Горький мёд, о Рубцове

Игорь Табакаев
ГОРЬКИЙ МЁД

Речь пойдёт о Рубцове. Написано много, напишут больше. Вот мой план:

Как далеко дороги пролегли,
Как широко раскинулись угодья,
Как высоко над зыбким половодьем,
Без остановки мчатся журавли.

…Я им кричу: Куда же, вы куда вы?

Это «Купавы» - моё первое знакомство с Рубцовым. Я сразу понял, что это  наш брат – философ, - раз сказал, два в уме.
Феофан Грек (Феофан иконник грекин философ), исихаст - молчальник. Чарли Чаплин – мастер немого кино.
Феофан Грек был вызван в Москву, - что бы подписать Русь под Византию, Москву под Царьград. Подписал сорок церквей, сохранилась одна фреска  в Новгороде и отзывы современников, по ним и молчат.
Молча Русь подписана под Царьград. Третий Рим, четвёртого… Бог любит троицу. Церкви были подписаны, оформлены под Рим.
Под Рим оформили и литературу, вначале печатники, потом Пушкин и Державин. У Пушкина из русских корней только няня. Убил его космополит, который держался за два престола и ни в один не верил.
Но заряженные частицы рождаются парами. Пушкин – Лермонтов.
Литинститут – Рубцов. Рубцов – язычник, в пику обновленцам-семинаристам литинститута.

Я слышу звон и колокольный
И колокольчиковый звон.
(Вечный звон; В глаза бревенчатым лачугам…)

Моя душа звенит, перекликаясь
Со всей звенящей солнечной листвой.
(Старая дорога; Всё облака над ней, всё облака…)

В то же самое время Рубцов - грек. По образованию, по темпераменту, отношению к женщине, тяге к морю.
Это греческое южное начало, приходит в противоречие с холодным светом северной природы, являя человеческую драму.

Тюльпаны, тюльпаны, тюльпаны,
Не здесь ли разбойник морской
Мечтал залечить свои раны,
Измученный парусом рваным,
Разбоем своим и тоской.
(В горной долине)

Что до нас простых смертных, то нам эти монстры противопоказаны, особенно при жизни.
Мы судим о человеке по его материальной работе (пусть молчит, но пашет). И она нам нужна эта работа, нужен хлеб насущный, нужен Рим.
Хлеб духовный, природный или твёрд, или горек для нас.

Медовый рай

Как на планёрке  пели дружно
И повторяли слово в слово –
Зачем к Есенину бездушно
Или удушливо к Рубцову.

Чтоб сил не тратить понапрасну,
Я поясню ещё яснее,
Что мёд опасен натуральный, -
Когда искусственный вкуснее.

Лишь одному королю поэзию удалось выйти невредимым из этой битвы. Но он был Северянин и, кроме того, корону свою отдал добровольно:

А потому я за неделю
До истеченья срока, сам
Все злые цели обесцелю,
Вернув «корону»  москвичам.
(Игорь Северянин)

Пора поставить точку на татами, попробуем поставить запятую, русский медведь охоч до мёда.