Земля Серошевского

a.brem@mail.ru     Андрей Ефремов (Брэм),  Якутск.
Очерк о работе польских ученых в Якутске.
Не стал писать о том, что всем известно и без меня. Написал о том, что было интересно мне. Фото с поездок здесь: http://fotki.yandex.ru/users/andreibrem/album/200931/
и здесь:
http://fotki.yandex.ru/users/andreibrem/album/200931/?&p=1




ЗЕМЛЯ СЕРОШЕВСКОГО


18-го февраля в Якутск прибыли гости из Польши: Анна Запалец – доктор наук, специалист по новейшей истории Польши (Краковский университет); и Кристофер Хейке – профессор Государственной высшей школы кинематографии, театра, и телевидения (г. Лодзь). Оба католические христиане. Цель командировки: сбор сведений о проживавших в окрестностях Якутска польских политических ссыльных, репрессированных поляках, знакомство с якутской землей, историей, культурой. Собранный материал будет служить фундаментом книги о польских ссыльных в Якутии, о местах их проживания, о живущих ныне потомках.

Анна и Кристофер не в первый раз посещают Россию, но в Якутии впервые. Лютые якутские морозы невероятно потрясли их, однако холод не помешал им в работе: посещение музеев, поиски документов в государственном архиве, встречи с людьми, выезды в улусы… Десять насыщенных плотной работой дней не позволили им встретиться с представителями местной прессы, но в последний вечер перед отъездом автору удалось поговорить с ними.

Почему часть коренного якутского населения  имеет польские фамилии? Если якут имеет польскую фамилию, значит его почтеннейшая пра…пра…прабабка находилась в законном браке с поляком, причем, с большей долей вероятности - дворянского происхождения. Но носитель фамилии может об этом факте и не знать. И наоборот: есть в Якутии кланы, твердо знающие, что кто-то из их предков был поляком, но фамилия у всех русская, – значит, имело место быть сожительство с поляком, и никак не законный брак.
Липинские, Каменские, Курята, Барабанские… Давайте разберемся, вспомним хорошо забытое старое.
Ссылали в Якутию провинившихся перед законом поляков далеко до правления Екатерины II – еще в ХVII веке. Все эти люди разной возрастной категории, исключительно дворянского происхождения, и только мужчины. Привязаны они были законом к одной территории – определенному улусу, где и проживали без права даже временно покинуть эту землю. Большинство ссыльных были людьми молодыми, кровь горячая, жизнь брала свое, и они заводили семьи. И так как ссыльные поляки были католическими христианами, то, для того, чтобы жениться на местной женщине якутке, им необходимо было официальное разрешение властей и благословение православной Церкви. Русская Церковь католических христиан на брак с православной женщиной благословлять отказывалась, не венчала, в этом случае брак считался недействительным. Межконфессиональные браки официально не регистрировались. Потому поляки и принимали православную веру, перекрещивались:  ради создания полноценной семьи отказывались от католицизма. В таких семьях дети появлялись на свет с фамилией отца – поляка.
Не исключено, что часть наших современников, якутов, носящих польские фамилии, возможно и не подозревают о своих польских корнях. Но есть люди с традиционными русскими фамилиями, которые помнят и знают, что в их роду были польские предки. Почему же в таком случае у них не польские фамилии? «Виноваты» те самые предки, в свое отказавшиеся принимать православие.
Известные всему миру имена: Вацлав Леопольдович Серошевский - он, не являясь естественным носителем якутской культуры досконально изучил обычаи, быт и эпос народа, прожил в Якутии как политссыльный двенадцать лет, освоил якутский язык и собрал огромный фактический материал о коренном населении. Фундаментальный словарь Эдуарда Карловича Пекарского используется до наших дней.
Кристофер Хейке посетил: музей политической ссылки в Таттинском улусе, юрту Пекарского; Якутский Музей политической ссылки - знаменитую «Романовку», и даже, в последний день пребывания на якутской земле, успел съездить на Ленские столбы. Анна Запалец в основном допоздна работала в госархиве и библиотеках. Пожертвовали временем для посещения служб в Римско-Католической и Новоапостольской церквях.
Мало кто знает о том, что в Якутске, во время войны, с 10 мая 1942-го по 7 июля 1944-го года, работала польская начальная школа. Содержалась она на средства польского посольства. Располагалась в здании Якутской фельдшерско-акушерской школы находившейся на ул. Лермонтова, на месте стоящего сейчас здания Медицинского училища. Школа была закрыта приказом Наркомпроса Якутской АССР в связи с переселением польских граждан из Якутии.
Про существование этой школы Анна и Кристофер узнали только прибыв в Якутск. А вот о месте заточения Вацлава Серошевского Кристоферу Хейке рассказали ещё в Польше: бывшие ранее в Якутске поляки даже объяснили как туда проехать, и Кристофер сделал запись в своём ежедневнике: «Намцы. Аппаны. Пилорама на западном краю посёлка, небольшая возвышенность, и там стоит сэрге установленное в честь Вацлава Серошевского». Тем не менее, пришлось изрядно поколесить по поселку Аппаны в Намском улусе, прежде чем было найдено это место: пустошь, одинокий высокий столб неподалеку от развалившегося ограждения, который при ближайшем рассмотрении и оказался тем самым сэрге. Надпись на сэрге – «Серошевскайга»  (Серошевскому). Вот и вся память о месте проживания в политической ссылке всемирно известного этнографа.
Сэргэ – это вкопанный в землю высокий ритуальный столб с вырубленным украшением поверху, коновязь, ставилась у жилья и использовалась по прямому назначению - для привязывания коня. Сэргэ для якута это символ благополучия, счастья и гостеприимства. В современной Якутии сэргэ устанавливается во время юбилеев, праздников, по случаю приезда гостей, и даже по факту рождения ребенка. Часто на сэргэ вырубается дата и памятная надпись – по какому случаю установлен сэргэ. Памятный сэрге Серошевскому установил в 2009 году польский студент Михал Ксёжек, в данное время он ученый и репортер.
Гости надеялись найти старые польские захоронения на городских и пригородных кладбищах. Но, к сожалению, могил поляков найдено не было. Расспросы населения ни к чему не привели.
Было много встреч с известными в Якутии людьми имеющих польские корни. Подходили и люди, говорившие о том, что у них «в родове когда-то были поляки», при этом свою точную родословную не знающие. Это удивило исследователей. Но понять можно – в советское время родственные связи не только с польскими, но и вообще со всеми политссыльными тщательно скрывались и замалчивались, во время сталинских репрессий даже семейные документы и ценные реликвии, подтверждающие польское происхождение, отправлялись в печь. Что и привело к полному забвению подобных родственных линий.
Многое поразило поляков в Якутске. Трескучий мороз на улице и невероятная жара в домах. Огромные куски каменного угля, вывалившиеся из грузовых машин и лежащие на обочинах пригородных дорог – в Польше это непозволительная роскошь. Частые газопроводы, старинные красивые деревянные дома, и свободно пасущиеся на заснеженных полях якутские лошади. «Тонкие и невысокие деревья» в лесах. Удивило необычайное мастерство водителей машин, легко проезжающих по необычайно глубокому рыхлому снегу и скользкому льду, а то и просто по разбитой городской дороге. Места у дорог, где местное население до сих пор приносит языческие жертвы духам тайги; Кристофер долго фотографировал деревья на Намском тракте, густо увешанные разноцветными лоскутками, стволы сосен и ветви, щедро заправленные монетами разного достоинства, сигаретами, различными украшениями, и даже рекламными визитками. Толстый слой инея на провисших электрических проводах – непривычное явление. Понравилась полякам экзотическая строганина. Очень понравились и меховые шубы на женщинах; но удивила цена шуб, продающихся в магазинах по цене автомобиля… Изумляли и цены в государственном архиве Якутии: снять ксерокопию с документа - 70 рублей, сделать фотоснимок документа - 700 рублей.
То, что для местного населения обыденность, для приезжих – экстрим. Тем не менее, Якутия очень понравилась полякам. Четырнадцать часов времени полета самолетом и одиннадцать тысяч километров разделяют Польшу и Якутию, но Анна и Кристофер сообщили, что по прибытию на родину отдыхать не собираются, сразу же приступят к работам по созданию книги. И очень хотели бы вновь приехать в Якутию. Теперь уже только летом.

Андрей Брэм


Рецензии
...так ремарка, фамилия на "...ский" не обязательный показатель "польскости", фамилии с этими окончаниями присущи выходцам Княжества Литовского: русским, украинцам, белорусам; также как и окончание на "ич". Они (окончания эти) попали в княжество литовское в качестве наследтва из Киевской Руси. Так что "якут Сосновский" не обязательно потомок великопольского пана.

Вячеслав Галаш   03.04.2013 16:35     Заявить о нарушении
Вы недостаточно хорошо знаете историю. Якутия - единственное место в России, где до сих пор массово в ходу данные при крещении якутов в ХVII веке фамилии, а также старорусские имена: Матвей, Иосиф, Ион, Прасковья, Таисия, Глафира и многие другие; фамилии перечислять не буду - но тоже давались простые. В поселениях, которых отказывались принимать крещение, поголовно всем насильственно давалась фамилия ПОПОВ, - это не шутка, есть такие деревни до сих пор. Никаких благородных фамилий, тем более с окончанием на "...ский" аборигенам не давали.

То, о чем Вы пишете в "ремарке":
В Казахстан, Бурятию и в Якутию ссылались только поляки дворянского происхождения осужденные по политическим мотивам;

криминалитет: польские и прочие украинские, прибалтийские воры, убийцы, и насильники ссылались и помещались в тюрьмы именно в тех местах, которые Вы перечислили, и в среднюю плосу России, т.е. поближе к центру.

С ув., АЕ

Андрей Ефремов Брэм   04.04.2013 03:01   Заявить о нарушении
"польские и прочие украинские..." это я так понимаю из серии "монголы и прочие якуты"? А насчет ответа то конечно спасибо, теперь я буду знать что Сибирь (казахтан, бурятия, якутия) приросла великопольским шляхетством (других то не присылали). Есть такая сценка в фильме, кажется "Россия молодая", где стрельцы-заговорщики Петра хотели злодейски умертвить, и шептались между собой, мол откуда весть, второй говорит, да Андрюшка Сосновский рассказал. Я так понимаю такой вот "поляк" Сосновский, не будучи по счастию Петром казненным, теоретически сбежал за Волгу-Урал и там обогощал якутов и бурятов, не ведая что несет им великопольское ДНК. Это к чему я все: фамилий в Польше (а ранее в жечи посполитой) великое множество, и на "ский" и на "чук" и на "гек" заканчиваются, в том числе среди шляхетства, таких же окончаний полно и в печесиленным мной (???) областях. Я просто преположил что якут на "ский" автоматом не является потомком Черторыжских и Патоцких, а простого крещенного еврея, ну, например, Березовского.

Вячеслав Галаш   04.04.2013 10:38   Заявить о нарушении
Уважаемый Вячеслав, во втором томе изысканий, если будет время, я обязательно упомяну о "монголах, прочих якутах, и о евреях Березовских". По поводу "приращения" - подумаю. Взял на заметку.
Спасибо!
С уважением,

Андрей Ефремов Брэм   04.04.2013 11:35   Заявить о нарушении
И вам спасибо за труд, потомучто публикация на самом деле интересная. Прошу прощения если мои "ремарки" вызвали у Вас негативные чувства. Просто захотелось высказать свое скромное мнение и не более того - в конце концов на суд работы за этим и выставляются, но вот это второсортное "...прочие украинские" меня как украинца немного задело.
С уважением!

Вячеслав Галаш   04.04.2013 12:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.