Мир тесен. Иосиф Сталин

Олег Маляренко
     Минуло много лет после смерти Сталина Иосифа Виссарионовича, но до сих пор не утихают споры об этом человеке, повлиявшем не только на историю бывшей нашей страны, но и на мировую историю. И, похоже, эти споры будут продолжаться ещё долго. Безусловно, заслуг у него было достаточно, а преступлений ещё больше. Сталин около тридцати лет находился на вершине власти советского государства. Он был одним из создателей партийной системы власти. Из исторических фигур в русской истории он, пожалуй, ближе всего подходил к Ивану Грозному.
     В этом рассказе я хочу лишь показать то, каким образом Сталин отразился в моей жизни.
     Был у меня знакомый москвич по имени Алексей, по возрасту годящийся мне в отцы. Начал воевать в июне 1941 года на западной границе, а закончил в мае 1945 года в освобождённой Праге. После войны служил в охране «ближней» дачи Сталина в Кунцево. Отзывы его о Сталине были самые восторженные. Вождь по-доброму относился к своей охране и заботился о ней. Однажды Алексей удостоился короткой беседы со Сталиным. Пережил и тревожные дни его смерти.
     Мой дядя Саша, брат отца, рассказал мне давнюю историю, похожую на легенду. Несмотря на некоторую фантастичность, я склонен считать её правдивой.
     Был у нас дальний родственник, который состоял в партии социалистов-революционеров, сокращённо эсеров. Фамилию его я забыл, помню только, что его звали Марк. За свою революционную деятельность он был осуждён на ссылку в Туруханский край. Там он познакомился с молодым грузином Сосо Джугашвили, эсдеком, также отбывающим ссылку. По политическим вопросам они никогда не спорили. Марк происходил из зажиточной семьи, и ему прислали шубу, не лишнюю при суровых морозах. А свой тулуп он подарил Сосо, который принял его с благодарностью.
     После окончания ссылки Марк вернулся домой, и от революционной деятельности отошёл. Начал учиться портновскому мастерству, и не где-нибудь, а в Париже. Минули годы, а в конце тридцатых доблестные органы НКВД заключили его в свои ужасные объятия. Без всякого сомнения, бывший эсер подлежал уничтожению. Вот тогда и вспомнил Марк своего Туруханского знакомого, ставшего к тому времени всемогущим Сталиным. В отчаянии он написал письмо вождю, прекрасно осознавая, что оно, скорее всего, не дойдёт, и его шансы на спасение минимальны.
     Однако произошло чудо! Словно по мановению волшебной палочки, тюремное начальство резко изменило отношение к Марку. Его привели в порядок, приодели и отправили под конвоем в Москву. А по прибытии туда повезли в Кремль, где заключённый предстал перед вождём. Сталин узнал Марка, и они долго беседовали, вспоминая прошлое. В заключение Сталин спросил у него, чего он хочет, кроме свободы. Марк предложил своему высокому покровителю сшить для него отличный костюм.
     Осталось неизвестным, сшил он костюм Сталину или нет. Но с тех пор он стал обшивать партийную элиту. Вскоре Марк работал портным в специальном ателье и получил квартиру в центре Москвы. Дальнейшие его следы затерялись.
     В мою сознательную жизнь Сталин вошёл неким земным божеством, который всё знает, думает обо всех и заботится о них. Позднее я обнаружил, что подобным образом вождя воспринимали и взрослые. В возрасте семи лет я сочинил стишок, из которого в памяти сохранились лишь две строки:

                От Камчатки и до Таллина
                Все народы любят Сталина.

     Стихи наивные, но отражавшие моё умонастроение.
     Моё детство прошло под лозунгом «Спасибо дорогому товарищу Сталину за наше счастливое детство!» Тогда всё было сталинским: Сталинская конституция, Сталинские пятилетки, Сталинские стройки коммунизма, Сталинский план преобразования природы, Сталинские премии и так далее. Историю СССР я учил по Сталинскому учебнику «Краткий курс истории ВКП(б)». Любовь к Сталину поддерживалась страхом и промывкой мозгов мощной пропагандой.
     Смерть вождя 5 марта 1953 года стала полной неожиданностью для руководимого им народа, словно погасло солнце. Похороны Сталина стали последней трагедией, связанной с его именем. Я был знаком с двумя свидетелями того ужаса, когда в давке гибли люди. И никто насильно не гнал их на похороны, а все шли со страстным желанием проститься с дорогим и любимым вождём.
     Однажды сквозь щели в глушилке я услышал по радиоприёмнику «Голос Америки». В передаче говорилось о том, как Ленин предупреждал партийцев, чтобы они не отдавали власть Сталину. Тогда я этому рассмеялся, мол, надо же так врать о самых близких друзьях. Для нас правда раскрылась гораздо позднее.
     Летом 1954 года во дворе нашего дома появился пожилой мужчина, худой, бледный и немощный. Целыми днями он молча сидел на скамейке. Из любопытства я расспросил его – кто он такой и откуда? Ответ был неожиданным – из сталинских лагерей. Для меня это было ново и невообразимо. Тогда Николай мне и поведал свою историю нечеловеческих страданий и унижений. В дальнейшем я читал о многих подобных, но та первая меня буквально потрясла. Сталинский режим раскрылся в своей неприглядной наготе.
     Хрущёвский доклад на 20-м съезде компартии, стыдливо ненапечатанный, не стал для меня откровением. Именно он послужил началом заката коммунизма.
     Интересно, что я видел Сталина в гробу в Мавзолее незадолго до того, как в одну из ночей он был вынесен оттуда по решению 22-го съезда. С тех пор по стране по ночам стали сноситься памятники Сталину. Тысячи населённых пунктов потеряли свои сталинские имена.
     С того времени режим, подобный сталинскому, остался всего лишь в одной стране – Северной Корее, с закрытыми границами и голодом, зато с атомной бомбой и ракетами.
     А сталинизм жив не только у отдельных стариков, но и у более молодых, мечтающих о «сильной руке».