США - профессия тайный инспектор

Оксана Лесли
В США существует профессия – mystery shopper.  В переводе на русский язык это означает – тайный покупатель.  Но в моем понимании это – тайный инспектор. 

Впервые я услышала об этой профессии в 1999 году, когда работала в аризонской куриной кафешке.  Нам менеджер нервно сообщала, что ожидается проверка «секретными покупателями» на такой-то неделе, а точный день и час  неизвестны.  У нас и от тараканов тогда обработали,  и мы драили все,  улыбались сверх обычного, как будто нам сто баксов в час платили, а не шесть...

Существуют несколько компаний в стране, которые организуют «тайных инспекторов» или «секретных покупателей», дают им работу – объекты, подлежащие инспекции в определенные дни. 

Не все могут стать «тайными покупателями.»  Нужно иметь телефон, компьютер, интернет, сканнер.  Для кого-то перечисление этих современных прибамбасов звучит как  «Элементарно, Ватсон!»

Но я встретила немало русских в США, которые не умели пользоваться ни компьютером, ни сканнером, и не пытались научиться.  Мол, муж есть, все сам сделает, а мне не надо.  А мне было надо.  Киф, мой муж-американец, меня всему обучил, чтобы я его не дергала глупыми просьбами. 

Почему я решила попробовать себя на поприще тайного покупателя?  Потому что хотела
попробовать свои силы, написать новую статью на эту тему, и пополнить свой словарный запас. 

Мое первое задание я получила в 2003 году в пенсильванском городке Фэйеттвилл.  На тот момент у меня не было постоянной работы, а первенцу исполнилось всего два года. 

С двумя - тремя детьми такие инспекции проводить невозможно, разве если нужно сходить на просмотр театрального представления типа балет на льду, вперед заплатить деньги за билеты, а через месяц по почте получить чеком все или часть денег за рапорт о качестве  представления.

Мне пришлось сначала прочитать все требования компании, которая запрашивала инспекцию своего объекта – бензозаправки и магазинчика.  Потом я скачала и распечатала анкету, которую надо заполнить по ходу инспекции.  Задание - купить что-то из еды, заправить машину, при чем за свой счет.

Итак, я приехала на объект.  Припарковалась, где покупают бензин, помыла окно машины.  На бензозаправке должны быть ручные дворники, вода с чистящим средством для машинных стекол, бумажные полотенца.  Если чего-то нет, надо указать в рапорте об этом.  Оглядывая территорию бензозаправки, нужно обратить внимание - замусорена ли, припаркованы ли там машины частные со знаком «продается», есть ли ямы на парковке около магазина, которые нужно заасфальтировать?  Незамыленному глаза «тайного инспектора» это бросится в глаза. 

Затем я проводила проверку внутри.  Чистота  пола, стекол, холодильников, освещение – все нужно видеть и запомнить.  Все  ли товары с ценниками?  Если мой взгляд падал  на мороженое, соки, и я не видела ценников, то запоминала названия товаров. 

В уборной я доставала свой рапорт, заполняла, чтобы не забыть, какие продукты не имели ценников, и другие свои наблюдения.  Отмечала, чистая ли уборная, есть ли там мыло и туалетная бумага.  Потом  я наливала себе кофе, добавляла ароматизированные сливки, расплачивалась.  От меня так же требовалось запомнить, как одета кассирша, если это женщина. 

Я дома ознакомилась с  инструкциями (не без заглядывания в англо-русский словарь), какая должна быть «форма» у кассиров именно этой бензозаправки.  Так что нужно убедиться, все  ли совпадает?  Кассир со мной не поздоровалась – минус в рапорт.    Чеки – доказательства посещения магазина! 

Кассир не обязана мне его дать, если я расплачивалась наличкой, это моя ответственность -  не забыть спросить.  Чек  надо сканировать и сохранить в памяти компьютера, потом послать приложением в электронном письме супервайзеру (которого я в глаза никогда не видела), кто на работу послал меня - тайного инспектора. 

Когда расплачиваешься карточкой, то расписываешься, и чек кассир всегда даст, очень солидную такую бумажку со всей информацией нужной - дата, время,  адрес магазина.

В течение 24 часов после инспекции надо сесть за компьютер, зайти на нужный сайт и заполнить рапорт о своих наблюдениях, и обязательно – имя кассира, если был значок с именем к ее форме приклеплен.

Сперва я занималась только бензозаправками –магазинчиками всего района, два-три раза в неделю, чтоб получше освоиться в городе.  Да и компании, которые дают работу тайным своим инспекторам, не очень любят новичков вовлекать в бизнес сразу. 

Более выгодными были проверки автошопов.  Нужно было приехать, притвориться клиентом, запомнить, кто и как прыгает вокруг тебя на задних лапках, как пытаются продать машину.  Ничего покупать не нужно было, просто сделать тест-драйв, задать вопросы, обязательно посетить туалетную автошопа. 

При чем, в рапорте нужно было описать дизайн этой уборной, какого цвета там был кафель, какие экибаны, а не просто сообщить о наличие или отсутствии туалетной бумаги или мыла.   Сорок пять долларов мне платили за эту мою услугу.

Пиццерии тоже «заказывали» меня!  Я покупала именно ту пиццу, какую мне было сказано начальством заказать,  с доставкой на дом.  Засекала время, сколько уходило у пиццерии на приготовление моего заказа и доставку.  Платила, фотографировала пиццу, съедали всей семьей.  Потом рапорт составляла.  Через месяц мне приходил чек, в котором мне возвращали деньги за пиццу.  То есть я нам бесплатный ужин выкраивала так. 

Тайные покупатели нужны и для проверки банковских услуг, и ресторанов, и спортивных центров. 

Представьте себе, что ресторан будет платить за мой ужин и мой рапорт об их сервисе мне, чтобы у них была возможность улучшить качество своих услуг и еды!

Журнал-онлайн RUSSIAN WOMAN MAGAZINE опубликовал эту статью несколько лет назад.  К моему удивлению, она побудила многих людей обсуждать ее в форумах.  И в мой адрес немало нелестных слов было сказано.  Типа, за кляузы и доносы в США деньги платят. 
Некоторые люди поняли, что в США принято иметь шпионов, и «доносить», и позор тем, кому это нравится делать.  Как будто русские на это не способны, и в годы развивающегося социализма тысячи не были расстреляны и сосланы в лагеря по чьему-то доносу, по злобе людской да зависти.

Я убедилась правоте русской поговорки «смотришь в книгу, а видишь фигу».  Ведь я популярно излагаю, что сервис тайного инспектора заказывает сама организация  ( ресторан, бензозаправка, автошоп), чтобы свежим и беспристрастным  взглядом неподкупного критика узнать пробелы и проблемы в своем заведении.  Взятку  неизвестному инспектору не всучишь, «очковтирательство» в данном случае не имеет места. 

Мне очень нравилась работа тайного испектора, я ощущала себя русским шпионом в американской системе.  Оксана - Штирлиц!

Некоторые крупные магазины и аптеки, чтобы узнать от обывателя о своем сервисе, устраивают целые лотереи.  На чеке с адресом магазина и датой, купленными товарами, у многих посетителей супермаркетов время от времени появляется «приглашение» с кодами – на каком сайте ответить на кучу вопросов о магазине, покупках, освещении и обходительности кассиров.

Например, в течение одного или трех месяцев, один или трое счастливчиков получат выигрыш в размере от тысячи до пяти тысяч долларов, если примут участие в рапорте о своем посещении этого магазина.   

И тогда любой может стать «тайным инспектором», и потратить время на рапорт для магазина-ресторана-аптеки, с надеждой, что выиграет штуку баксов.  Чем черт не шутит!