Так и Будет по пьесе К. М. Симонова продолжение

Эми Джейд
Любаша - Эми Джейд

«Так и Будет» продолжение»
написано по пьесе К.М. Симонова
и по спектаклю Московского Художественного Академического Театра
(МХАТ) имени Горького


Со времени окончания пьесы прошло полгода. 
Время действия данного продолжения: январь 1945 года – июль 1946 года

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Федор Александрович Воронцов –    55 – 56 лет
Тетя Саша (Александра Александровна Воронцова) –    60 – 61 год
Ольга Федоровна Воронцова –   23 – 24 года
Сергей Николаевич Синицын –   26 – 27 лет

Дмитрий Иванович Савельев –   40 – 41 год
Василий Каретников –    28 – 29 лет
Анна Григорьевна Греч –   42 – 43 года
Полковник Иванов Петр Иванович –     40 – 41 год
Надежда –    28 – 29 лет
Иван Шполянский – Савельев –    13 – 14 лет

Виктор –    26 – 27 лет
Елена –    26 – 27 лет

Мать Виктора –    50 – 51 год

Директор Школы –    45 – 46 лет


Савельев уехал на фронт. Оля ждала его. Сергей часто к ним заглядывал, но он приходил к ее отцу Федору Александровичу. Оля устроилась работать в ЦКБ строителем. Пришла зима. Наступал новый год. Вдруг в дверь позвонили.
- Здесь живет Ольга Федоровна? - звонкий мальчишечий голос прозвучал в тишине квартиры, как гром среди ясного неба.
- Да, здесь - Оля вышла навстречу Гостю - Ваня! Как ты здесь оказался?!
- Меня полковник прислал. Можно позвонить?
- Да, звони.
Ваня подбежал к телефону.
- Гвардии - ефрейтор Шполянский на место дислокации принял. Все в целости, доехал нормально. Жду дальнейших приказаний.
На другом конце трубки сказали, чтобы он отдыхал, а завтра явился в штаб, но только как хорошенько выспится. Мальчик все выслушал, молча и повесил, трубку.
- Где можно переночевать?
- В кабинете полковника. Как ты доехал? Ты один?
- Да, я с Воронковым приехал. Вот письмо Вам. И это письмо мне велено передать в Штаб.
«... Дорогая Оленька! Я каждый день вспоминаю твои слова. Может ты уже забыла, меня, может зря я надеюсь, на то, что ты ждешь меня. Скоро мы дойдем до Берлина. Я верю в то, что ты ждешь меня, и эта вера мне помогает гнать врага. Я обдумал твои слова насчет Вани и решил его отправить к вам. Ему надо учиться.
полковник Дмитрий Иванович Савельев!»
Оля, прочитав письмо, подошла к Ване и крепко его обняла. Они так стояли, пока тетя Саша не пришла с рынка.
- Здравствуй Ванечка! Оля мальчика надо умыть и накормить. Я сейчас.
Тетя Саша пошла, готовить обед, а Оля ванну для солдата. Пока Ваню купали, Оля готовила на стол в дверь снова позвонили.
- Кто там?
- Вам письмо.
Ольга открыла дверь и удивилась. Перед ней стояла большая коробка с ее рост.
- Ольга Федоровна?!
- Да, это я.
- Распишитесь.
Оля расписалась и коробку внесли в комнату. Оле не терпелось узнать, что в коробке, и она открыла ее. В комнату вошли тетя Саша, Ванечка и Сергей Николаевич.
- Ванечка, это тебе?!
- Нет, это Вам Ольга Федоровна! Мы с полковником выбирали в момент затишья... С Новым Годом!!!
- Я и забыла, что сегодня 1 января. - Оля поцеловала мальчика и все сели ужинать. К компании присоединился Федор Александрович. Все ели молча, но Сережа нарушил молчание.
- Ваня, как дела на фронте?
- Не знаю. Меня отправили к Ольге Федоровне.
- Правильно поступил Дмитрий Иванович. - Оля придвинула свой стул к стулу Вани и обняла его. Ваня прижался к Оле и стал засыпать. Оля отвела его в кабинет. В тот самый кабинет, где полгода назад жил ее драгоценный полковник. Уложив его она поцеловала, мальчика в лоб и вышла.
- Ваня заснул.
- Завтра я приглашаю тебя в театр. - К ней подошел Сережа и попытался обнять ее. Оля от него отшатнулась.
- Нет, я с тобой не пойду. Ты к отцу приходишь, вот и ходи. Завтра я Ваню пойду записывать в школу. А потом мы пойдем с ним в зоопарк.
- Опять, ты так. Приехал мальчишка, и ты бросилась в омут.
- Я тебе все сказала еще тогда.
- А если он не вернется? Вот и Ваню от себя отправил, чтобы мальчишка ему не мешал строить новую семью.
- Дмитрий Иванович, когда уезжал не оставил Ваню со мной, хотя я его просила. Он боялся с ним расстаться, боялся, что не вернется. А сейчас раз отправил его ко мне, значит, знает, что вернется.
Сергей ушел.
- За что ты его так?!
- Он слишком зол, за то, что я не хочу его видеть. Я ему давно сказала, что он мне друг, а он на что-то надеется.
Оля заглянула в коробку. Там она увидела прекрасную куклу и письмо.
«...Милая Оленька, сейчас у нас все спокойно, я пишу тебе это письмо. Твои слова, которые ты мне сказала в тот вечер, я не забуду. Я не знаю, кто приедет раньше Ваня или эта кукла, я хочу, чтобы ты знала, что ты самый дорогой человечек для меня. Приезд Вани доставит тебе много хлопот, но я очень хочу, чтобы он жил дома. Я много думал и решил, что отправив его к тебе, будет правильно. Я тогда поступил не обдуманно, забрав его с собой. Дорогая моя, Оленька. Я надеюсь на скорую встречу с вами. Вася всем передает привет и тоже ждет встречи с вашим милым домом.
Твой полковник, Савельев»
Ольга прочитала письмо еще раз и спрятала его в карман.
Утром она разбудила Ваню, и они пошли записываться в школу.
- Ольга Федоровна, а полковник вернется?
- Да, Ваня. Я уверена, что он вернется! Когда вы уезжали на фронт, я просила полковника оставить тебя со мной, но он боялся, что не вернется, что расставшись с тобой, он потеряет тебя навсегда. А сейчас, раз он тебя прислал к нам, значит он уверен, что вернется домой!!!
Ваня стал ходить в школу. Мальчик быстро нагнал одноклассников, и хотя учился на отлично, но вел себя как мальчуган... Ольгу часто из-за него в школу вызывали, но иногда он становился тихим, угрюмым и был молчалив. В такие моменты он даже на вопросы учителей не отвечал. По радио он ждал сводок от своего фронта и когда говорили об очередной победе, он начинал верить, что скоро его полковник вернется домой. И вот в один из дней сообщили о Победе!!! "Советский союз одержал Великую победу в Великой Отечественной войне. Германия подписала безоговорочную капитуляцию"
- Ольга Федоровна! Победа!!!
- Это и твоя заслуга! Ты тоже причастен к Победе!!!
В этот день в семье Воронцовых был праздник, но они не знали, что с Савельевым.
Дмитрий Иванович, отправив Ваню, домой сам оправился в Атаку и хоть тогда они одержали победу, но его тяжело ранило.

Савельев оказался в госпитале, где он лежал с другими ранеными, но в одном из раненных он узнал Виктора - друга Оли, который погиб, как считали его родные и друзья, получившие похоронку о смерти на фронте. К Виктору начала возвращаться память и Дмитрий Иванович захотел узнать, как познакомились Ольга Федоровна и Виктор.
Дмитрий Иванович, как стал поправляться и мог ходить по комнате, пока Ольги не было дома (она не разрешала ему, сильно напрягать ногу и поэтому при ней он редко ходил) увидел фотографию, которая была сделана перед войной. На ней была изображена счастливая троица Оля, Сергей и молодой человек. По репликам Синицына «я, Оля, Виктор», который ежедневно приходил в гости к Ольге Федоровне Савельев догадался, что это и есть тот самый Виктор. И в госпитале, вспомнил эту фотографию, когда увидел молодого человека.
- Виктор, добрый день.
- Вы меня знаете?!
- Да, у нас есть общие знакомые.
- Простите
- Ольга Федоровна Воронцова и Сергей Николаевич Синицын.
- Вы друг семьи Оли?
- Я хозяин квартиры, в которую после эвакуации и поселили Федора Александровича и Ольгу Федоровну, по причине того, что их дом не сохранили. А я неожиданно свалился им на голову.
- Как она? Сережа не стал ее мужем?
- Нет, но он не теряет надежды.
- Она обо мне вспоминает?
- Да, она вас помнит. И может быть поэтому не отвечает Сергею взаимностью.
- А как дела у Сергея?
- Он разработал прекрасный проект восстановления Полтавы. Я по профессии строитель и оцениваю его на отлично. По этому проекту идут очень много споров. И Сергей Николаевич часто навещает вашу маму.
- Они все думают, что я погиб?
- Никто не знает, что вы живы.
Виктор и Дмитрий Иванович подружились и Савельев решил узнать о том, как познакомилась эта неразлучная тройка.
- Виктор, а расскажите, как Вы познакомились с Олей?
- Мы учились в одном институте. У меня и Сережи были экзамены для перехода на 4й курс, а у Ольги вступительные. Сергей заметил ее, когда Оля потерялась и не могла найти свою аудиторию, где проходил экзамен. Он ей подсказал. Так мы и стали ходить вместе. Мы не знали, что она дочь того самого Воронцова. Сергей сразу положил глаз на Олю, я тоже, но ей понравился именно я. И Сергей, как благородный кавалер отступил. Нас прозвали «неразлучная троица». Когда мы закончили институт тут началась война. Я и Сергей просились на фронт. Меня взяли, а Сергея оставили в тылу. Так я стал добровольцем. Я часто вспоминаю наше с Олей прощание на вокзале. В самом начале войны меня ранило очень сильно и я потерял память.
- О вас много тогда писали в газетах.
- Мне рассказывали это. Меня нашла Елена – девушка, которая выходила меня. Я ей очень за это благодарен.
- Елена Ваша жена?
- Да, я ее очень люблю.
Дмитрий Иванович в какой-то степени обрадовался этому обстоятельству, но не показал вида.
- Оля очень страдала, что вы погибли.
- Оле я желаю счастья с Сергеем или с кем-то другим. С тем кого она полюбит так же, как любила меня.
- Сергей Николаевич ей постоянно делает предложение, но она ему отказывает. Федор Александрович рассказывал, что когда они были в эвакуации, то к Ольге Федоровне сибиряки сватались, а она им отказывала.
- Я ей желаю встретить того человека, которого она полюбит и я ее избавляю от данного мне слова.
- Вы ей это сам скажете, когда мы вернемся с вами в Москву, но тогда вы развяжете руки Сергею Николаевичу, а она его не любит.
- Вы ее любите. Я это вижу и рад, тому, что у нее появился любимый. Я женат, а Оля с вами будет счастлива.
- Со мной?! Я строитель и после войны поеду на далекий полустанок, где буду строить элеватор с женщиной моих лет, в очках, которая столько же пережила, сколько пережил и я.
- Не шутите так. Я знаю, что вы любите Олю и хочу, чтобы вы поженились. Оля с Вами будет счастлива!
- Со мной?!
- С Вами!
- Виктор, а расскажите о Сергее Николаевиче. Я хочу узнать его и понять его характер.
- Сережа честолюбивый человек и он тоже хотел на фронт, но только из-за того, чтобы вызвать переживания Оли. А его не взяли, потому что в тылу тоже нужны люди, которые будут строить города для тех, кто воевал.
- Он не любит, когда его учат.
- Он не признает авторитетов, а перед трудностями опускает голову.
- Любитель пошутить над другими, поязвить…
- Но он хороший друг. Сережа часто выручал меня в трудных ситуациях. Особенно по учебе.
- Виктор присоединяйтесь ко мне, к моей бригаде. Нас скоро выпишут из госпиталя.
- Спасибо Вам.
Вскоре Виктора и Савельева выписали из госпиталя. Виктор постоянно был с Еленой, которая с ним прошагала всю войну.
Дмитрий Иванович дошел практически до Берлина, когда его сильно ранило осколком снаряда и он чуть не погиб, но с ним были его верные спутники Виктор, Елена и Вася. Они его спасли оттащив в лесополосу, где Лена, как полевой заправский хирург вытащила осколок и наложила на рану повязку. Этот случай сблизил Виктора и Савельева еще больше.
И так Виктор, Дмитрий Иванович и Вася Каретников прошагали дружно до Берлина и вернулись с Победой в Москву.
Савельев, Виктор, Елена и Вася Каретников вернулись в родимую Москву. Виктор вернулся с женой и первое время пока не решался вернуться в родные пенаты. Вася и Дмитрий Иванович часто возвращались мыслями в лето 44 года, когда Каретников просился в бригаду Савельева, которую ему дадут после возвращения с фронта, чтобы восстанавливать родину, но при Викторе и Елене они об этом не говорили. Дмитрий Иванович понимал, что для Васи «Театр это вся его жизнь», но как убедить своего адъютанта вернуться в театр он не знал.
Вернувшись в Москву, Виктор первое время жил в гостинице. И немного погодя решил навестить Дмитрия Ивановича, чтобы попросить помощи. Пока он на нелегальном положении он не хотел видеть ни Сергея, не свою мать. И вот он пришел к Оле. Оля встретилась с ним, когда никого кроме нее и Савельева не было дома. И эта встреча была неожиданной и долгожданной.
- Оленька, какая ты стала!
- Здравствуй. Дмитрий Иванович мне рассказал, что ты жив.
- Да, прости меня, я ненадолго.
- Проходи. Почему ты ненадолго?
- Я не готов встречаться с Сережей.
- Но он к нам не придет сегодня.
- Я пришел к Дмитрию Ивановичу.
Вошел Савельев.
- Вы так и живете в гостинице?
- Я пока не готов к ней вернуться.
Савельев позвонил Васе.
- Можно у тебя пока поживут Виктор и Елена? Мне трудно тебя об этом просить, зная что ты с матерью живешь, но пока я восстанавливаю документы Виктора, а он не хочет жить у матери. Мы бы его у нас поселили, но у нас часто бывает Сергей Николаевич.
Каретников поговорив с мамой решил принять у себя Елену и Виктора.
Оля была рада, что Виктор жив - здоров и счастлив. Савельев жил вместе с Воронцовыми и Ваней.
Но когда наступило лето, Савельев пропал на несколько дней. Оля была в замешательстве
Вернувшись, Савельев принес документы Виктора. Он передал их Васе и надеялся, что теперь Виктор решится встретиться с матерью. Когда он вернулся, то у него и Ольги состоялся ответственный разговор.
- Оля помнишь, я тебе говорил, что хочу...
- ...чтобы светило солнце, чтобы небо было синим, а трава зеленой и я тогда тебя спросила...
- ... может быть, это в моих силах, сделать так...
- Да, а ты меня тогда обнял и ушел, но я знала, что ты вернешься!!!
- Может быть тогда, я понял, как сильно тебя люблю и не хочу с тобой расставаться ни на минуту, ни на секунду.
- Я люблю тебя и полюбила с самого первого появления у нас, как только я тебя увидела. Даже не так. Когда мой отец рассказал, что у нас будет жить хозяин этой квартиры, я тебя тогда уже полюбила заочно...
Савельев объяснялся Оле в своих чувствах, когда зазвонил телефон.
- Да, ты можешь. Мы тебя ждем.
Савельев после разговора стал задумчивым.
- Что с тобой? Кто звонил?
- Пригласи маму Виктора и Сергея к нам. Это важно.
- Что случилось? Виктор?
- Узнаешь.
Савельев позвонил Анне Григорьевне и попросил ее придти, как врача. Она пришла первой.
- Митя, что случилось?
- Майор, мне надо с тобой посоветоваться, чтобы все прошло гладко.
- В чем дело?
- Помнишь, я тебе рассказывал о Викторе, бывшем друге Оли?
- Да и Оля мне о нем говорила, он ведь погиб.
- Он не погиб в том-то и дело. Если бы не он, то я бы не вернулся к Вам. Он меня спас и сейчас, когда он решился открыться, то с ним должен быть друг врач, который поможет его маме пережить шок. Его жена сейчас в положении и он хочет познакомить ее с мамой и чтобы они жили в своем родном доме, а не у Васи. Его документы мы восстановили.
- теперь я понимаю. Конечно, я с вами.
К ним пришли мать Виктора и Синицын, также пришли и остальные, но только пока Вася и Виктор немного задерживались. Дмитрий Иванович решил пока подготовить всех.
- Добрый вечер, это я вас попросил придти к нам в гости. Я полковник Дмитрий Иванович Савельев, близкий друг Ольги Федоровны и ее семьи. Может быть, я смогу вас чем-то ободрить и обрадовать. На войне может случиться все что угодно и это может стать роковой ошибкой...
Пока Савельев начал издалека, чтобы подготовить маму Виктора к тому, что ее сын жив Сергей отвел Ольгу в сторону.
- Что за спешка? Ты знаешь, о чем говорит Савельев?
- Он решил открыться. Анна Григорьевна и Дмитрий Иванович, поэтому вас и позвали к нам.
- Кто решил открыться Дмитрий Иванович? Савельев наконец решил тебя избавить от докучливого своего присутствия.
- Нет, не Дмитрий Иванович…
- Жаль, но тогда кто же? Неужто твой отец?
- И не мой отец. Зачем бы я тогда позвала мать Виктора и тебя?
- А кто? Можешь открыть мне?
- Думаю, что да. Я должна была рассказать тебе раньше, но...
- Говори.
- Я думаю, что он решился только сейчас и позвонил нам, чтобы Дмитрий Иванович помог ему...
- Помог кому и чем? Я не понимаю.
- Виктору.
- Но он погиб в первый год войны. Ты читала похоронку...
- Читала, но Виктор не погиб. Эту историю он сам расскажет. Я эту историю знаю, но мы по просьбе Виктора решили не говорить о нем никому, пока Виктор сам не решит открыть, что он жив. Видимо время пришло.
- Ты этому веришь?
- Я сама с ним общалась. Я верю своему сердцу и ты в этом скоро убедишься.
- Твой драгоценный полковник побоку.
- Мой драгоценный полковник и помог Виктору вернуться в мир живых. Ты скоро все поймешь.
Тут позвонили в дверь. Оля открыла, и вошли Виктор и Вася.
- Проходи, раздевайся. А где Елена?
- Она дома, я решил пока ее не привозить к вам.
- Проходи. Васенька, не стесняйтесь, будьте как дома.
Пришел Виктор. Сергей не поверил в то, что его друг жив, ведь это значит отказаться от надежды на то, что Оля полюбит его и выйдет за него замуж, он думал, что она выйдет за Виктора. Синицын не брал в расчет то, зарождающееся чувство, которое Ольга испытывала к полковнику и которое крепло день ото дня. И когда Виктор при всех сказал, что он женат, то в Сергее затеплилась надежда на то, что он и Ольга будут вместе, но этому не суждено было сбыться.
Виктор прошел в комнату и его мама, увидев живого сына, чуть не лишилась чувств.
- Сынок, Витенька! Ты жив, как же так?
- Мама, Дмитрий Иванович, Оля, Сережа... я вам сейчас все расскажу. Я ушел на фронт. Когда мы с тобой Оля расставались, я помню твои слова, я не хотел уезжать, но уехал. Когда к Вам пришла телеграмма, что я погиб я был в госпитале без сознания. Меня и моего друга по роте Антона перепутали и, приняв за меня, отправили вам телеграмму о том, что я погиб. Я потерял память, и долгое время откликался на имя своего боевого товарищи, пока ко мне не вернулась память. Это случилось в госпитале, когда я познакомился с Дмитрием Ивановичем. Я в госпитале влюбился в медсестру, которая меня выхаживала, и женился на ней. Моя любимая дома у Васи, и если мама, ты ее примешь, то я буду счастлив.
- Фантастично и неправдоподобно. Это невозможно, что ты выжил. Когда мы думали, что ты погиб, ведь о тебе тогда и в газетах писали.
- Поверь, Сергей, но ты видишь, что это я... Да и сердце матери всегда знает, кто ее сын. Я выжил и жив благодаря одной прекрасной девушке.
- Этого не может быть.
- Поверь в это Сергей. Ты так и остался скептиком.
- Я реалист.
- Ты скептик. Хотя ты рад, что я жив и что на фронте у меня появилась семья.
- Значит ты не любил Ольгу, а я ее люблю. Оля, раз Виктор женат, то ты можешь выйти за меня замуж. Препятствий нет.
- Препятствие одно и слишком очевидное, я тебя не люблю, но ты еще встретишь девушку своей мечты и будешь с ней счастлив. Да, я любила Виктора и ждала его не смотря, на похоронку, но когда увидела Дмитрия Ивановича, то я поняла, что моя привязанность была призрачной и я поняла, что люблю его. Я рада за Виктора, за то, что у него есть Елена и насколько доподлинно мне известно скоро в их семье ожидается прибавление.
Тут взял слово Савельев.
- Федор Александрович, позвольте просить руки Вашей дочери!
- Только скорее, мне спать надо.
Дмитрий Иванович попросил Васю помочь. Вася сел за фортепиано и стал наигрывать «Случайный Вальс».
- Ольга Федоровна, а что вы хотите?
- Я не знаю, а вы о чем мечтаете?
- Я мечтаю проснуться утром, чтобы светило солнце, небо было синим, а трава зеленой.
- Дмитрий Иванович, а может быть в моих силах сделать так, чтобы когда Вы просыпались утром светило солнце, небо было синим, а трава зеленой?
- Вы уверены в своих словах?
- Да!
- Оленька, тогда выходите за меня замуж...
- Я согласна!
Тогда Савельев крепко обнял Олю и не отпускал.
Все разошлись. Остались только Вася Каретников, Савельев и Оля с Ваней. Оля и Ваня убрали со стола и с разрешения Дмитрия Ивановича пошли прогуляться. Был август. Стояла теплая летняя погода и события годовалой давности, как будто никого не волновали.
- Вася, как ты теперь?
- Я с Вами, Дмитрий Иванович.
- Я не спрашиваю со мной ты или нет. Я спрашиваю, не скучаешь ли ты по своим друзьям?
- Скучаю, но я решил и не отступлю от своего слова.
- Вася, понимаешь, есть строители, которые имеют призвание. Они строят города, дороги, дома, мосты. Есть врачи, которые по призванию Доктор и помогают людям стать на ноги. Твоя профессия и твое призвание - Актер. Следуй своей дорогой. Сначала тебе будет трудно, но своим старанием и трудолюбием ты все преодолеешь. Сцена спасает. Ты подумай, как ты будешь работать? Чтобы все получалось, Работа не должна стать рутиной, обязанностью. Ты будешь со мной работать год, два, пять лет, а что потом? Потом тебе надоест, но ты не сможешь выбраться. Ты будешь строить не так как раньше, а хуже... Пойми в театре надо играть! А помнишь, как Сергей говорил, что застал тебя, когда ты читал монолог Гамлета?
- Я вас начинаю понимать...
Вот и хорошо, решение которое ты принял похвально. но Талант он есть или его нет. Пусть ты среднестатистический актер. но ты можешь работать и стать тем кем когда-то мечтал стать.
- Я подумаю.
- Подумай и позови Олю с Ваней, а то они загулялись
Каретников привел обратно загулявшихся и попросился остаться в гостях. Оля с радостью приняла его. Настала осень. Ваня пошел в школу. Вася послушался полковника и вновь вступил на театральную сцену в качестве актера. Ему было трудно, ему давали лишь незначительные эпизоды. Оля и Дмитрий Иванович пошли в театр. Они попали на спектакль "Вишневый Сад", как любил говорить Савельев "пьеса, в которой не стреляют". И вот они неожиданно видят в роли гостя на Балу Васю Каретникова. Он их заметил, и смутился, но вспомнив слова Савельева, до конца своего акта продержался. Немного позже после спектакля, когда все актеры уходили домой, они видели у служебного входа мужчину и женщину с цветами, которые никого не замечали. Из театра вышли уже главные герои, но тот кого они ждали не выходил. И когда вышел Вася весь смущенный и увидел, что к нему подошли его друзья с цветами и то, что за ними наблюдают актеры, засмущался еще больше.
- Васенька, поедем к нам.
- Ольга Федоровна, ну что Вы так. Моя роль здесь никакая. А на главные роли я пока не смею претендовать.
- Васенька запомните, Хороший актер любую эпизодическую роль сможет сделать главной. И вам это прекрасно удается.
Каретников после такого ободрения своей игры поехал в гости к друзьям.
Приехали домой, и их встречает Федор Александрович со словами
- Явились! А у нас гости.
- Как Ваня?
- Ваня спит. Но где-то надо стелить гостям.
- Места всем хватит.
Из Олиной спальни вышла Надежда в форме.
- Ольга Федоровна!
- Наденька, познакомься Дмитрий Иванович Савельев и Василий Каретников - артист Художественного театра.
Вася засмущался.
- Ну, такой уж я и артист.
- Вася, а вы всегда такой скромный?
- Он не любит комплиментов, мы его еле уговорили вернуться в театр.
- у меня только эпизодические роли и то без слов.
- Не скромничайте, каждый труд важен. Я у ваших до войны в работницах была.
Все сели пить чай.
- Надя, а у нас новость. Виктор жив.
- Он не умер? Ольга Федоровна я рада за вас. А как же Дмитрий Иванович.
- Мы скоро поженимся, а Виктор женат.
- Я так за него рада.
- Пора спать Ваня уже спит давно.
Все разошлись по комнатам. Остались Василий и Надежда.
- Вася, а вы, правда, актер?
- Да. до войны я работал в театре. Репетировал роль Счастливцева в "Лесе".
- И вы вернулись в театр?
- Вернулся по настоянию полковника. Я как началась война, добровольцем пошел на фронт. Я присоединился к Дмитрию Ивановичу и с ним прошел всю войну. Я и дальше с полковником хотел, но он настоял.
- И правильно сделал.
- Почему правильно?
- Вы любите свою профессию, и жить без нее не можете.
- Я?! Ну что вы Наденька. Театр - самое жестокое из всех искусств. В театре не жизнь свою рассказывать надо, а играть! Надо вживаться в каждый образ.
- Вася, выдумаете, что мы не играем в жизни? Мне 30 лет, а я не замужем. Я в душе плачу каждую ночь, чтобы никто не видел, утром вся моя подушка влажная от слез, а утром надеваю маску благополучной девушки и хожу в ней весь день, хотя на душе у самой кошки скребут.
- Спасибо Вам! Я вам даю обещание пригласить в театр на мой спектакль.
- Какая честь для меня.
Вася и Надежда пошли спать. Утром все проснулись в 7 утра.
- Доброе утро.
- Ваня, ты же не учишься сегодня.
- У нас культпоход в театр.
- На что идете?
- На «Синюю птицу». Учитель говорит, что этот спектакль стоит посмотреть не только детям, но и взрослым.
- Да, я тоже это слышала.
- Ольга Федоровна, прошу Вас, будьте моей Дамой на этот вечер (утренний вечер).
- А Дмитрий Иванович ревновать не будет?
- Ну, к такому кавалеру не грех и приревновать.
- Вам Надюша составит компанию.
- Спасибо, что нашли мне компанию, чтобы я не скучал.
- Васенька, а как же вы?
- Я в порядке. А можно я цветы у вас оставлю?
- Да, если вы так хотите.
- Я их отвезу к вам домой. Говорите адрес. Мне надо по делам поехать.
- Мама будет рада.
Все разъехались по делам.
- Ольга Федоровна, когда я заговорил о театре, вы видели, как Вася в лице изменился?
- Да. Нам надо найти ему цветы, чтобы подарить на спектакле.
Оля и Ваня пришли в школу. Детям и взрослым раздали билеты, и они пошли в театр. По дороге Оля увидела автомат и позвонила в одно место, заказав 4 букета. Они успели до театра забрать цветы. И вот они на "Синей птице". Купив программку, они увидели, Каретников играет Душу Пса. В антракте Ваня с одноклассниками обсуждали спектакль. Девочкам понравилась Фея, мальчикам Огонь, а Ване Пес. На поклонах Душу Пса цветы смутили, так как никому из актеров цветов не было.
После спектакля к компании присоединился Вася Каретников.
- Как Вам моя игра?
- Вы прекрасно играли. Давайте все завтра пойдем на каток?
- Прекрасная идея.
Компания разошлась по домам. После спектакля у всех было приподнятое настроение.
- Наденька, отведите Ванечку домой.
- А вы Дмитрий Иванович?
- Мы прогуляемся и придем.
Надя и Ваня пошли домой, а Савельев и Оля нашли в парке скамейку и присели на нее.
- Почему ты решил не идти домой?
- Мне надо поговорить с тобой серьезно.
- о чем?
- Я все думаю о судьбе Вани. Нам надо пожениться, как можно скорее. Я не хочу расставаться с мальчиком.
- Я тоже об этом думала. Ты хочешь его усыновить?
- Я не знаю, как будет лучше, но я не хочу отпускать его, чтобы он жил в приюте.
Ольга и Дмитрий Иванович долго проговорили, и не заметил, как наступил вечер.
На следующий день Савельев решил поговорить с Ваней.
- Проходи, присаживайся.
- Да Дмитрий Иванович.
- Ты уже взрослый мальчик. Ты прошел со мной Огонь и воду, сейчас наступает момент медных труб. Тебе предстоит сделать выбор.
- Какой выбор?
- Пока ты учился в школе, ко мне приходили люди, которые дали мне время на обдумывание. Я это время даю тебе. Только подумай основательно. От твоего решения зависит судьба трех человек.
- О чем?
- Ты хочешь остаться с нами или тебя забирают в приют, где живут те, кто в войну остался сиротами.
- Я выбираю быть с вами и Ольгой Федоровной.
- Но ты должен будешь привыкать называть нас мамой и папой.
- Я постараюсь.
На следующее утро Оля и Дмитрий Иванович пошли в ЗАГС подавать документы.
- Ждите 3 месяца.
- Понимаете, мы не можем ждать так долго. Оттого, как быстро вы нас распишите, зависит судьба еще одного человека, который нам дорог.
- Девушка, вы понимаете, Очередь!
Оля никак не могла добиться от сотрудницы ЗАГСа расположения и вдруг...
- Это вы приходили на детский спектакль вчера с цветами?
- Мы, но это было в субботу.
- Вы знакомые актера Василия Каретникова?
- В войну он был моим адъютантом.
- Сегодня Вам подойдет?
- Да!!!
- Давайте паспорта и ждите за дверью.
Оля и Дмитрий Иванович вышли за дверь. Они не понимали, что произошло и как здесь замешан Вася, почему он связан с тем, что они хотят расписаться. Через 10 минут их вызвали в кабинет.
- Ольга Федоровна, будете брать фамилию мужа?
- Нет.
- Вы согласны с таким решением невесты?
- Согласен.
- В таком случае объявляю Вас мужем и женой.
Это все так быстро произошло, что Савельев и Оля не успели ойкнуть. Теперь им предстояла одна важная вещь.
Им нужно было усыновить Ваню.
Савельев и Оля купили все на стол, чтобы отпраздновать самое важное событие своей жизни. Придя домой, они собрали всех своих друзей.
Первой пришла Анна Григорьевна.
- Митя, что случилось?
- Майор, почему всегда, когда я тебя, как старого друга зову в гости у тебя вопрос "Что случилось, Митя"?
- Ты никогда меня так просто в гости не зовешь.
- Увидишь.
Пришли все остальные.
Когда все уселись за стол, неожиданно раздался звонок в дверь. Оля открыла дверь, и все услышали громкий голос полковника Иванова
-Здравствуй Митя! Не ожидал меня увидеть?
- Не ожидал. Ты проездом или в гости?
- Я приехал женить тебя на московской красавице.
- Не успел, ты немного опоздал.
- Ты женат? Когда успел и почему мне ничего не написал?
Дмитрий Иванович задумался, обдумывая ответ и рассматривал удивленные лица собравшихся.
- Дорогие друзья это правда. Я женатый человек и женат всего пять часов. Мы с Олей пошли подавать заявление в ЗАГС, чтобы через месяц можно было расписаться, но нас хотели расписать через три месяца, когда будет поздно.
- Да, мы уговаривали сотрудницу ЗАГСа, но она не соглашалась, пока не вспомнила, что видела нас в субботу в театре.
- А когда она узнала, что Вася наш друг и к тому же был моим адъютантом, то она нас расписала.
- А что за спешка?
- Все дело в этом молодом человеке.
Савельев показал на Ваню.
- Твой Ефрейтор меня опередил. Я опоздал!
- Не мой ефрейтор, а наш будущий сын.
- Объяснись.
- Слушайте. Мне позвонили и сказали, что если я не усыновлю Ваню в течении двух-трех месяцев, то его заберут в приют до его совершеннолетия, которое наступит через 7 лет. Но холостому усыновлять не разрешают.
- Мы бы и так поженились, но не так скоро.
- Ваня, а ты не промах!
- Полковник, но вы можете соединить еще одну пару.
- Кого?!
- Моего адъютанта и старшего сержанта Надежду, прекрасную девушку.
- Я согласен.
Вот так все и узнали, что Оля и Савельев расписались.
Полковник Иванов с радостью обратил все свое внимание на эту пару. Вася сидел, скромно потупив свой взор.
- У тебя появилась поклонница.
- Это моя мама. Она работает в ЗАГСе, а я принес домой ваши цветы.
- Как это приятно.
Они поняли, кто та сотрудница ЗАГСа, которая их расписала так быстро.
- У нас есть одна проблема.
- Ты о чем?
- Как нам усыновить Ваню, не допустив и на день его проживания в приюте.
- Надо отправить его к тете Саше.
- Я не хочу с ним расставаться и на день. И он не должен пропускать школу.
- Пока мы не решим проблему, его везде будет сопровождать Надежда.
- Взрослый мальчик, который прошел войну, учащийся 6го класса и с няней?
- Нет. Надя будет работать в Ваниной школе. Она когда у нас была в работницах, закончила Пединститут.
- А она согласится?
- Да, я с ней уже говорила на эту тему. Она справится.
Так и решили, как предложила Оля. Вася работал, он репетировал Чехова. Его решили ввести в спектакль "Три сестры". Пусть у него там была не особо главная роль, но он помнил слова друзей и старался. Театр не строится на одном старании, но вначале надо приложить старание, чтобы тебя заметили. Усыновление Вани прошло без проблем, и мальчик привыкал называть Олю мамой.
- Мама, тебя вызывают в школу.
- По какому поводу?
- По поводу моей драки с Костей Грязновым. Он при всех назвал меня подкидышем.
- Не переживай, папа придет и мы сходим.
Началась весна и у всех была тихая семейная жизнь. Надя работала в школе и жила по соседству с друзьями, но она часто бывала в гостях у Ольги и Дмитрия Ивановича. В середине марта к ним заглянул Вася. Он очень редко бывал у друзей и поэтому новостей не знал. Вася принес пригласительные на спектакль.
- Васенька, поздравляю.
- Ольга Федоровна, это только мой ввод в роль.
- Мы все придем к тебе.
Все были рады, что Вася никого не забыл. Все кроме самого Василия, который не увидел Надю.
- Васенька, что ты такой грустный?
- У вас жила Надя...
- Надя будет поздно, она живет рядом с нами. У нее родительское собрание в школе.
- Она вышла замуж? Я с репетициями совсем перестал к вам заглядывать.
- Нет, она преподает в Ваниной школе. Пока до войны она работала у нас и училась в Педагогическом институте.
- Я испугался. Тогда передайте ей, пожалуйста, этот конверт. Я побегу.
Вася ушел, и когда пришла Надя, то ей вручили в конверте приглашение на спектакль.
- Надежда, это тебе - Федор Александрович протянул Наде конверт. Она открыла его и была удивлена.
- Ваш Вася не забыл про обещание пригласить меня в театр.
- Мы все идем. А что у вас в школе произошло? Почему нас вызывают к директору?
- Ванька с Костей Грязновым подрался.
- Из-за чего? Не скрывай ничего от нас.
- Я не скрываю. Ваню оскорбил Костя при всех. Ваня не вытерпел и дал ему в нос. Хотя сейчас он более спокойный, как говорят учителя.
- Я знаю. Раньше меня из-за него часто вызывали в школу. Мне надо понять, в чем дело, чтобы защитить мальчика. Я знаю Ваню. Просто так он в драку не полезет.
Тут в комнату вошел Савельев.
- Кто дрался, в чем дело?
- Не волнуйся, просто Ваня в школе с мальчиком подрался, и из-за этой драки нас вызывают в школу.
- Зачем вызывать в школу родителей, когда дерутся дети?!
- Надо завтра узнать, что к чему.
- Сходим.
В школе, когда Савельевы пришли к директрисе, стоял кавардак.
- Добрый вечер. Я Савельев Дмитрий Иванович, а это моя супруга Воронцова Ольга Федоровна. Мы родители Савельева Ивана.
- Присаживайтесь.
- Спасибо. Зачем вы нас вызвали?
- Ваш Ваня хороший и прилежный мальчик, но очень часто дерется в школе и огрызается на мальчишек. С учителями он вежлив, но бывает, что возьмет и станет молчаливым и не отвечает на вопросы учителей.
- Мы это знаем, но Ваня не по делу в драку не полезет.
- Он подошел сегодня к мальчику и ударил его.
- Просто так никогда ничего не бывает. Кто этот мальчик?
- Сын сотрудника РАНО.
- Тогда понятно, а вы вызовете его родителей в школу.
- Они здесь.
В кабинет вошел солидный мужчина средних лет.
- Добрый вечер.
- Михаил Петрович, это родители того мальчика, который ударил вашего сына.
- Приятно познакомится. Научите своего сына не распускать кулаки, каждый раз когда кто-то ему не понравится.
- А вы своего научите вежливости.
- Мой Костя никогда никого не обижает.
- А наш Ваня не лезет в драку напрасно. Если он ударил вашего мальчика, то значит, тот его оскорбил.
Савельев внешне держался спокойно, а внутренне весь кипел и был натянут как струна. Внешне он был льдом, но Оля, смотря на него, понимала, что ему не так, то легко оставаться невозмутимым.
- Ваш сын всю войну жил в тепличных условиях. Он ходил в школу, учил уроки, ему было все равно, что где-то идет война. А Ваня всю войну был на фронте. Может быть если бы не Ваня, то и победы не было бы.
- Вы о чем?
- Ольга Федоровна права. Если Ваш сын не научится вежливости... - Савельев уже после слов Оли немного успокоился и говорил более спокойно, - и не перестанет оскорблять тех, кто за него отдал свои жизни, кто приближал Победу, то будет получать тумаки.
Савельев и Оля вышли из кабинета.
- Я не понимаю, откуда берутся такие люди.
- Успокойся, Ваня правильно поступил, а Грязновы пусть еще подумают.
Вскоре инцидент был исчерпан.
У Васи настал день премьеры. Его ввели в спектакль "Три сестры" на роль Соленого. Цветов на спектакле было много в основном актерам, игравшим главные роли. Как на входе Ольге сказали капельдинерши, люди любят сестер и поэтому всегда в зале много зрителей с цветами. Но в этот раз больше всего цветов досталось Василию Каретникову. После спектакля вся компания во главе с виновником торжества отправилась к Савельевым на банкет.
- Как вам спектакль?
- Понравился.
- Вася, а я вас сначала даже не признала, хотя однажды и видела Вас в форме.
- Вы?
- Да и мы тоже.
- Это хороший знак!
- А ты волновался!
Все собрались за столом и поздравляют Васю с премьерой.
- Приходите ко мне на спектакль, но старайтесь приходить без цветов. Вы меня избалуете совсем.
- Привыкай, ты этого заслужил.
- Я смущаюсь, когда вы ко мне приходите.
- Да, мы заметили, как на нас всех смотрела Алла Константиновна Тарасова...
- Хватит о театре. - Тут в разговор встрял полковник Иванов. - Раз мне не удалось женить Митю, то я женю тебя, Василий Каретников - актер Художественного театра. И не возражай.
- Действуй.
Савельеву было интересно посмотреть, как это произойдет.
- Надежда, посмотрите на Василия раз, посмотрите второй раз и влюбитесь.
- Повторяетесь полковник.
- Оленька, но с вами, же сработало.
- А вот и нет. Я влюбилась в Дмитрия Ивановича, еще не видя его. Когда мой благородный отец о нем только заговорил.
- А с Надеждой сработает.
- Тогда мы все ждем их свадьбы.
Все рассмеялись, а Надя смутилась.
- Скоро уже год, как вы вернулись с фронта и этот день победы... наш праздник. - Ольга вдруг вспомнила, что скоро наступит 9 мая, тот день, который вернул ей не только Дмитрия Ивановича и принес всей планете победу в столь продолжительной войне, но и вернул ей ее дорогого Виктора.
- Да, скоро 9 мая. Мы всей нашей компанией отметим наш праздник со слезами на глазах...
- Как изменилась наша жизнь за прошедший год.
Каждый заметил, что приближающийся праздник отражает в них все то, что они накопили за год. Еще год назад Оля не могла представить и предположить, что ее Виктор, которого она хранила в своей памяти, жив, что полковник Савельев ее любит и что она станет его женой и матерью Вани. Как только Ваня появился в ее жизни, она стала к нему относиться с нежной заботой, словно он был ее сыном всегда, но о том, чтобы его усыновить, она даже не смела думать. Да и Вася Каретников не думал, что вернется в театр. Ведь он хотел работать с полковником на строительстве.
- Ольга Федоровна, что с Вами?
- Ничего Васенька, я просто задумалась.
Ольга немного побледнела и стала молчаливой. Она не знала, что с ней и все списала на переутомление.
- Иди, приляг, а мы уберем все тут.
Ольга пошла, прилечь, но не смогла уснуть. В голове у нее копошились разные мысли. К ней заглянул Вася.
- Ольга Федоровна, я пришел попрощаться.
- Васенька присядь.
Каретников сел рядом на кровати.
- Васенька, скажи откровенно, тебе нравится Надя?
- Да, но я не могу дать ей того, что она заслуживает.
- Я тебе скажу вот, что. Ты не бойся того, что ты не можешь. Ты можешь все, но твое сомнение должно рассеяться. Ты ее любишь и это видно. Твоя любовь для Надежды и есть весь мир!
- Ольга Федоровна, откуда Вы это знаете?
- Жизнь научила и прошу тебя, называй меня просто Олей, хорошо?
- Да, Оля. А как ты думаешь, я Наде нравлюсь?
- Несомненно, но она, как и ты, пока боится признаться себе в этом.
- Спасибо тебе, прости, что не даю отдохнуть.
- Ничего я не устала.
Ольга была рада, что Вася к ней зашел в комнату. После разговора с ним она уснула. Утром уже все было хорошо, и Оля пошла на работу. На работе Ольгу к себе вызвал начальник.
- Ольга Федоровна, вы строитель и пока что только начинающий архитектор.
- Да, и я работаю у вас в ЦКБ.
- Вам надо учиться, чтобы поднимать квалификацию. Вы готовы пять лет потратить на то, чтобы днем работать, а вечером слушать лекции спустя это время стать архитектором?
- Готова.
- Тогда Вам надо подготовиться к экзаменам. Мой знакомый профессор дал мне список литературы, который Вам поможет на экзаменах. Но у вас, кажется, есть друг, который читает лекции и который в 44 году представил прекрасный проект восстановления Полтавы?
- Да, Синицын Сергей Николаевич - мой друг, Вы предлагаете обратиться к нему за помощью в подготовке к экзаменам?!
- Да. Один из ключевых вопросов на экзамене будет по его проекту.
- Хорошо. Я буду готовиться к этим экзаменам.
Ольга стала днем работать, а вечером просиживать в библиотеке, иногда она звонила Сергею и консультировалась у него по поводу того или иного вопроса. Дмитрий Иванович, помогал ей, чем мог, хотя он тоже учился. Вася Каретников постепенно получал новые роли. Иногда приходил к ним в гости и тогда он с Олей подолгу разговаривал.
- Оля, а тебе трудно работать, и готовится к экзаменам?
- Трудно, но это, потому что в Архитектуре много терминов, которые не только надо знать, но и понимать и применять их на практике. А ты что задумал?
- Я хочу, чтобы Надя поступила в театральный. В Щепке через 2 месяца будут экзамены.
- Ты с ней говорил об этом?
- Еще нет. Я сначала хотел посоветоваться с тобой.
- А она захочет стать актрисой?
- Не знаю, но мое чутье мне подсказывает, что если Надя согласится, то из нее выйдет Великая актриса.
- Ты поговори с ней.
- Хорошо.
Вася поговорил с Надей, и она согласилась попробовать свои силы подготовиться к экзаменам. Но поставила, условие, что если с первого раза не поступит, то больше не пытается.
У Ольги начались экзамены, которые она с легкостью сдала. Надя еще подготавливалась к экзаменам, как вдруг Вася к ней заехал после спектакля, чтобы предупредить, что завтра экзамены.
- Наденька, извини, что я так поздно
- Проходи. Ты мне поможешь с подготовкой.
- Что готовишь на первый тур?
- Стихотворение Константина Михайловича Симонова "Жди меня".
- Ты хорошо его знаешь?
- Да, а почему спрашиваешь?
- Завтра первый тур и экзамены.
- Уже?
- Я сам только сегодня узнал.
Утром Надя приехала в Щепку. Экзамены она сдала это было не трудно. И вот она стоит перед экзаменационной комиссией и читает "Жди меня". Ее неожиданно останавливают.
- Надежда, вы служили?
- Да. Я старший сержант.
- На кого учились до войны?
- На педагога русского языка и литературы.
- Почему решили стать актрисой?
- Один человек увидел во мне талант и предложил попробовать.
Комиссия задумалась. Им понравилось, как Надя прочитала стихотворение.
- Скажите, вы знакомы с Василием Каретниковым?
- Да, я с ним знакома.
- Он тоже воевал и он талантливый актер.
- Я видела его в спектаклях. И то, что он воевал я это знаю тоже. Он был адъютантом мужа Ольги Федоровны Воронцовой, у которой пока я училась, я была в работницах.
- Вы откровенно ответили на вопросы. Вы приняты.
Надя была рада. И она пришла к Савельевым.
- Надюша, тебя можно поздравить?
- Не знаю, Ольга Федоровна. После первого тура разве принимают в институт?
- Иногда принимают, но ты можешь узнать у Васи это.
- Давайте все за стол. Отметим наше поступление в институты.
- Вася, о тебе очень тепло отзывались в комиссии.
- Да ты что?!
- Да, ты талантливый актер. Они так сказали.
- Может, они правы, и они, наверное, знают, что говорят.
- Васенька сыграй нам что-нибудь.
- Оля, я немного попозже, можно?
- Хорошо.
Василий встал из-за стола, подошел к Наде. Он собирался с мыслями, и вот встав на одно колено, заговорил.
- Наденька, Я не такой, каким ты меня знаешь. Сегодня в такой замечательный и солнечный июньский денек... я хочу...
- Не волнуйся Васенька. Надя и мы тебя слушаем.
- ...я хочу у Ольги Федоровны и Дмитрия Ивановича попросить твоей руки...
- А меня здесь кто-нибудь спрашивает? Я самый старший в этой семье.
- Федор Александрович, дайте Васе договорить.
- Я решил, что когда ты поступишь в институт... сделать тебе предложение. Выходи за меня замуж.
- А может мне надо еще 2 тура пройти и с какого-то из них я вылечу?
- Все будет хорошо, верь мне.
- Я тебе, верю и даю свое согласие.
- Полковник у вас получилось.
- Вот когда будет свадьба, тогда и скажем, что я оказался прав.

Прошло четыре года. Ваня окончил школу с золотой медалью. Он выбрал себе профессию архитектора - строителя, как и Оля с Дмитрием Ивановичем. Надя во время учебы поступила в Художественный театр. И хотя у нее пока были лишь эпизоды, но она знала, что окончив институт, у нее появятся значительные роли. Оля тоже в скором времени должна была защищать диплом. За эти четыре года у всех многое изменилось. У Оли и Дмитрия Ивановича родились близнецы - мальчик, которого они в честь Олиного отца назвали Федором и девочка, названная в честь майора медицинской службы Аней. И Оля старалась совмещать уход за детьми, работу и учебу. У нее все прекрасно получалось. Надя и Вася поженились, когда Надя оканчивала третий курс, и ей оставалось учиться еще 2 года...