О поэзии Ольги Бешенковской

Елена Сомова 3
О поэзии Ольги Бешенковской.    Елена Сомова.
Стихи Ольги Бешенковской «Переменчивый снег» наполнены горячим вдохновением, порывом творческого сердца, это не просто стихи, это клятва снегу, заклинание красоты. Множество эпитетов прекрасному явлению природы. Снег у Ольги и переменчивый, и переливчатый, даже перезвончатый, и сами стихи звучат прямо с листа бумаги, наполнены колокольным звоном, набатом сердца, призывом к вдохновению. Всю любовь своего сердца Ольга переливает в стихи: снег «опереточный», «перелинчатый». «Опрометчивый снег»,  оттого что «перегретый внизу перегрузкой неспешной резины», - здесь к снегу в стихотворении Ольги Бешенковской открывается детская любовь к снегу, о которой пишет зрелая женская душа, - на интуитивном уровне «перегретый снег» - это отношение к явлению природы, снегу, как к ребёнку, которого кутают, перегревают, жалеют. Стихи Ольги Бешенковской – это прекраснейшее из явлений творчества в мире, это «выхлоп нежности в сажу пространства», - так Ольга пишет о снеге, о лавинном его пришествии в мир.
Сердце поэта, переполненное любовью, выдало в мир и непревзойдённый шедевр, стихи, «Льдинка в хрустале». В этом стихотворении Ольга воплотила любовь своего сердца к бумаге как носителю чистоты и духовного братства: если есть бумага, значит быть на ней стихам.
«И что луна как лампочка зажглась,
Что между ней и кончиками пальцев
Какая-то таинственная связь», - вот таинство бытия, талантливо отмеченное поэтом Ольгой Бешенковской. Далее образ луны, горящей на столе, «как тонкая танцующая льдинка\\В кипящем новогоднем хрустале…», - здесь «хрусталь» образностью навевает Мандельштама, но у Бешенковской хрусталь «кипящий, новогодний», как сердце поэта, кипящее любовью и новогоднее, оттого что вдохновение - это праздник авторской души.
Спасибо Алексею Кузнецову, - он прислал мне эти стихи Ольги, и для меня распахнулось её мироощущение. Будучи вдовцом, Алексей хранит стихи своей жены Ольги Бешенковской, прекрасного русского поэта, погибшей в Германии в автокатастрофе в 2006 году.
2011-03-26
Я чувствую, что обязана это написать, чтобы обратить внимание читателей на стихи Ольги Бешенковской именно те, за которые я так полюбила её поэзию ещё когда Ольга была жива, но нас разделяло непреодолимое расстояние. Я имею ввиду публикации в журналах «Нева» 2\2005, 5\2006и ещё одну публикацию, которая начинается со стихов «Умереть в нищете и безвестности…», «Будто в царстве теней так тиха эмигрантская жизнь…». Эти взгляды в чужие кошёлки и зависть, и спесь…», «Черепичные крыши, угрюмые башни...». Вот этими стихами поэт Ольга  Бешенковская началась для меня, родилась в моей душе.
Об эмигрантской жизни так живым словом не соглядатая, а человека, живущего в эпицентре событий, выражая тоску по Родине, неся в себе образ России и любовь к ней, пишет ,Ольга. Меня поразили строки: «Зубы ломит колодезной. Сорван железный засов.\\А теперь - помолясь – за ремёсла, стихи и науки!..» - именно так, с восклицательным знаком! Такая восклицательная строфика свойственна поэзии Бешенковской: голая правда во весь рост, во всём её обличии, выражая неприятные рельефы памяти: «Помню, как это было: письмо – из-за рубежа…». (Это из подборки 2\2005 Нева). В этом стихотворении отражение реальной доэмигрантской жизни даётся лентой фильма, прокрученного автором для читателя. Такие стихи нельзя забывать, Ольга – великий русский поэт, познавший тяготы жизни в России, в её недоделках, чудовищных экспериментах и варварским отношением к человеку. Такого поэта с космическим масштабом зрения  дала миру Россия, а право голоса Ольга получила в германии, потому что именно на чужбине стал острее её взгляд поэта, обнажилась действительная сущность поэта-правдолюбца, вынянченного русскими полями.
Боль  утраты Родины и её материнского крыла защиты слышна в стихах «Черепичные крыши, угрюмые башни\\и сомкнувшие плечи холмы». Ольга завершает это стихотворение криком души затаённым, но оттого пронзительным: «Бог услышит меня из моих германландий\\ и на русском поймёт языке…».
И снова мой взгляд падает на выражение духовной силы, мощи народного духа в поэте Ольге Бешенковской: «Молча в чащу уйти, чтоб и солнечный луч не сыскал,\\ чтобы вечнозеленой тоскою душа искололась:\\и сверкнёт, и окатит такой колокольный вокал,\\Что отпрянешь на миг, не узнавшая собственный голос…». Невероятная сила духа и желание заслуженно принимать свой крест и нести его с гордостью поэта.
Неслучайно я пишу об этих стихах, потому что я считаю, что эти стихи сделали меня как поэта, укрепили мой дух и способность к интеллектуальному сопротивлению бездарности и квёлой распущенности, «метаморфности». Пользуюсь эпитетом, подобранным в романе Дмитрия Быкова «Эвакуатор», где циничная лень и неспособность к действию выражена автором в типаже современного человека, вытрепанного ветрами перемен и новой жизнью в новой России, которая превращает в ничтожество людей никуда не стремящихся, героя  под именем Метаморф. Быков не случаен в моих написаниях, - он записывал на камеру меня, когда я читала стихи Ольги Бешенковской на фестивале «Перекресток культур» в Нижнем Новгороде в зале ресторана «Золотая вилка». Я читала именно те стихи, опубликованные в журнале, по-моему «Знамя» или «Звезда», я сделала ксерокопию с журнальных листов и проникалась этими стихами, удивившими так меня, что я ничего другого и читать-то не могла, - всё казалось не таким значимым и сильным.
2011-03-26