Моя семья или генеалогические поиски Ч. 2 гл. 16

Владимир Смысловский
      Началось все с того, что я обратился в исторические архивы г. Вильнюса и Санкт-Петербурга, с просьбой выслать копии документов дворян Лопацинских герба «Любич». Из обеих архивов я получил отказ в исполнении моего запроса. В обеих ответах мне рекомендовалось самому поработать в архивах. Позже я понял почему!  В частности в ответе из РГИА было написано: «К сведению сообщаем, что дела о дворянском и графском достоинстве рода Лопацинских хранят в себе информацию о многочисленных представителях рода за десятки лет и содержат в себе от 100 до 800 страниц рукописного текста в том числе и на польском языке….».

     Прочитав этот ответ, я понял, что если бы архив взялся за эту работу, то на пару лет им пришлось бы сотрудника архива «исключить из штатного расписания» на пару лет. А о финансовой составляющей, я вообще не говорю! Для примера, поиск и копирование нескольких писем моей бабушки хранящихся в архиве (6 писем), мне обошлось в 11000 рублей. Страшно даже подумать во что бы мне обошлись документы по Лопацинским! Страшно даже представить. Естественно, таких финансов у меня не было и нет!

    Какой же был выход?

      Я стал искать «частного» специалиста для поисков в Вильнюсском архиве. Это было сложно. Во первых, мало кто брался за эту работу, а во вторых – расценки были тоже не маленькие. И тут, я считаю, мне повезло. Нашелся такой специалист и расценки были приемлемые. Правда, она готова была просмотреть документы Лопацинских в основном по фондам дворянских собраний. Но и это было хоть что то. Обработку поступающих от нее документов я взял на себя т.к. не мог нести еще дополнительные затраты.

    Лишь когда я стал получать от нее первые документы, я понял, с какими трудностями я столкнулся! А их было не мало!
Первая трудность – имена состояли и двух или трех имен (в отличии одного у русских)
Вторая трудность – в разных документах один и тот же человек был записан под разными именами. Для примера: Теодор мог быть записан и как Федор, Иосиф мог быть записан и как Осип и как Юзеф, Тадеуш мог быть записан и как Фаддей, Томаш - Фома, Леон – Лев и т.д.
Третья трудность – у фигурантов в польском написании отсутствует отчество и поэтому определить имя его отца представляло трудность.

     Четвертая проблема -  в большинстве документов отсутствует даты рождения и смерти.
И наконец, пятая проблема – в росписях отсутствуют лица женского пола. Связано это с тем, что потомственное дворянство передается лишь по мужской линии и поэтому наши предки не считали нужным вносить в документы ни жен и дочерей.

     Такое сочетание вышеуказанных проблем, при составлении родословной росписи, представляли собой головоломку. Поэтому за составленную роспись, я не даю 100% гарантию, хотя процентов на 90 она соответствует.
В росписи наличиствует около 450 человек, но много Лопацинских не попало в нее, т.к. я не смог, по вышеуказанным причинам, включить их в роспись.

Продолжение следует