Жизнь моя, как осенний листочек. Роман 2-28

Каменцева Нина Филипповна
 Жизнь моя, как осенний листочек.

Роман
Глава 2. «Мои достижения»
Часть 28. «Моя Одесская мама»

Поговори, мой брат, пожалуйста, со мной!
Стакан налит, да корка хлеба на стакане...
тебе давно уж нет, а я скучаю, так скучаю.
Ушёл давно, где не достать тебя, где рай.

Разбита мечта юношеская, твоя надежда,
учился в школе хорошо, судьба застала,
оставляя родню в горе, слезы проливать,
забыта радость, скорбь настигла и  печаль.

Остался в памяти у нас, друзей, близких,
не вернулся дорогой, таким молодым ушёл,
несчастливый при жизни, не всё увидел,
вдали ты просто одинокий......ты пропал, Любимый
http://www.stihi.ru/2011/01/24/7504


Люблю притронуться к твоим заботливым, материнским рукам.
Сколько тепла и любви, словно горячим ключом,
Бьёт из твоего сердца, дорогая любимая мама!
Добрые глаза и улыбку, помним всё, и не забыть никогда, мама...
http://www.proza.ru/2011/02/02/243

    Ко мне приходит мама и говорит, что расформировали псих-
диспансер города Тбилиси. Володю, моего брата, отправили да-
леко в районную больницу в Бедиани, а по дороге он заболел.
Через несколько дней сообщили, что он умер, и чтобы приехали
забрать тело, похоронить. Это было вторым наказанием для него,
гораздо хуже, чем первое. Из-за национального вопроса вывезли
в основном всех русскоговорящих больных, ссылаясь на отсут-
ствие медикаментов, но мне сразу показалось... желая смерти – в
холод везли на открытой машине. Получил брат пневмонию там же,
и через несколько дней скончался. Такое мы заключение получили.
Они уже не церемонились ни с кем. Даже по телевизору в открытую
говорили, что скоро придёт к власти Гамсахурдия, и он расчистит
страну от оккупантов, и даже те лица, которые родились в Тбилиси,
никогда не получат гражданство, а только имеющие третье поколе-
ние рождённых в Грузии, к которым мы не относились.
Я посмотрела на маму – усталый замученный взгляд и опухшие
от слёз глаза. Как она его любила... Может, в детстве не уделяла
должного внимания, но до конца была рядом с ним. Я много знаю
случаев, даже был случай и у нас в больнице, когда мать-врач своего
ребёнка оставила, не хотела за ним ухаживать, и приходил её муж,
получал алименты от неё через нашу бухгалтерию, часто заходил в
мой кабинет на подпись, получая депонент. И однажды он мне рас-
сказал всё...
У мамы был, как отпечаток Одессы, своеобразный разговор с
шутками. Мне кажется, такого своеобразного говора нет ни у кого,
только у одесситов. «И шо, он таки сделал ей предложение?» Она по-
стоянно «шокала» и, несмотря на то, что всю остальную сознатель-
ную жизнь несколько лет провела в России во время войны, затем
долгое время жила в Грузии, не научилась ни русскому, ни грузин-
скому языку. Как отпечаток – у неё всегда было то, что она из Одес-
сы. Всегда добавляла: «а шо, я правильно говорю по-русски». Из-
бавиться от одесского говора сложнее, чем научиться ему, и я часто
стала замечать, что и в нас он – как стежок красной нитки на белой
ткани. Шутки, прибаутки, анекдоты, большие и маленькие поэмы.
Сколько она помнила, и всё наизусть! А сколько песен военных и
довоенных времён... Она пела нам, даже если не слушали, говорила
и рассказывала, играла часами на пианино, открыв всё, что можно
было открыть, соответственно увеличивая этим звук.
Так только клавиши могли стучать, как она, родная мать, могла
нам смысл передать. Её озвученных стихов звук и монолога... от-
кроет крышки от пианино и начинает нам играть мама... Вам только
надо было слушать! Сколько поэзии в стихах и баснях! А мы сидели,
как на представлении, как будто в театре...
Она любила к этому времени одеться и быть при полном её на-
ряде: бусы, кольца на всех пальцах, и всю жизнь причёска – шести-
месячная завивка, и красная помада.
Всё это трудно было нам понять в голодное послевоенное время
– она родом из Одессы... (1920 года рождения, по отцу Кейлис Менна
Фавейловна, по матери Видомская, проживали в городе Одессе по
улице Госпитальная, 3, где знали, как шутить и из ничего всю жизнь
высказать в стихах и пьесах...
В одесской речи много прикольных фраз и выражений. Всё сей-
час не перечислишь, не вспомнишь, но эти фразы мама говорила
чаще всех:
Щоб вы так жили, как прибедняетесь!
Ой, не надо меня уговаривать, я и так соглашусь!
Так вы будете покупать или мне забыть вас навсегда...
Хочешь завести друзей – заведи их подальше.
Не ошибается тот, кто ошибается в свою пользу.
И также фразы на идише...
О маме!
Садитесь, я вам рад. Откиньте всякий страх
И можете держать себя свободно,
Я разрешаю вам. Вы знаете, на днях
Я королём был избран всенародно,
Но это всё равно. Смущают мысль мою
Все эти почести, приветствия, поклоны...
Я день и ночь пишу законы
Для счастья подданных и очень устаю.
Как вам моя понравилась столица?
Вы из далёких стран? А впрочем, ваши лица
Напоминают мне знакомые черты,
Как будто я встречал, имён ещё не зная,
Вас где-то, там, давно...
Ах, Маша, это ты?
О милая, родная, дорогая!
Ну, обними меня, как счастлив я, как рад!
И Коля... здравствуй, милый брат!
Вы не поверите, как хорошо мне с вами,
Как мне легко теперь! Но что с тобой, Мари?
Как ты осунулась... страдаешь всё глазами?
Садись ко мне поближе, говори,
Что наша Оля? Всё растёт? Здорова?
О Господи! Что дал бы я, чтоб снова
Расцеловать её, прижать к моей груди...
Ты приведешь её?.. Нет, нет, не приводи!
Расплачется, пожалуй, не узнает,
Как, помнишь, было раз... А ты теперь о чём
Рыдаешь? Перестань! Ты видишь, молодцом
Я стал совсем, и доктор уверяет,
Что это легкий рецидив,
Что скоро всё пройдёт, что нужно лишь терпенье.
О да, я терпелив, я очень терпелив,
Но всё-таки... за что? В чём наше преступленье?..
Что дед мой болен был, что болен был отец,
Что этим призраком меня пугали с детства, –
Так что ж из этого? Я мог же, наконец,
Не получить проклятого наследства!..
Так много лет прошло, и жили мы с тобой
Так дружно, хорошо, и всё нам улыбалось...
Как это началось? Да, летом, в сильный зной,
Мы рвали васильки, и вдруг мне показалось...
***
Да, васильки, васильки...
Много мелькало их в поле...
Помнишь, до самой реки
Мы их собирали для Оли.
Олечка бросит цветок
В реку, головку наклонит...
«Папа, – кричит, – василёк
Мой поплывёт, не утонет?!»
Я её на руки брал,
В глазки смотрел голубые,
Ножки её целовал,
Бледные ножки, худые.
Как эти дни далеки...
Долго ль томиться я буду?
Всё васильки, васильки,
Красные, жёлтые всюду...
Видишь, торчат на стене,
Слышишь, сбегают по крыше,
Вот подползают ко мне,
Лезут всё выше и выше...
Слышишь, смеются они...
Боже, за что эти муки?
Маша, спаси, отгони,
Крепче сожми мои руки!
Поздно! Вошли, ворвались,
Стали стеной между нами,
В голову так и впились,
Колют её лепестками.
Рвётся вся грудь от тоски...
Боже! куда мне деваться?
Всё васильки, васильки...
Как они смеют смеяться?
***
Однако что же вы сидите предо мной?
Как смеете смотреть вы дерзкими глазами?
Вы избалованы моею добротой,
Но всё же я король, и я расправлюсь с вами!
Довольно вам держать меня в плену, в тюрьме!
Для этого меня безумным вы признали...
Так я вам докажу, что я в своем уме:
Ты мне жена, а ты – ты брат её... Что, взяли?
Я справедлив, но строг. Ты будешь казнена.
Что, не понравилось? Бледнеешь от боязни?
Что делать, милая, недаром вся страна
Давно уж требует твоей позорной казни!
Но, впрочем, может быть, смягчу я приговор
И благости пример подам родному краю.
Я не за казни, нет, все эти казни – вздор.
Я взвешу, посмотрю, подумаю... не знаю...
Эй, стража, люди, кто-нибудь!
Гони их в шею всех, мне надо
Быть одному... Вперёд же не забудь:
Сюда никто не входит без доклада.
Алексей Апухтин, «Сумасшедший», 1890


   Но больше всех запомнила я монолог, который поставила. Как
говорила она!!!!
Откидывая кресло, вставая, гордо подняв голову, задрав нос, и
начинала «Записки сумасшедшего»... а как она пела про васильки
(утерянный текст я с трудом нашла, помогла прекрасная поэтесса
сайта Карина Погосян 2). У меня надолго звучание маминого голоса
оставалось...
Хочу я всех попросить прочесть стихи, которые в детстве я слы-
шала, как колыбельную...

http://www.stihi.ru/2011/08/24/7093

 


Продолжение романа             http://www.proza.ru/2013/03/09/2173
Начало главы№2                http://www.proza.ru/2012/10/20/1990
Начало романа                http://www.proza.ru/2011/03/16/208

Nansy Ston USA 03/07/2013

© Каменцева Нина Филипповна, 2013
Свидетельство о публикации №213030800361
http://www.proza.ru/2013/03/08/361