Моя семья или генеалогические поиски Ч. 2 гл. 18

Владимир Смысловский
 
         Уважаемые читатели. Я не даром привел здесь такой длинный документ. Из текста этого документа становится ясно, что род Лопацинских довольно знатный, древний и достаточно богатый. Хотя о богатстве я расскажу несколько ниже.

    Занимая высокое положение в Речи Посполитой и Великом Княжестве Литовском, представители рода Лопацинских, не только играли значительную роль в обществе, но и преумножали свое богатство. Добавляли влияние и богатство браки Лопацинских с представителями знати (Огинские,Скарбек-Вазинские,Горские,Волловичи,Марикони и т.п.). Многие из них владели поместьями по всей территории современной Польши,Литвы и Беларуси. Остатки некоторых усадеб сохранились и до наших дней и являются памятниками архитектуры.

     Так староста Мстиславский, Великий писарь Литовский и депутат польского сейма Николай-Тадеуш Лопацинский (1715-1778) в деревне Чуриловичи строит «родовое гнездо». Вот что об этой усадьбе пишут беларуские историки-краеведы:
.

     «Переименовав местечко в честь своего отца Леона Лопатинского в Леонполь, он решает именно здесь устроить свою главную загородную резиденцию. Для этой цели сюда приглашается один из известнейших в ту пору итальянский архитектор А. Гену, по проекту которого к 1750 году и была возведена знаменитая на всю страну прекрасная Леонпольская усадьба.

    В отличие от традиционно принятой схемы строительства П-образного полузакрытого дворцового комплекса, планировка усадьбы в Леонполе более свободная. Относительно небольшой главный корпус занимал центральное место в ансамбле, расположившись между обширным парадным двором и парком. Симметричность композиции подчёркивали поставленные по бокам двора кирпичные «свиран» и «официна» (жильё для слуг). Основная же масса хозяйственных построек размещалась вдали от господских глаз — за оврагом, в стороне от прогулочных аллей и дорожек.

              Сам дворец был возведён в соответствии с модой середины XVIII века в барочно-рокайльном стиле. Наибольшее внимание архитектора естественно привлекла отделка центрального двухэтажного объёма, торцы которого имели уникальные кованные балконы и были завершены фигурными криволинейными фронтонами. Размещение же здания на высоком цоколе обусловило наличие тут широкой двухмаршевой лестницы с прямоугольной террасой. Довольно оригинальный вид зданию придавала его симметрично-осевая композиция и чередование поперечно и продольно поставленных объёмов разной высоты. Наличие же практически одинаковых парадного и паркового фасадов позволяет отнести этот комплекс к достаточно редкому в Беларуси «зеркальному типу» усадеб. Что же касается внешнего декора дворца, то он был разнообразным — ниши, пилястры, рустовка цокольного этажа, рокайльные наличники и карнизы, окна разных размеров (в том числе и овальные люкарны).

       Внутренняя планировка здания включала в себя главный «бальный» зал с анфиладой парадных комнат на первом этаже. Второй этаж центрального объёма занимали «полуофициальные» помещения — кабинет, гостиная и музей, о котором речь пойдёт ниже. В боковых крыльях традиционно расположились жилые покои, а на цокольном этаже находились хозяйственные помещения.

Парадный двор включал в себя подъездные аллеи и обширный «зелёный партер» с оригинально подстриженными кустарниками. Он был огорожен небольшой стеной. В дальних от дворца углах находились два въезда, выделенных пилонами в виде четырёхгранных колонн. Такие же пилоны располагались по бокам дворца и вели в парк, разбитый во французском стиле. От дворца к берегу Двины шёл пологий спуск, оформленный в виде двух террас и окружённый насаждениями из деревьев отечественных и экзотических пород. Несколько специально прорытых каналов позволяли архитекторам устроить в парке ряд укромных уютных уголков с беседками и небольшими павильонами. Имелась тут и одна из лучших в восточной Беларуси оранжерей, где выращивались ананасы, апельсины, лимоны, гранаты, фиги и другие диковинки.

Кроме обустройства своей рокайльной усадьбы, Н.Т. Лопатинский много денег жертвовал и на строительство храмов в округе. Так на его средства были возведены униатские церкви в Росице, Шарковщине и, естественно, в Леонполе. Это были деревянные храмы с чертами барокко и народного зодчества. Что касается Леонпольской Троицкой церкви (1774-1782), то это был зальный храм с двумя высокими башнями на главном фасаде. Рядом с храмом находилась четырёхгранная звоница под шатровой крышей. В XIX веке церковь была передана православным, которые позднее разрушили башни, а над крышей надстроили небольшой купол. В таком виде церковь сохранилась до наших дней.

    После первого раздела Речи Посполитой в 1772 году Леонполь оказался в приграничной зоне — восточный берег Двины уже принадлежал Российской империи. Летом 1791 года новый хозяин дворца, староста мстиславский Ян Никодим Лопатинский (сын Николая Тадэуша), приказал возвести памятную колонну в честь принятой в Речи Посполитой Конституции 3 мая 1791 года. Место для неё было выбрано на естественной возвышенности возле реки «на виду у грозного неприятеля». Подобные колонны и стелы в стиле классицизма в те времена возводились практически повсеместно патриотически настроенной белорусской шляхтой, но из-за последующих событий в большинстве были вскоре уничтожены. Это делает леонпольский памятник практически уникальным объектом в Беларуси.

   Однако соперничали магнаты между собой не только в строительстве роскошных дворцово-парковых комплексов, но и в наличии тут прекрасных коллекций живописи, скульптуры, оружия, редких книг и рукописей. Лопатинские естественно не хотели отставать от общепризнанных «законодателей мод» Радзивиллов.
 
                В Леонполе имелись четыре картины Рубенса, собрание фламандских пейзажей, картины английских художников-маринистов, коллекция античного искусства, большое количество книг, собственная типография и хорошо оборудованные физическая и химическая лаборатории. В архиве усадьбы хранились документы XVI — XVIII веков, в том числе и переписка Лопатинских с известными политическими и культурными деятелями Речи Посполитой и Западной Европы.

     Не страшили Лопатинских и новые веяния времени. Ян Никодим в начале ХIХ века основал в Леонполе одну из первых в регионе ткацкую фабрику, машины для которой были закуплены в далёкой Англии. Известной на всю Беларусь она стала благодаря производству тут высококачественных льняных изделий (скатерти, полотна, салфетки), часть которых экспортировалась в европейские страны.


Продолжение следует