я, - горестно протянул секретарь райкома, - а что, если на самом деле, списать смерть Сатанкина на медведя? Настя то права, натерпелся народ страху. Умная баба. Я ее знаю еще с семнадцатых годков. Боевая была. Значит так и рапортуй, что возвращаясь с города на председателя колхоза << Красный луч >>, напал медведь. От нанесенных медведем ран, Сатанкин скончался не приходя в сознание. Таким твоим рапортом мы двух зайцев убьем – и колхозникам поможем, да и нам самим такая слава не к чему. Ясно?
 
  - Так точно.
- Вот и хорошо. У тебя все?
- Да.
- Тогда иди. Мне одному нужно побыть, - сказал Твердолоб.
Попрощавшись, молодой человек вышел из райкома и уверено направился в отдел милиции.

  На следующий день, в кабинет Свиягина позвонили из обкома партии и просили туда немедленно явиться. Машина за ним была уже послана. Найдя нужный кабинет, Борис постучался и вошел.               

– А вот и наш герой дня, - шутливо встретили его там, - проходите, присаживайтесь.
- Спасибо, - поблагодарил следователь и быстрым, незаметным взором осмотрел кабинет, прикидывая обстановку.

  - Наслышан я, наслышан, - говорил зам секретаря обкома, - большое несчастье постигло колхоз << Красный луч >>, такого руководителя потеряли. Не буду ходить вокруг и около, сразу скажу, зачем мы вас пригласили. Дело в том, что сегодня с утра было созвано экстренное совещание по поводу выбора и назначения председателя колхоза << Красный луч >>. Сами, дорогой понимаете, страда началась, медлить некогда.

  Нам вас порекомендовал секретарь райкома товарищ Твердолоб. Очень хорошо о вас отзывался. Мы позвонили к вам на работу, чтобы лучше вас узнать и решили, что вы отлично подходите на должность председателя колхоза. Бывший фронтовик, коммунист, молодой, энергичный.

 - Да, но у меня нет никакого образования. Я хотел на следующий год поступать на юридический, - пытался возразить Свиягин.
- Нет образования? Ая-яй, это конечно не хорошо, учиться нужно, но не на юридическом, а сельскохозяйственном факультете. А пока прислушивайся агронома Петряхина. Замечательный специалист. Вообще, нужно отдать должное Сатанкину, хороших специалистов он себе подобрал.

Взять хоть агронома, хоть зоотехника или ветеринара. Вот и прислушивайся к ним, советуйся. Они помогут. На работе мы уже с твоим начальством все обговорили, сдавай все дела и принимай колхоз. Повторяю, тянуть лямку некогда, хлеб нужно убирать. Поздравляю, желаю вам удачи, - и пожав руку, грузный и седовласый зам председателя обкома, тяжело сел в кресло, давая этим понять, что разговор окончен.
- Спасибо. До свидания.
- До свидания, дорогой, до свидания.


Через три дня, сдав свои дела, бывший следователь Свиягин возвращался в колхоз << Красный луч >> председателем колхоза.

                Продолжение следует http://proza.ru/2013/03/14/1364