Андрей Ярошенко. Всюду жизнь

Наталья Лось
       Ярошенко называли художником  мрачных сюжетов. «Невский ночью»–
 мокрые улицы, ночной холод, проститутки,  как озябшие воробушки, пытаются
укрыться от моросящего дождя . В такую погоду и собаку добрый хозяин не
выгонит  на улицу.  Здесь уже продана  добропорядочность, честь, самое
дорогое – ради куска хлеба.

    Он рисует портреты  студента, девушки-террористки, арестанта, глядящего
 из камеры в узкое окно на волю.  Герои картин – низшее сословие. Бедность,
 горькая судьба, голод, тяжёлый труд.

    Сам Ярошенко жил не бедно, у него была счастливая семья.
 Но он упрямо обращался к темам, которые будили совесть,
сострадание, заставляли размышлять и сравнивать свою жизнь с
другой, не такой красивой, сытной, яркой.

    Свою картину – «Всюду жизнь»  художник тоже заселил  героями  низшего
сословия, и по своей традиции поместил их в самую тяжёлую ситуацию –они
каторжане,  На каторгу ссылали как политических так и «убивцев».
 
     Люди, которых мы видим за решёткой – совершили преступление. Уж как
 в жизни это у них случилось – как у Катюши Масловой или у Раскольникова,
мы не знаем. Не это не главное. В работе главная идея – сострадание.
     Надо вспомнить, что в литературе в это время  поднимает  такую  тему
Федор Достоевский.
 
     Вернувшись с каторги он написал свои «Записки из  мёртвого дома»,
которые произвели  эффект разорвавшейся бомбы  не только в литературных
кругах. Художники подхватили эту тему. И Ярошенко стал одним из самых ярких
мастеров, которые говорили о сострадании, прощении и любви.
    Но в ряду других полотен Ярошенко,  картина «Всюду жизнь» настолько ярко
представила  идею
 художника, что стала наглядным пособием использования композиции, цвета,
колористики.

     Почти всё  пространство полотна  занимает  стенка пошарпанного вагона, а
на нём  зарешеченное окно. За ним пять персонажей. Центральные – мать с ребёнком.
 На фоне серо-зеленоватых тонов, светлые одежды матери и ребёнка  сразу
останавливают на этих персонажах взгляд зрителя.Это очень знаковое изображение.
     На голове у женщины такая накидка, как амофор  Богоматери, заступницы
сирых и несчастных,  их утешение .  И ребёнка она держит,  очень похоже как на
иконах  Одигитрия – путеводительница представляет своего младенца миру.
     Только Христос своей рукой благословляет, идущих к нему. А этот ребёнок
своей рукой отдаёт скудный обед арестантов птицам небесным.  В этих образах
прекрасная метафора – неимущий, несчастный, отдаёт последнее, и получает взамен благодать.
     Люди, стоящие с матерью, изображены с улыбками. Их лица совсем не похожи
 на лица убийц и насильников – для кого предназначен этот вагон. Любовь и доброта
меняет людей – утверждал Достоевский.  Думаю и Ярошенко был с ним согласен.

      На картине изображены голуби. Все птицы – изображены к зрителю спиной. 
Они даны в этой ситуации только для тех, кто за решёткой. Это не часть природы,
 а часть перрона.
      А вот на крыше вагона, на фоне маленького пространстве неба, –
маленькая пичуга, которая развернута на зрителя.  И птичка эта смотрит не
на крошки хлеба, она будто обозревает всю обстановку, весь сюжет  картины –
это свобода, воля, маленькая надежда.
 И  вера. Такую  работу мог написать только верующий человек.

 Посмотреть картину можно здесь: