Диалог о культуре

Крымчанка
Эпиграф
- Они мне сказали: ты, Федя, пропагандист — во! Полтора часа говоришь! Во! Но не понятно о чём. Слушайте, кому не понятно?! Слушай, кому?! Вот я скажу вам, а вы скажете им, они скажут нам: нам понятно или вам непонятно. Конечно, да, конечно, надо выражаться так, чтобы тебе понимали, чтоб ты сам себе понимал. Чтоб все остальные — не! Не забывали о силе слова. Потому что слово это сила, это — ойй! это такая сила слова, что никаких слов и никакой силы.
                Из спектакля Аркадия Райкина. Сценка "Федя — пропагандист".



Диалог
- Вот я часто слышу: "культура речи, культура речи". А зачем она, эта культура, ежели и так всё понятно?
- А как ты понимаешь эти слова: "культура речи"?
- Ну, это когда человек разговаривает вот так вот длинно, от так от правильно, всё по нормам, со всякими сложными построениями, ну, как англичане всегда разговаривали.
- "Я имею честь вас пригласить..." И так далее? Да ведь не все англичане так разговаривают. У них так же, как и у нас, каждый говорит по-своему... Да разве в этом культура речи?
- А в чём же?
- Как бы это сказать... Конечно, не в нормах и не в завитушках. Культура речи исходит от мировоззрения человека. Культура речи — это умение хорошо выражать свои мысли.
- То есть доходчиво? Так это все умеют! Только за это почему-то ругают. Ну, а если человек по-нормальному не понимает, как с ним разговаривать, вот скажи? А как пошлёшь в три этажа — сразу понимать начинает. Значит, это хорошее выражение мыслей, доходчивое?
- Ну, отвечать надо так, чтобы самому не оказаться "в убытке".
- В каком таком убытке?
- Да в самом обыкновенном. Ты же больше вредишь себе, чем тому человеку. Если ты нагрубишь ему плохими словами, ты его этим не удивишь — он и не такое слышал. А себя ты макнёшь в грязь лицом, да ещё и, получается, поставишь себя на один уровень с ним, и он с полным правом будет "обливать" тебя в ответ. Да и это не самое главное. Человек, который плохо выразился, не только в чужих глазах стал выглядеть плохо, но и сам стал хуже. Плохие слова действуют, как яд, и понемногу разрушают того, кто их произносит. Как водка или курение, например. И точно так же вырабатывают привычку к себе. Ухудшение происходит тихо и незаметно, человек и сам его не видит. Но в какой-то момент он обнаруживает, что он попросту не способен сделать то, что легко и просто, само собой получалось раньше, и что уже не может исполнить то, о чём он всю жизнь мечтал, к чему стремился. И нужно уже большое мужество, постоянство и упорство, чтобы снова достичь того, что было раньше. Огрубение, словно невидимый враг, хитрый и безжалостный, норовит затянуть человека в болото и перекрыть ему воздух. Этого врага нельзя увидеть, можно только почувствовать. И чтобы противостоять ему, нельзя расслабляться и искать "лёгких" путей.

21 декабря 2012 г.