12. Ваня

Александр Якунин
С трудом, рискуя вывалить покойника, гроб протиснули через узкие двери и установили во дворе для прощания. По одну сторону гроба встали супруга покойного Раиса Васильевна, его дочь – Татьяна, по другую – очередь из других родственников и знакомых, пришедших на похороны. Раиса Васильевна затягивает высоким голосом: «Да, на кого же ты меня покинул», «да, как же я теперь без тебя?». Начинается прощание. Люди в порядке живой очереди подходят к гробу, целуют покойника, некоторые при этом произносят фразу: «пусть земля тебе будет пухом» и уступают место следующим.

Одна за другой начинают плакать женщины, и скоро они все ревут, некоторые навзрыд. Их стенания проникают в самую душу мужчин, наводят на них безысходную тоску и стимулируют желание выпить водки.

Когда наступает очередь Вани, он несколько минут стоит над гробом, заворожено смотрит в белое лицо покойника. Услышав голос мамы: «Что же ты? Целуй», наклоняется и …

* * *

Ваня лежит на хозяйской кровати. Он давно пришёл в себя, но не встаёт, поскольку у него продолжает «шуршать» голова. Шторы, которыми спальное место отделяется от комнаты, раздвинуты. Отсюда Ване хорошо видно, как женщины, в том числе и его мама, хлопочут, накрывая стол на том месте, где раньше лежал покойник. Ваня уже разобрался, что мужчина, всю ночь лежавший на столе в деревянном ящике, и дядя Володя – это один и тот же человек.

В комнату входят всё новые люди и без лишних слов занимают места за столом. Ваня видит своего отца. Ему хочется, чтобы он подошёл и пожалел его. Но отец с очень серьёзным видом проходит мимо, даже не взглянув в его сторону. В комнате появляется Раиса Васильевна. Она подходит к столу и говорит:
- Давайте помянем, чем Бог послал моего Володю.

Поднимается короткий шум от раскладывания закуски по тарелкам и разливания самогона по рюмкам. Встаёт мужчина и что-то говорит. Ваня его не слушает. Всё его внимание сосредоточено на происходящем в кухне, которая тоже хорошо просматривается с его места. Там, в окружении незнакомого мужчины и отца, стоит мама с безвольно опущенной головой. Доносится громкий голос папы:

- Ты чего трёшься возле моей жены?

- Я хотел ей помочь? – отвечает мужчина.

Папа делает чудные движения, будто хочет подпрыгнуть, но его что-то держит.

- Знаю я таких помощников! - кричит папа. – А, ну-ка, пойдём, выйдем!

- Как скажешь, - спокойно отвечает мужчина.

Они выходят.

Мама будто даже рада, что её оставили в покое, быстро хватает большую кастрюлю и идёт к столу.

Её встречают радостными криками:

- Кутья! Раскладывай её по тарелкам, пока горячая.

Мама приносит Ване тарелку с дымящимся рисом, обильно перемешанным изюмом. Ваня хоть и голоден и жадно сморит на кашу, но есть не может: от тарелки исходит такой же приторный дух, который исходил от покойника.

- Ешь! Почему не ешь?! – сердится мама.

Ваня молчит. Он знает – если назвать причину, почему он отказывается кушать, мама рассердится ещё больше.
 
Подходит отец. Под правым глазом у него огромный синяк. Мама охает и говорит:

- С меня хватит! Я немедленно еду домой.

- Ура! – кричит, сразу выздоровевший Ваня.


Продолжение - http://www.proza.ru/2013/03/07/1377

или

Полный текст повести - http://www.proza.ru/2012/12/13/784