О семье и демографии

Лев Ефремов
               
     Темы, вышеназванные, всегда были актуальны в любом обществе. В СССР правящая партия всегда стояла на страже первичной ячейки общества. Партработники всех уровней боролись за сохранение семей своих работников. Любые семейные конфликты разбирались на заседаниях парткомов предприятий. Виновные подвергались серьезным дисциплинарным  взысканиям. Не всегда, конечно, они были адекватны совершенному проступку, но люди могут и ошибаться. На торговом флоте, где работа связана с загранрейсами и, естественно, с визированием работника, разборки морального облика моряка заканчивались закрытием визы, т.е. с потерей работы. На всех морских судах СССР в то время была такая должность – помощник капитана по политическй части. Направлялся он на суда парткомом предприятия и его Первым отделом. Работали помполитами люди определенной категории и характера. В рейсе вахту стоять не надо, следи только за экипажем, чтобы глупости в голову не лезли, да на стоянках в иностранных портах правильно составляй группы увольняемых в город, принимай рапорты от старших групп и своих добровольных помощников, кто, что купил и не общался ли он с кем из иностранцев в городе. Потом в рейсе составлялся  рапорт, и в зашифрованном виде отправлялся по назначению. Но работали помполиты и на каботажных судах,  и на ледоколах.
       На знаменитом ледоколе «Красин» работал Константин Василевский машинистом. Был членом партии и активным общественником. Общественная работа отнимала много сил и энергии, и на основную работу, за которую получал зарплату, ни сил, ни знаний уже не оставалось. Работая несколько лет на одном судне машинистом, свою основную работу освоить  так и не смог, даже назначения системных клапанов в своем заведовании,  какой клапан, что перекрывает не мог запомнить. Но заочно учился и окончил сначала институт марксизма-ленинизма, а затем и исторический факультет  Мурманского пединститута.
         Когда перед парткомом Пароходства встал вопрос о назначении помполита на ледокол «Красин», то лучшей кандидатуры и не найти. Продолжил Константин работу на «Красине» уже в должности первого помощника капитана. Работа не особо обременительная. Организуй политучебу,политинформацию, показ кинофильмов, участвуй в разборе мелких нарушений дисциплины членами экипажа.
          На ледокол приходило на работу много молодежи. Для работы на судах загранплавания необходимо было «заработать» визу. Для этого необходимо было проработать на одном судне не менее одного года и получить характеристику-рекомендацию. Вот молодежь и работала на «Красине», зарабатывала визы для загранплавания. Характеристики подписывал,
конечно, капитан, но основная рекомендация была от секретаря парторганизации судна, т.е. от первого помощника.
          Работает ледокол в Арктике. Работа обычная, проводка караванов судов через льды. Эта работа судоводителей, механиков. О своей работе они регулярно докладывают в свои службы. Помполиту тоже надо показать своему начальству, что не зря он зарплату получает, а случаев отличиться все нет.
          Работает на ледоколе второй год старшим матросом-плотником  Владимир. Парень из российской глубинки, пришел на ледокол после службы в Армии. Работящий, дело свое знает. Скромный, слова лишнего не скажет. Собой видный, не «качок», а весь жилистый. Самый настоящий русский мужик – работяга. Экипаж ледокола около 100 человек. На камбузе
три девушки – шеф повар, второй повар и повар-пекарь. И вот сдружились плотник и пекарь. Пекарь – молодая девушка из Украины. Как и многие ее сверстницы приехала в Мурманск за романтикой, заработком и в надежде найти свое счастье. Девушка молодая, красивая. Свою стать подчеркивает короткими юбками и обтягивающими кофточками. Володя «запал». И вот
все свободное время они проводят вместе. Экипаж радуется, Володю по хорошему «подкалыва-ют». А для помполита появился повод отличиться.
     После обеда он видит, что ни плотника, ни пекаря на судне не видно. Подходит к каюте плотника и слышит подозрительные вздохи. Собирает свой «актив», открывает ключом-вездеходом каюту, и видят – плотник и пекарь голые лежат в койке. Составили соответствую-щий акт. Собрали собрание.
     Капитан за голову взялся, работа круглосуточная, отдыхать некогда, а этот еще лишнюю мороку придумал, но против партийного работника не попрешь. Что он потом в своих донесениях  напишет? Владимир боится – характеристика уже была заработана, а сейчас прощай загранфлот. Пекарь плачет – не виноватая я. Сидят моряки и серьезно обсуждают, что с этой парой делать. Простые моряки молчат или смеются, а члены партии обязаны выступить. Капитан Кузнецов, чтобы прекратить этот спектакль, предлагает зарегистрировать брак на судне, он имеет на это право, а затем с приходом в первый же порт, зарегистрировать его в государ-ственных органах. Оба провинившиеся согласны. Володя думает, что легко отделался, а пекарь надеется, что нашла свое счастье. Первый порт захода был порт Диксон. В Диксонском поселковом совете официально зарегистрировали этот брак. Все довольны. Живут молодожены в каюте плотника. Молодая жена видит, что все сложилось, как она и мечтала и расслабилась.
Перестала подкрашивать личико, под мини юбки, а других не было, одевала рейтузы по колено с начесом, а уже на них рейтузы длинные. Рассудила, раз замуж вышла, то нечего теперь выпендриваться. На мужа начала покрикивать, предъявлять какие-то претензии. Закончился рейс, пришли в Мурманск и Володя подал на развод.
       Прошло шесть или семь лет. Идет по улице Ленина, центральной улице Мурманска, бывший второй помощник ледокола «Красин». Навстречу ему бывший плотник Владимир. Как обычно: «Привет» - «Привет». Разговорились:
- Как жизнь, на каком судне работаешь, как семья?
Плотник рассказывает:
- Работаю на рудовозе. В прошлом году в Дудинке познакомился с тальманшей и женился.
     Летом, в период арктической навигации, в северные порты на заработки приезжает много молодых сибирячек. Кто-то просто заработать денег, а кто-то и жизнь свою личную устроить. В Мурманске Володе  с женой  выделили комнату в трехкомнатной квартире.
- Сначала все было хорошо. Купили мебель, посуду. Жена на работу устроилась тальманом в торговом порту. Но потом, вероятно, вспомнила прежнюю жизнь, начала выпивать, устраивать скандалы. Прихожу с моря,часть вещей продана, куда дела – нет вразумительного ответа.
    Товарищ советует:
- Так набей ей морду и выгони к чертовой матери.
- А, она этого и добивается. Так и говорит, посажу тебя в тюрьму и квартира мне достанется. Вот сейчас дома пьяная, закатила скандал. Я ушел из дома, думаю, пока гуляю, она спать уляжется.
         Грустная история и никакие помполиты тут не помогут. А пожалуется жена в партком, визу мигом прихлопнут и останется работящий мужик  без семьи, без жилья и без работы.