Мат и духовное вырождение

Влад Матин
               
Еще сравнительно недавно привычка материться была верным признаком, маркером, опознавательным знаком  принадлежности человека к одному из слоев «дна» общества. Теперь же мат стал не только специфическим языком, жаргоном людей с низким социальным статусом, а также преступников, алкоголиков, проституток и других опустившихся лиц.  В той или иной мере у нас постоянно  матерится уже большинство населения:  в семье, на работе и на улице, дети и взрослые, мужчины и женщины, рабочие,  крестьяне  и интеллигенция, артисты и писатели, политики и учёные, военные и журналисты.  Мат и блатная лексика проникли в литературу, в театр,  в кино и на телевидение. Из-за  безнаказанности гнуснейшим матом ныне нашпигованы социальные сети Интернета. Это стало своего рода модой. Некоторые языковеды и даже деятели культуры всерьез заявляют, что  русский язык вообще невозможен без мата и пропагандируют его.  Налицо прогрессирующее духовное вырождение общества, где  позиции противников допустимости «материзации» нашей жизни неуклонно слабеют. Вместе с тем, поскольку проблема оценивается в основном лишь сугубо эмоционально, представляется несомненным, что внести ясность в этот вопрос поможет  объективный анализ  ситуации – рассмотрение сущности мата, его функций и последствий использования.

Под матом понимают грязную, нецензурную, неприличную по форме, площадную  брань, сквернословие – речь, наполненную непристойными, скверными словами - от понятия «скверна», т.е. мерзость, плотское и духовное непотребство, нечистота, грязь и гниль, разврат, нравственное растление;  все богопротивное.  Русский словарь непристойностей, табуированной лексики  включает довольно большой пласт - порядка 2000 слов и выражений, описывающих «богохульный»  мат и всяческие «посылания»;  мат, связанный с нечистотами и отходами жизнедеятельности человека; с  упоминанием животных и частей их тела; кровные ругательства, а также  инвективы и  идиомы сексуального происхождения.  В узком смысле слова матом у нас считаются наиболее циничные и гнусные ругательства - сквернословие, затрагивающее именно сексуальную тематику с упоминанием названий гениталий, физиологии отношений между полами и родственниками  адресата мата. Спектр ругательств здесь включает различные утверждения, обвинения, «определения» и использование коитальных глаголов.

Мату на шкале оскорблений отведено особое место, он  содержит явные элементы унижения и несет выраженную отрицательную эмоциональную нагрузку. У нас многие
ошибочно полагают, что «матерный» мат – привилегия исключительно русских.  Разумеется, мат имеет национальную специфику и особенности.  Но в ряде стран матерящиеся используют столь мерзкие,  обидные и нечистоплотные выражения, от которых станет не по себе и многим нашим закоренелым «специалистам».  Это, конечно же, слабо утешает.     Ведь  в большинстве случаев ненормативная лексика  выполняет именно функцию оскорбления -  содержит в своей экспрессивной окраске и оценочном компоненте намерение говорящего унизить, обесчестить, опозорить адресата речи, причем сделать это в резкой и циничной форме.

Всё же следует отметить, что многие считающиеся неприличными бранные слова не являются вульгаризмами, если употребляются в прямом значении.  Мат многозначен, и в этих ситуациях перестает  быть матом. В большинстве случаев даже собственно матерные слова не имеют прямого содержательного смысла и не относятся к собеседнику, а дают лишь  чисто личностную экспрессивную оценку происходящего, выступая в качестве своеобразных  эмфатических оборотов - как голая эмоция, облеченная в неприличную форму. Направленность же,  смысл и оттенок высказывания, как и обычно в разговоре,  выясняются из контекста, а также зависят от индивидуальных особенностей говорящего и слушающего.

«Чистый», безусловный мат также отнюдь не всегда является оскорблением. Его конкретная функция зависит от  контекста ситуации. Он способен выражать непонимание, уточнение, принуждение, удивление, сожаление, радость и даже восхищение чем-то. То есть выступает в качестве своего рода эмоционального клише, шаблона: междометий (типа ой, ах…) – неизменяемых слов, непосредственно характеризующих эмоциональную реакцию, чувство, ощущение человека -  и междометных глаголов (наподобие бах, бух…), отражающих мгновенные действия.  В некоторых случаях переход на мат позволяет  «выпустить пар», эмоционально разрядиться, подыграть  «под  своего» или защититься от агрессии. Скажем, в чрезвычайной ситуации он (как оружие психологического воздействия невероятной мощи)  нередко используется в качестве своеобразного допинга - чтобы встряхнуть человека, отрезвить его, привести в чувство, подавить в нем страх, придать ему силы, стимулировать выполнение приказа, подчеркнуть его категоричность, отвлечь от посторонних мыслей и сомнений в необходимости действовать.

К сожалению, и в спокойной обстановке всё чаще мат применяется для обеспечения доходчивости мер воспитательного воздействия на подчиненных - как особые, служебные слова, рассчитанные на определенный эффект;  для показной бравады своей «крутизной»;  как нейтральные сорные слова или словозаменители, а также как слова-паразиты, не несущие смысловой или эмоциональной нагрузки и ради экономии речевых усилий заполняющие пробелы между нормальными словами, «пустоты» в неразвитой речи. Для некоторых мат попросту служит аналогом шипения, лая и рычания животных. Понятно, что такое сравнение людей явно не красит.

Характер реакции  на мат (обидится ли человек и в какой мере) – это функция его индивидуального восприятия информации, а оно определяется в том числе и культурными особенностями социальной среды. Известно, что всюду свои понятия о нравственности и свои модели отношений в разных ситуациях. Поскольку злом, оскорблением  воспринимается людьми всякое нарушение принятого в данном сообществе порядка, стандартов поведения, иногда обидеть человека, задеть  его самолюбие,  можно и казалось бы «мягким»,  вполне невинным отступлением от  заведенных правил и понятий, например неподобающим ситуации выражением своего лица, интонацией голоса или даже переходом с устоявшегося с кем-то обращения с «ты» на «вы».  Точно так же то, что в одной стране считается вариантом нормы, в другой способно нанести смертельную обиду. При  этом люди реагируют на сам факт употребления инвектив, вовсе не вникая в суть, причины и подоплеку высказываний.  Использование без серьезного повода запретной лексики  инстинктивно расценивается как нравственный вызов и уничижение.  Хотя в принципе допустимо всё, что уместно в данной обстановке, существует общепринятый речевой этикет общения – стереотипы речевого поведения, согласующиеся с конкретными обстоятельствами.  Нарушение этих негласно установленных правил воспринимается как проявление неуважения к собеседнику.  Мы зачастую болезненно  реагируем и на банальную фамильярность или просто на неподобающую интонацию обращения.  А мат, даже «ненамеренный»,  от незнакомого человека практически всегда и всеми (за исключением маргиналов, изъясняющихся на языке, где нормативная лексика присутствует лишь в виде небольших вкраплений) трактуется как речевая агрессия, как циничное оскорбление с оттенком непристойности и унижения человеческого достоинства,  демонстрирующее пренебрежение им и понижающее личный социальный статус собеседника, его самооценку.

Использование матерных слов и словосочетаний, как уже отмечалось,  представляет собой в основном способ выразить эмоции, выплеснуть энергию. Оно не несет в себе объективной содержательной информации и выражает, передает не мысли, а экспрессивную оценку, эмоциональное отношение говорящего к действительности, к конкретному человеку,   к его качествам  и действиям, к возникшей ситуации или даже к самому себе.  Соответственно,  мат в функции оскорбления имеет множество оттенков, выражая осуждение, унижение, пренебрежение,  неуважение,  злобу, отвращение, надменность, презрение, уничижение, порицание, возмущение,  раздражение, недовольство, гнев и агрессию самоутверждения.   И хотя суть оскорблений, как правило, не имеет ни малейшего отношения к тому, какие мы есть на самом деле, в реальности они воспринимаются вполне серьезно и потому несут в себе огромную деструктивную силу.

Эти обидные слова и замечания, которые всё постыдное выставляют на всеобщее обозрение, почти физически окунают человека в грязь, глубоко ранят, коробят его, выбивают из колеи, выворачивают наизнанку.  Ему как бы говорят: я сильней и лучше тебя, я более значим, а ты вообще никто, пустое место,  с которым можно не считаться, не ставить ни во что. Тем самым в оскорбленном пробуждается дремлющий в нем социальный инстинкт, выдвигающий в ряд основных запросов человека его потребность в уважении и одобрении, в признании обществом его значимости. Циничной грубостью нарушается самоидентификация личности, внушается мысль о ее бесполезности и никчемности, перечеркивается смысл и  предназначение существования человеческой души как искры Божьей.

Но каждый из нас появился здесь для конкретной цели, определенной  Свыше, и нужен именно таким.   Поэтому никому не позволено говорить с презрением о другом человеке, тем более унижать его: «Кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» (Мф. 5:22). Идеальных людей нет. Мы охотно и скрупулезно подмечаем недостатки и слабости других, хотя они есть и у нас самих, так что право судить даже самого плохого (в данный момент)  человека имеет только Бог: «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает» (Рим.14:4).  Не наше это дело жестко клеймить кого-то, тем  более что нанесенные оскорбления имеют для него вполне зримые негативные последствия.

Если человек понял, что его оскорбили, любая ответная реакция не проходит для него бесследно.  Хотя злость, раздражение,  желание «восстановить справедливость» можно считать естественными чувствами, встречные оскорбления или обвинения  в большинстве случаев вызовут у обидчика  вместо понимания своей ошибки лишь волну новых оскорблений.  «…пусть мудрость руководит вами, не возмущайтесь. Негодование усиливает ярость злых людей» (Леви 113: 20). К тому же, такое поведение на деле отражает неуверенность в себе, беспомощность, маскируя внутреннюю психологическую уязвимость оскорбленного,  и в дальнейшем ужесточает его отношение к другим.  Индуцированное зло (этот сильнодействующий яд собственного производства) ведь всё равно частично остается внутри человека и неумолимо делает своё.  «Любая злая мысль принесет вам  вред, рассеет вашу силу» (Леви 122: 18). В свою очередь,  подавление эмоций,  отказ от  их открытой демонстрации,  сохранение обиды в себе, ведет к затяжным стрессовым состояниям, в итоге проявляющимся  не только нервными расстройствами, депрессией, различными соматическими болезными (от нейродермита и язвы желудка вплоть до  инсульта и инфаркта), но и домашним насилием, подозрительностью, немотивированной ненавистью к  людям вообще. Ведь накопленная энергия негатива бурлит в оскорбленном человеке и ищет выхода. Лишенная возможности высвободиться непосредственно и «адресно», она не может не сублимироваться в иную форму и поэтому перетекает либо в процессы разрушения собственного  организма (то есть проявляется на языке тела) или же нейтрализуется выплескиванием вовне в ущерб отношениям с людьми,  конкретно ни в чем неповинными.   

Параллельный вред самому матерящемуся при этом тоже бесспорен уже в  том плане, что,  сквернословя,  человек как бы плюет против ветра -  всё рано или поздно возвращается к нему самому, поскольку мир вокруг него   неизбежно наполняется злобой, завистью, ненавистью и прочим негативом. Что посеешь, то и пожнешь.  Хотя долгое время считалось, что матерятся в основном люди неразвитые, на деле привычка сквернословить может вовсе не соотноситься с уровнем интеллекта. Просто это индикатор, симптом  бездуховности, а она слабо коррелирует с умом, уровнем образования или общественным положением человека. Слова, как и поступки,  выставляют душу человека на всеобщее обозрение, характеризуя  принятую им систему ценностей.

Слова как закодированные мысли, как их видимое проявление  отражают отношение человека к миру и состояние его души. Скверные, матерные слова говорят об обиде, недовольстве жизнью, о дисбалансе, разладе между телом и духом. Когда человек эгоистичен, живет плотью, накопленная энергия зла  изливается из его изувеченной души непристойной речью, как гной из телесной раны. «Ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы…Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, …бесчинство и тому подобное…» (Гал. 5: 17, 19-21). Хотя изначальная природа каждой созданной Богом души благая, ее взаимодействие с нашей ненасытной эгоистичной плотью зачастую порождает неудобоваримый продукт. Каков реально воплощенный человек, такова и его речь.  У доброго человека и слова добрые.  Конечно, в обществе распространена мимикрия, поэтому человек злой по натуре в силу условностей зачастую маскируется под  добропорядочность. Но в критические моменты маска с  него спадает, и мы видим истинное лицо каждого. Эти слова показывают нам, выдают подлинную суть говорящего.

Всех нас оценят по делам, словам и мыслям своим. Каждому воздастся адекватно его «заслугам». Люди давно предупреждены об этом. «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься». (Мф. 12: 36-37).  «Также сквернословие и пустословие, и смехотворство не приличны вам, а напротив, благодарение; ибо знайте, что никакой блудник или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Еф. 5: 4-5). «Доброе имя человека стоит тысячи золотых копей, и тот, кто скажет слово или совершит действие, порочащее или поносящее это имя, отбирает то, что ему не принадлежит, и он вор» (Леви 98: 20).

Своё воздаяние свыше мы получим потом, а пока, в этой жизни сквернословящий весь облеплен астральной нечистью. Матерясь, человек (согласно вездесущему закону притяжения) неосознанно выполняет магический обряд по вызову из тонкого мира инфернальных сущностей. Слетаясь на негатив и подпитываясь энергетикой злобы человека, неприятия им мира,  они подрывают его физическое и душевное здоровье, что еще больше усиливает реакцию недовольства. Порочный круг самовоспроизводящегося зла замыкается.

Всё это отнюдь не домыслы эзотериков и моралистов, погрязших в «мещанских предрассудках». В психиатрии известен синдром Туретта,  частично ассоциируемый со странным симптомом  копролалии – с извергаемым пациентом периодически и непредсказуемо потоком спонтанной  матерной брани, с повторяющимся по типу вокального тика выкрикиванием нецензурных слов.  Отмечены случаи, когда тяжело больной, лишенный дара речи, обездвиженный и ничего не понимающий, в ответ на чтение молитв разражался тирадами отборного мата. То есть матерная ругань беспрепятственно проявляла себя, минуя сознание,  рассудок  и моторную функцию языка - при отключенном головном мозге человека.   

Объяснение видится в сходстве копролалии с симптомами одержимости, бесноватости, также проявляющейся (среди прочего) спонтанными, неконтролируемыми ругательствами. У медицины нет  средств лечения синдрома Туретта и бесноватости, которая считается психическим заболеванием. Но при этом она вполне эффективно устраняется через обряд экзорцизма, через процедуру изгнания из одержимого нечисти (вселившихся в человека бесов и других сверхъестественных существ) с помощью молитв. С позиций биоэнергетики, в подобных ситуациях на тонкие планы организма внедряются, встраиваются энергетические вирусы, тонкоматериальные чужеродные структуры, образующие дыры в ауре, меняющие поведение  человека, подчиняющие его своему влиянию. Их присутствие проявляется в данном случае спонтанной руганью. Как выразился бы здесь З.Фрейд, зло рвётся наружу из бессознательного человека под видом мата.

Общие соображения подобного плана подкрепляются строго научными фактами. Мы живем в энергоинформационном, волновом мире. Мысли - это сгустки волновой энергии, направленные на человека или объект, о котором мы думаем. Каждое слово, мысль, звук обладает определенной положительной или отрицательной энергетикой, частотой вибраций, соответственно стимулирующей или угнетающей жизнедеятельность биообъектов. Любой может убедиться в справедливости  этого положения с помощью радиэстезии.  Точно так же, существуют «добрые» и «злые» мысли и слова, их отражающие. Хорошо известно и неоспоримо, в частности,  таинство мощного исцеляющего воздействия от использования определенных последовательностей чистых слов: ряда молитв, заговоров, настроев. Этого нельзя сказать о грубой ругани, мате.

В экспериментах  достоверно установлено, что мат (злые мысли и слова) насыщен выраженной негативной энергетикой, он меняет структуру воды, на которую соответствующие слова произносятся, причем  в худшую сторону, переориентируя ее на образование «дейтериевой», токсичной для организма формы. Кристаллы, возникающие при замораживании такой воды (приемника, хранителя, преобразователя и передатчика разнообразной информации), имеют неприглядный, уродливый вид безликих конгломератов – в отличие от красивых, четко прорисованных гармоничных кристаллов типа снежинок, возникающих в ответ на добрые слова. Подпитанная мягкими, ласковыми словами вода при поливе повышает всхожесть семян растений, а «обматеренная» явно угнетает его.  От  таких гнилых, смрадных слов она к тому же при стоянии быстро протухает. Если учесть, что мы на более чем 80% состоим именно из воды, от свойств которой во многом и зависит благополучие организма, уже отсюда становится понятным, какой физиологический ущерб причиняет злоупотребляющий матом самому себе.  Но зафиксирован даже мутагенный эффект мата - слова действуют и как волновая генетическая программа. То есть, влияя на информационную структуру ДНК, нецензурная брань вредит не только организму самого матерящегося, но косвенно и его потомству.

Крайне неблаговидно и психосоциальное влияние хождения мата в обществе. Когда всюду звучат матерные слова, в уши окружающих льется грязь и непотребство энергетического смога даже помимо их воли. Нарушение любого стереотипа поведения всегда заставляет людей внутренне напрягаться. Поэтому нахождение в атмосфере взаимной недоброжелательности, даже если она не касается человека лично, создает у него как минимум стойкое ощущение дискомфорта.  Для физического здоровья аналогичная ситуация возникает,  скажем, при  пассивном курении. Но последствия контакта с ментальным негативном проявляются гораздо быстрее и они в целом намного опасней:  общество стремительно разлагается духовно. Если постоянно слушать матерную речь,  гнусность невольно  будет проникать в подсознание и осквернять человека, так что со временем он и сам начнет ругаться, то есть свыкнется с мыслью о допустимости оскорблять других.

Поборники свободного употребления мата  ссылаются на то, что мат был всегда и всегда будет, поскольку он неотъемлемая часть языка и отражает «правду жизни», а человек де имеет право на свободу самовыражения. Всё это отчасти верно, но такие доводы нельзя воспринимать всерьез. Да, действительно мат существует как элемент языковой реальности, и с этим ничего не поделаешь. Но здесь вольно или невольно подменяется сам факт отношением к нему. Скажем, болезни и извращения, воровство и убийства в человеческом обществе  всегда были и, видимо,  как исключения  всегда будут. Тем не менее это отнюдь не означает, что с ними следует мириться, а тем более узаконивать и пестовать их.  Всё дело в допустимой «дозе», уровне  и масштабах выраженности отрицательных явлений. Наш больной социум принял ценности и эмоции скотного двора и даже гордится этим. Мы живем в эпоху бездушия, чудовищного огрубления нравов, нравственного одичания, навязывания людям эстетики уродства, как в грязном захудалом хлеву:  лишь бы дали поесть, да еще была бы возможность урвать из соседнего стойла у других лишний клок сена для себя.  А  то, что ты при этом валяешься в навозе, так это хорошо – скотине так и положено. Обстановка родная.  В нашей общественной жизни востребованы худшие черты человеческой природы, нагнетаются отношения агрессивности, неприязни, нетерпимости, недоброжелательности и разобщенности, злобы, зависти, ненависти. Матерная гнусь замутняет нам «чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл». Мат делает человека хуже, а злой человек, в свою очередь, более склонен к непотребству.   И снова возникает порочный круг.

При этом, разумеется, человек формально свободен в своем выборе. Но в реальности его свобода ограничена, с одной стороны, тем, что некоторые варианты он сам  считает для себя неприемлемыми, а, с другой, - необходимостью считаться с интересами других людей и общества в целом. Отклонение от этого условия нарушает гармонию отношений, возникают разнообразные конфликты. «К свободе призваны вы, братья, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: «люби ближнего твоего, как самого себя». Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом»  (Гал. 5: 13-15). Как минимум, в этом случае будет наблюдаться общее духовное вырождение вместо роста.

Нас уже давно призывают одуматься:  не позволять  злобе и агрессивности прорываться вовне, попутно разъедая нас самих.  Грязная, нечистоплотная  речь в итоге отрицательно сказывается на всех: «Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается»   (Пр. 11: 11).  «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу. Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4: 25-32).

«Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а напротив благодарение; И не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить» (Еф. 5: 1,3,4,11,12).

«Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте… Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей» (1 Петра 3: 9-10).

Однако мат уже настолько глубоко проник в социум и впитался во все поры общества, что многие современные авторы теперь попросту не делят язык на цензурный и нецензурный, искренне   не понимая, что они пропагандируют непристойность, демонстрацию подчеркнутого неуважения к другим, да и к себе тоже.  Современная разухабистая культура всё глубже погружается в эту новую, мерзкую парадигму. В подобном ракурсе не вызывают большого удивления глубокомысленные сентенции некоторых высокопоставленных деятелей культуры о том, что мат из русского языка «нельзя вычленить». Но лингвистическим сообществом он уже давно из него вычленен именно как дикость, как примитивная бескультурная лексика, непотребная для широкого общения. Этим поборникам свободы вольностей, навязывающим людям мат как языковую норму,  чужда «тьма низких истин». Своим отношением к проблеме они не просто прививают людям хамское поведение, растлевают их, но еще и учат общество гордиться этим, ставя себя выше «условностей и предрассудков, ханжества и игры в добропорядочность». Запретное всегда влечет. Но то, что использование запретного воспринимается как оскорбление, неуважение к собеседнику или обстоятельствам, для них – как с гуся вода.  Язык  мол – это живая, открытая система, развивающаяся по своим законам, где народ проводит отбор и бракует ненужное;  со временем оно уйдет само.

Уйдет, но не то. Намерение официально выпустить мат из-под запретов, полностью легализовать его, попросту необратимо нарушит структуру языка общения, подменяя его суть примитивизмом и засоряя «эфир» бессмыслицей.  Мат редуцирует оттенки речи до нескольких корней, грубых, специфичных и потому бьющих наотмашь, действующих оглушающе,  разобщающих людей. Этот специфический и обладающий невероятной разрушительной силой уличный жесткий язык вражды, эмоциональной агрессии допустимо и уместно применять лишь в крайних случаях, сугубо ситуативно, причем строго дозированно,  тогда как уже сейчас многие его употребляют без ограничений, к месту и не к месту, забывая, что когда им выражаются «со значением», это всегда оскорбление. Сквернословие указывает на леность ума и принижает человека, оно уничтожает у него чувство стыда и прокладывает путь к духовной деградации. Риторика ненависти создает обстановку недоброжелательности, вседозволенности и полного неуважения друг к другу, разлагающего общество. Хамство, распущенность, нетерпимость, озлобленность, разболтанность и безответственность, взаимная неприязнь, агрессивность, наглость и архаичность сознания уже стали нашей национальной чертой. Как это ни прискорбно для «самодостаточных и свободолюбивых» почитателей мата, приходится напомнить, что  чисто биологически человек – это эгоистичная скотина (так он устроен изначально), и от  рождения в нем нет  нравственных ограничений, а совесть (наш внутренний цензор) спит. Поэтому каждого человека нужно окультуривать, продвигать по духовной лестнице вверх, а не погружать в трясину непотребства. Ему нужно терпеливо и настойчиво, разными способами объяснять, как вести  себя в обществе, чтобы всем в нем жилось комфортно и более менее бесконфликтно. 

Прошло уже около двух тысячелетий с тех пор, как людям настоятельно и авторитетно рекомендовано облечься в нового человека. «Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего … Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления, в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними. А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» (Кол. 3: 1,5,8-10,16).

Призывы эти, увы,  оказались гласом вопиющего в пустыне. Порочная природа людей взяла своё, и их не остановило даже то, что ранее почти всё человечество за  приход к состоянию полного духовного одичания, за свою непомерную гордыню, кровопролитие, воровство, разврат и идолопоклонство было «сознательно» уничтожено Потопом (благим оказался лишь Ной). «И увидел Господь (Бог), что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем» (Быт.6: 5-6).  Он увидел, в какую мерзость люди превратили Его Замысел, но по безмерной доброте Своей решил дать им еще один шанс - начать всё сначала. Урок, однако, не пошел впрок. Даже Иисус, который приходил, чтобы очистить мир от греха, вытащить нас из трясины плотской жизни, спасти от самих себя, ничего в итоге не смог изменить. Хотя с тех пор достигнут колоссальный прогресс в улучшении общих условий жизни человека, среди нас по-прежнему «нет праведного ни одного»   (Рим. 3: 10), а скорость нравственного разложения людей в последнее время лишь нарастает.

Дарованная нам  «свободная воля» в сочетании с нашей животной природой неотвратимо даёт уродливую комбинацию, исправно наводя на людей нравственную порчу. Эта самая «свобода» легко переходит у нас в свободу от совести - в признание за собой права быть социальными паразитами: жить за счет других, но при  этом ни с кем не считаться. «Люди живут на низших планах – планах алчности и корысти, они борются за себя, они побеждают мечом» (Леви 80: 8). «Мирской человек ненавидит духовный закон, потому что он лишает его свободы жить во грехе; под его светом он не может услаждать своих страстей и желаний» (Леви 100: 13).«Плотский человек ненавидит правду, и он готов отдать жизнь ради того, чтобы сломить неокрепший росток до времени урожая» (Леви 122: 28). Мы до сих пор живем по волчьим законам:  «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков… Остерегайтесь же людей» (Мф. 10: 16, 17), и пока не достойны данного нам Богом звания человека, а наш теперешний язык является  вполне адекватным отражением этого факта. Как думаем, так и говорим.

Пора уяснить ту простую мысль, что наша речь выполняет важнейшую коммуникативную функцию языка как средства общения. Цель общения: обмен  мыслями, информацией и эмоциями. С помощью слов мы взаимодействуем между собой, передаём все оттенки мыслей, чувств, переживаний.  Язык формирует нашу реальность, наши представления о событиях, людях, их отношениях и мире вообще. Без слов у нас не было бы литературы, науки, искусства, которое должно возвышать человека, а не погружать его в выгребную яму отстойника. Разговоры о том, что оно (искусство) не влияет на нравственное состояние общества, ведут либо невежды, либо ангажированные проходимцы, которым нравственный закон неведом. Поскольку наше подсознание не отличает реальность от  вымысла, массовое искусство (кино, телевидение, театр, шоу-бизнес и т.п.)  непроизвольно берет на себя функцию своего рода обучающих игр, манипулятора сознанием. Каково наполнение, содержание этих  «игр», что они нам прививают, то люди (независимо от  исходных намерений авторов) в значительной степени и перенимают в свое текущее мировосприятие и поведение. Нам исподволь диктуют, навязывают, прививают стереотипы оценок и отношений к людям и к миру в целом. Эффективность таких влияний со всей бесспорностью подтверждается текущей практикой  массового оболванивания населения агрессивной теле- и радио-пропагандой, с легкостью превращающих здравомыслящих людей в стадо ревущих ослов.

Как учит Библия, в начале было Слово (мысль, информация). Всё создано и продолжает создаваться словом. Тем, кто чванливо упирает на «правду жизни», нелишне это осознать: наши слова не только отражают  текущую жизнь, но и активно формируют её, меняют  нашу жизненную программу. Состояние нашей души определяет то, какую лексику мы выбираем для общения. В свою очередь, употребляемые слова через звук, ритм и форму речи переводят, погружают нас именно в ту реальность, которую они кодируют. Иначе говоря, какие слова мы используем (то есть каково наше отношение к реальности), такова и сама наша реальность. Что будем внедрять в жизнь общества, то и получим. Ненависть порождает ненависть, а любовь – любовь. 

Наша индивидуальная биологическая жизнь, наше пребывание в этом мире не имеет самостоятельной ценности (всё нажитое непосильным трудом останется здесь), она дается нам лишь как средство, чтобы стать лучше. Успешность нашей собственной жизни, наш личный «жизненный успех» (в высоком смысле) определяется вовсе не какими-то карьерными достижениями и не тем, сколько и чего вещественного мы за это время сумели ухватить, а тем, какую пользу мы принесли другим.  Конечно, идеальных людей нет. Более того,«нет человека праведного на земле, который делал бы доброе дело и не грешил бы» (Еккл.7: 20). Люди склонны к плохому, тёмная суть есть в каждом. Но все мы находимся здесь именно для того, чтобы расти духовно, а не просто стать обычной «состоявшейся» скотиной - при всём отвлекающем антураже в сущности древним и мало изменившимся пещерным отродьем. Поэтому следует укреплять человеческое в человеке и по возможности подавлять, блокировать проявление в нем всего худшего, эгоистичного, животного. Это не только в наших собственных интересах, но и в интересах общества в целом, остро нуждающегося в снижении уровня взаимной агрессии, злобы и недоброжелательства.  Поменяем ли мы приоритеты, систему ценностей, нравственные ориентиры, сделаем ли мы свой мир чистым и светлым или покатимся дальше к пропасти бездуховности,  чтобы  в конце концов провалиться в нее,  зависит только от нас.  Ведь именно мы хозяева своих мыслей и слов. Выбор за нами.