Сказки для моей дочери

Юлия Тарабарова Балахонова
Май месяц. У меня отпуск. Мы с дочерью отдыхаем на озере Шира. Дочь кидает в озеро маленькие камешки.  Купаться еще рано. Вода прохладная. Как быстро идет время, быстрее, чем несут свои воды хакасские реки Черный и Белый Июс. Нельзя время вернуть назад. Время, как и река не течет вспять. Вот и я, уже не прошу рассказать мне сказку, а об этом просит меня моя дочь, Ольгуня.   
-- Мама, придумай сказку!..               
Придумать тяжело, про себя подумала я и решила, что лучше вспомню и расскажу сказки, которые мне рассказывала, в детстве, моя бабушка. Долгую жизнь прожила моя бабушка, многое видела, многое слышала…. Жаль, что я была тогда маленькой, и не запомнила всего того, что сама слышала от  бабушки.         
А пятилетняя дочь, продолжала нетерпеливо теребить рукав моей куртки……               
Ветер доносит до нас запах, цветущей черемухи.
_Мама, я хочу пить!               
_Пойдем в корпус.               
_ А почему из озера нельзя пить?
_ Попробуй.
Дочь набирает в маленькие ладошки воды, делает глоток и морщится.
_А почему вода соленая? Соль что ли просыпали?
Мне немного смешно от ее таких высказываний.
_ Нет, отвечаю я. Соль в озеро никто не просыпал. Наоборот, раньше соль из озер выпаривали. В Хакасии много озер и соленых и пресных. Да и озеро Шира не всегда было соленым. Об этом озере, мне рассказывала легенду, моя бабушка.,
_ А кто ей рассказал?" Не унимается дочурка….
_ Ей рассказал ее отец."
Дочь нетерпеливо теребит рукав моей куртки и торопит рассказать ей быстрее сказку. Мы усаживаемся в беседке около озера и я начинаю рассказ…..
- Давно это было. Тогда еще прадед моего прадеда был молодым, а реки, Черный и Белый Июс, текли по другому руслу. И озера здесь не было. Каждую весну, когда расцветала черемуха, и ее аромат пьянил все в округе, на лугу расцветали ирисы, а береза роняла свои сережки, в этой долине из-под земли вдруг начинал струиться небольшой родник. Его вода была чистой, прозрачной и сладкой. Молодых она делала красивыми и  сильными. У стариков исцеляла раны и болезни.
Со всех концов, со всех окраин съезжались с роднику богатыри…. Спешили из-за синих гор, из далеких степей и из-за дальних лесов. Все хотели испить чудесной воды из степного родника, помериться силами с другими богатырями, послушать песни, присмотреть себе  красавицу невесту.
Десять дней и ночей струился волшебный источник. Тонкой струйкой бежала вода. Но ее хватало всем желающим, чтоб утолить жажду и исцелить раны. Но взять с собой хоть немного воды не удавалось никому. У каждого, кто хотел взять с собой немного воды, что-нибудь случалось. Вода обязательно проливалась. Но там, где она проливалась, вырастали  красивые белые цветы. Веселым и шумным было это время. Но проходило десять дней, черемуха покрывала землю лепестками своих белых цветов, словно снегом,
а волшебный родник исчезал, чтобы вновь родиться следующей весной. Все разъезжались по своим аулам и селениям, чтобы встретиться здесь, следующей весной. Юные богатыри мечтали вновь сойтись в поединке и победить, а старики - полюбоваться на молодых.      
Но жил в степи, у синих гор, один жадный и завистливый человек. Завидовал он всем: и молодым, и старым. Звали его Тойбан, что значит лысый. Девушки на него и глядеть не хотели, а парни не брали его себе в друзья. Да и кому нужен жадный и завистливый друг? Долго думал Тойбан…. и решил, когда все разъедутся, выкопать в долине колодец, чтобы набрать воды, и продавать ее в чужих землях. Как решил, так и сделал, когда все разъехались, стал копать. Копал долго, а когда наконец, показались первые капли воды, обрадовался, и стал копать с еще с большим  усердием. А в скорее, он наполнил студеной водой все бочки, что привез с собой, а вода все текла и текла…., ее струйка становилась  все сильнее и сильнее. Наконец, усталый Тойбан решил утолить свою жажду, он набрал в ладони чистой и холодной воды, но выпить ее не смог. Вода оказалась горько-соленой на вкус. Старики сказывали, что вода заполнила большую часть долины, которая не высохла даже жарким летом, так на месте долины образовалось озеро Шира. Родник исчез навсегда, а озеро заполнилось горько-соленой водой. Очень огорчились люди, которые приехали  к волшебному роднику, следующей весной.