Диалог о собаках

Крымчанка
- А всё-таки у нас хорошо. Город наш маленький — везде можно добраться пешком. Это не то, что в столице, — как в песне: "Я уже в автобусе, значит, скоро встретимся, значит, скоро встретимся, если повезёт." В деревне все на тебя внимание обращают, судачат, — народу мало. В столице почти никто внимания не обращает — народу много, у каждого свои заботы. А у нас — ни много ни мало. К тому же город у нас достаточно зелёный, кошки по улицам ходят, собаки...
- А я боюсь собак, особенно бродячих. И всегда стараюсь обходить их. Мало ли, что у собаки на уме? А вдруг укусит?
- Ну и хорошо, что обходишь. А бояться их не надо. Злых собак не так много. Чаще встречаются нормальные. И если человек спокоен, уверен в себе и не боится, собака это почувствует, и даже если захочет напасть, хорошо подумает, стоит ли с ним связываться. К тому же если собака одна или их две, это не опасно. Вот если целая стая собак — это уже небезопасно, и лучше обойти их подальше.
- Сейчас собак как-то меньше стало.
- Вот то-то и оно. И у нас во дворе была ничейная собака. Пальмой звали. Хорошая была, спокойная. Гладить себя давала. Щенки у неё были... А потом куда-то пропала, и до сих пор я её нигде не видела. Ни её, ни щенков. Странно это… А недавно видела на пустыре мёртвую собаку. Наверно, застрелили её. У нас ведь бездомных животных расстреливают время от времени.
- Я ничего такого не слышала.
- Разве об этом станут объявлять? Всё делается негласно.
- А может, та собака бешеная была? От бешенства не выздоравливают. Уж лучше застрелить, чтобы не кусала никого и сама не мучилась.
- Но расстреливают-то не только больных собак, а всех подряд, без разбору. Понимаешь, здесь не в эпидемиях дело. Если бы они заботились о здоровье народа и животных, они делали бы массовые прививки для бродячих животных и призывали бы людей не выбрасывать домашних животных на улицу. Они этого не делают. Они просто пытаются избавиться от необходимости думать, с одной стороны, и, с другой стороны, отмыть деньги. За убийство бродячих собак деньги платят. Ведь сколько бы собак они ни расстреляли, а всегда стараются, чтобы осталось немного на расплод. Чтобы в следующем году было кого стрелять.
- Ну, это уж навряд ли. Ты, наверно, преувеличиваешь.
- Это ещё не всё. В других городах бывали случаи, когда собак убивали на глазах у прохожих. Даже собак со щенками. Даже на глазах у маленьких детей.
- У маленьких детей?!
- Собаку со щенками. И они не были бешеными!
- Это жестоко.
- Хуже. Это фашизм. Против фашистских замашек по отношению к людям уже борются, а с животными можно делать всё, что угодно. Говорят, что это — борьба с эпидемиями, а по сути дела это — насаждение ещё одной эпидемии — психологического бешенства. Люди привыкают к тому, что жестокость — это нормально. А если человек привык быть жестоким с животными, он начинает проявлять жестокость и к людям. "Люди никогда не стыдятся того, что вошло у них в привычку." *
- Сейчас вообще время такое. Жестокое.
- Это не время. Это нерешённый вопрос. Человечество решает его с древнейших времён. Ещё в Древнем Риме Цицерон сказал: "Мудрым людям, наделённым авторитетом и властью, следует те недуги, от которых государство больше всего страдает, тщательнее всего и врачевать. Среди вас нет никого, кто бы не понимал, что римский народ, некогда считавшийся самым милостивым даже к своим врагам, ныне страдает от жестокости к собственным гражданам. Вот её и гоните прочь от нас, судьи! Не давайте ей дальше распространяться в нашем государстве! Она опасна не только тем, что самым ужасным образом истребила стольких граждан, но и тем, что привычка к постоянным картинам несчастий сделала самых добрых людей глухими к голосу сострадания. Ибо, когда мы ежечасно видим одни только ужасы или слышим о них, то — даже если мы от природы очень мягки — всё же наши сердца, вследствие непрекращающихся потрясений, теряют всякое чувство человеколюбия." *


Примечания:

1. Это сказал Вольтер. Другой вариант цитаты: "Люди никогда не испытывают угрызений совести от поступков, ставших у них обычаем." (Вольтер. Философские повести и рассказы. В 2-х томах. Москва-Ленинград, 1931. Том 2, стр. 75.) Из сборника "В мире мудрых мыслей" (Главный составитель С.Х.Карин, редактор А.Г.Спиркин. Москва, "Знание", 1962)

2. Цицерон. Речи. В 2 томах. Том 1. Годы 81-63 до н.э. - Москва, издательство АН СССР, 1962 год. Серия "Литературные памятники". = Речь в защиту Секста Росция из Америи. В суде, 80 год до н. э. = Стр. 43