Ярошенко называли художником мрачных сюжетов. «Невский ночью»–
мокрые улицы, ночной холод, проститутки, как озябшие воробушки, пытаются
укрыться от моросящего дождя . В такую погоду и собаку добрый хозяин не
выгонит на улицу. Здесь уже продана добропорядочность, честь, самое
дорогое – ради куска хлеба.
Он рисует портреты студента, девушки-террористки, арестанта, глядящего
из камеры в узкое окно на волю. Герои картин – низшее сословие. Бедность,
горькая судьба, голод, тяжёлый труд.
Сам Ярошенко жил не бедно, у него была счастливая семья.
Но он упрямо обращался к темам, которые будили совесть,
сострадание, заставляли размышлять и сравнивать свою жизнь с
другой, не такой красивой, сытной, яркой.
Свою картину – «Всюду жизнь» художник тоже заселил героями низшего
сословия, и по своей традиции поместил их в самую тяжёлую ситуацию –они
каторжане, На каторгу ссылали как политических так и «убивцев».
Люди, которых мы видим за решёткой – совершили преступление. Уж как
в жизни это у них случилось – как у Катюши Масловой или у Раскольникова,
мы не знаем. Не это не главное. В работе главная идея – сострадание.
Надо вспомнить, что в литературе в это время поднимает такую тему
Федор Достоевский.
Вернувшись с каторги он написал свои «Записки из мёртвого дома»,
которые произвели эффект разорвавшейся бомбы не только в литературных
кругах. Художники подхватили эту тему. И Ярошенко стал одним из самых ярких
мастеров, которые говорили о сострадании, прощении и любви.
Но в ряду других полотен Ярошенко, картина «Всюду жизнь» настолько ярко
представила идею
художника, что стала наглядным пособием использования композиции, цвета,
колористики.
Почти всё пространство полотна занимает стенка пошарпанного вагона, а
на нём зарешеченное окно. За ним пять персонажей. Центральные – мать с ребёнком.
На фоне серо-зеленоватых тонов, светлые одежды матери и ребёнка сразу
останавливают на этих персонажах взгляд зрителя.Это очень знаковое изображение.
На голове у женщины такая накидка, как амофор Богоматери, заступницы
сирых и несчастных, их утешение . И ребёнка она держит, очень похоже как на
иконах Одигитрия – путеводительница представляет своего младенца миру.
Только Христос своей рукой благословляет, идущих к нему. А этот ребёнок
своей рукой отдаёт скудный обед арестантов птицам небесным. В этих образах
прекрасная метафора – неимущий, несчастный, отдаёт последнее, и получает взамен благодать.
Люди, стоящие с матерью, изображены с улыбками. Их лица совсем не похожи
на лица убийц и насильников – для кого предназначен этот вагон. Любовь и доброта
меняет людей – утверждал Достоевский. Думаю и Ярошенко был с ним согласен.
На картине изображены голуби. Все птицы – изображены к зрителю спиной.
Они даны в этой ситуации только для тех, кто за решёткой. Это не часть природы,
а часть перрона.
А вот на крыше вагона, на фоне маленького пространстве неба, –
маленькая пичуга, которая развернута на зрителя. И птичка эта смотрит не
на крошки хлеба, она будто обозревает всю обстановку, весь сюжет картины –
это свобода, воля, маленькая надежда.
И вера. Такую работу мог написать только верующий человек.
Посмотреть картину можно здесь: