Исповедь после полуночи

Людмила Орел Чупрова
                Рассказ

                Главный  инженер неожиданно  командировал   Симакова  в самый отдалённый район:
          --Глеб Петрович, в  заявке из Осиновки  на оборудование и запчасти не всё ясно. Надо бы на месте разобраться, соответствуют  ли  их требования  действительности. Ваш  заместитель  прекрасный  инженер-механик, но недостаточно опытный  для  такого  дела, поэтому я прошу Вас  съездить  туда.
          --Когда ехать, Василий  Кириллович ?
          --Чем раньше, тем лучше, завтра, если  сможете, квартал ведь  к  концу  идёт. Плохо, что  у нас  с утра не будет   ни одной свободной  машины.
           Поездка  эта  была  крайне некстати: в ближайшую  субботу дочери исполняется  восемнадцать лет, к  такому событию  подготовиться  надо.  И вот на тебе!  Но домашние отнеслись к этому известию  с  пониманием –  служба есть служба.
          Прямой автобус  ходит  туда  один раз в день, по этой причине  Глеб  Петрович  добрался  до  Осиновки  лишь  в третьем часу. В конторе "Сельхозтехники" застал только   секретаршу  да председателя  профкома,  они объяснили, что остальные « разъехались по хозяйствам», но заверили,  --- завтра в восемь  все будут на месте. Симаков  отметил командировку и пошёл  устраиваться  в Дом  приезжих, как называют  здесь  местную  гостиничку, представляющую  собой трёхкомнатную  квартиру в  жилом  доме. Оформился, бросил портфель  и пошёл  осматривать  райцентр, он здесь не был лет десять.
 В  поселковом  универмаге  купил  пару  дефицитных книг,  в областных магазинах  таких  днём с огнём не сыщешь. Возвратившись, перекусил , улёгся  и стал читать. Не заметил, как  уснул.
          Разбудил его яркий свет,  падающий из коридора  через  приоткрытую  дверь. Осторожно  ступая,  в комнату  вошёл мужчина и стал  устраиваться на соседней койке. Симаков повернулся на другой бок.  Вошедший оглянулся:
        --Я разбудил  Вас, простите, пожалуйста.
        --Да нет, ничего, не беспокойтесь,-- ответил Глеб Петрович, включив настольную  лампу и взглянув на часы -- было ровно  двенадцать,-- я уже поспал часа три, а до утра ещё далёко.
        --А я, наверное, вообще не усну.
        --Что так?
        --Двумя словами не скажешь , не объяснишь всего.
        --А Вы расскажите, если не секрет.
        --Не секрет. Это моя жизнь. Сон  Вам только перебью.
        --Уже перебили, так  что повествуйте.
Мужчина сел на стул  и облокотился  рукой о тумбочку. Он  был высок  ростом,  хорошо  сложён;  обращали на себя внимание его  руки,  вернее  пальцы -- длинные, тонкие, но, по-видимому, сильные, как  у музыканта.
        --Зовут меня Сергей Михайлович,  я местный, моя  деревня  в десяти километрах отсюда. Родители  там  живут.  Ещё  в младших  классах  пристрастился  к  рисованию и лепке. Отец, когда  ездил  в Осиновку,  привозил мне  пластилин и акварельные краски, но они меня мало привлекали, я  любил рисовать  простым  карандашом. Учительница  мне  как-то рассказала, что есть такие  художники, которые  лепят  из  глины, воска, вырезают из  кости, дерева, камня. Вот  и я решил попробовать. Глина в нашем селе  есть, но не очень годная  для такого дела,  а  воск  дорогой, его пчеловоды  берегут – на  вощину  меняют. Взялся  сначала  за  дерево. Разную  древесину пробовал: у лиственницы красивая  текстура, клён тоже хорош, липа особенно  приглянулась, она  мягкая, легче поддается обработке. Вот так  и подружился с деревом, которое понравилось  ещё и тем, что оно  живое, тёплое, даже в мороз не обожжёт руку, как  металл  или  камень. Учителя  меня  хвалили, всячески  поощряли, мои поделки  посылали на выставки народного творчества, некоторые из них  до сих пор в  областном  краеведческом  музее  стоят.
        --По  возвращении  домой обязательно  схожу  посмотреть. Продолжайте, пожалуйста, извините, что перебил Вас.
        --После окончания  школы меня пригласили  сюда в заводской  Дом культуры на должность художника. Я  был очень рад  такой   работе, старался  получше  оформить зал, стенды в библиотеке и читальном зале, афиши.  И отцу с матерью  мог  деньгами помочь. А  свободное время отдавал  любимому занятию. Тогда  мне нравилось вырезать  мелкую  пластику: собак, кошек, цветы, сказочные персонажи. Мне удавались  круглые миниатюры, на которые  можно смотреть с  разных ракурсов, со всех сторон. Для  более крупных  скульптур  требовался станок  и много материала.  Позже отец сделал   удобный станок.
         --А инструменты  где  брали?
         --Сначала резал перочинным ножичком, стеки   потом изготовил  слесарь из нашей мастерской. Даже у зубного врача выпросил  кое-что.    Затем  меня в армию  призвали. Мой  командир,  сам неплохой  рисовальщик,  давал  мне  книги о художниках, альбомы, буклеты, советовал  после службы поступать  в академию  или  училище.
Я с  ним не соглашался, зачем  это,  если способности от природы даны.
        --Как ты думаешь, стали бы  великими мастерами Шубин, Мартос,  если бы не учились в академии? Уверен, что нет.
 Ему в пример я привёл  Павла Трубецкого, который не учился в академиях, а стал  знаменитым  скульптором, даже  преподавал  в  Московском училище живописи, ваяния и зодчества.   Капитан возразил мне:
        --Ты, Сергей, без сомнения , талантливый  парень,  но с Трубецким себя не равняй. Он был сыном русского дипломата, родился и вырос в Италии, где  воочию мог видеть  произведения величайших  мастеров, жил  в обстановке высокой культуры и всё-таки учился  – у художников. А ты, крестьянский сын  из глухой  деревни, с изобразительным  искусством  знакомился  разве  что  по репродукциям на открытках, что тоже немаловажно, конечно. Кстати  сказать, замечательный  ваятель  Эрзя  учился у Трубецкого.
         --Работами  Эрзи  нельзя не  восхищаться. А какая прелесть « Лесная серия» у Конёнкова!  Вам нравится? --  спросил я капитана.
         --Конечно.  А они ведь  учились.  И  тебе  учиться    нужно, ты же можешь стать профессиональным скульптором.
           С ним  нельзя  было не согласиться, но я всё равно вернулся  в Осиновку, в свой  Дом культуры  с намерением  заниматься  любимым делом  в свободное время. Семьёй обзавёлся. Вера,  жена моя,  работала  медсестрой в заводском  профилактории. Познакомился  я с ней в нашей библиотеке, где я тогда  стенды  оформлял. Слышу:  девушка просит  что-нибудь  о Леонардо да Винчи.
        --А что  Вы ещё читали о художниках?--  не удержавшись,  спросил  я.
        --Немного.  "Далёкое близкое " Репина, из ЖЗЛ кое-что о передвижниках, о Рембрандте.  А Леонардо меня интересует не только как  художник, а как величайшая личность.
        --Что же Вы ещё любите читать?
        --Больше всего  русскую классику.  Да и зарубежную тоже.
          Я сам  как-то не любил литературу, в  школе скучно было "проходить" да и после  думал, что чтение -- лишняя трата времени.  Меня  интересовали только статьи  о художниках в энциклопедиях. Позже, встречаясь с  ней не только  в ДК,  мы часто  беседовали,  рассматривали  альбомы, буклеты, наборы открыток с репродукциями,  и я удивлялся тому, как она тонко чувствует живопись, понимает её. Эрудиции  этой  девушки  я прямо-таки завидовал. Вера и меня приохотила  к  чтению, полагая, что  человеку творческой профессии оно просто необходимо. И я благодарен ей за  это. Вскоре мы поженились, через три года  сын родился Валентин.
        --Вы были счастливы?
        --Да.  Очень. А потом  надвинулась тёмная полоса,  подставила мне жизнь  подножку и не одну. Заболела серьёзно Вера. Ребенок  маленький.  Забот  прибавилось. Ещё  в выходные ездил  к родителям помочь  по хозяйству,  в огороде. Очень уставал. Не было свободного времени для любимого занятия, ни одной скульптурки  не вырезал. Это дело требует  ежедневной работы, совершенствования. Опыт и навык на пустом  месте не рождаются. Для  воплощения  задумки  и настроение должно быть особое. Не раз вспоминал  советы  моего армейского  наставника. И  решил  уехать в Москву. Стояла зима, о попытке поступать  в академию не могло быть и речи. Но «охота пуще неволи», подался  я  в столицу  всё-таки. Знакомые там  были, помогли. Один  скульптор-монументалист, он  родом  из  наших  краёв, в своей  большой мастерской  выделил  мне диван и угол, где бы я мог поставить свой станочек. Прописался у  старушки в  Подмосковье, платил  ей  за это  по десятке каждый месяц. На  работу устроился  в кинотеатр,  благо дело знакомое. И по совместительству  ни от  каких  подработок не отказывался. Половину  денег  отсылал Вере.
         А вначале, ещё по приезде в Москву,  отправился  на Красную Площадь. Не помню, сколько времени,  час или больше,  простоял  я  перед  великим  творением  Мартоса. По-моему, самая  удачная  скульптура  из двух фигур – «Минин и Пожарский». Она поразила меня своей выразительностью и композицией. А как прекрасен   Покровский собор, который обычно называют храмом Василия Блаженного!  Гениальные зодчие  сотворили такое  чудо.  Впечатление  потрясающее, воочию  увидеть это   – не репродукции  и фотоснимки рассматривать.  Не  говорю  уж   о  музеях. Много, много часов  провел я там.
        --Срисовывали  скульптуры?
        –И не только. Это хорошая  школа. Появилась  у меня  одна заветная мечта,  но пока невыполнимая, в ближайшие годы во всяком случае – съездить в Ленинград, не спеша обойти Русский музей, Эрмитаж, посмотреть  работы   величайшего русского скульптора  Федота  Шубина,  Ивана  Мартоса,  Павла  Трубецкого,  монументы  Петра  Клодта,  других мастеров, по возможности  что-то скопировать. Но  резать, лепить, рисовать с натуры  легче, чем  по  воображению. Вот есть  такая задумка: хочется  вырезать  скульптуру   святого  князя  Александра Ярославича  Невского.  Не только  русичи,  но  иноземные послы, даже  враги  восхищались  его  полководческим  гением, дипломатическими  способностями,  богатырской  силой,   умом, красотой, высоким ростом. В  прекрасном триптихе  Павла Корина  он мужественный  ратоборец , победитель, не проигравший ни одной войны. Дважды   смотрел  я замечательный  фильм  Эйзенштейна  с  гениальным Черкасовым  в главной роли  Невского-воина. Но  в  жизни он не только c врагами  сражался,  имел  семью, четырёх  сыновей, дочь,  друзей.  Герои   тоже  ведь живые люди. Каким был  великий князь Новгородский?  Я делал десятки набросков, эскизов, пробовал лепить, резать, но всё было не то, что отвечало бы моему замыслу. И не только сущность важна, но и соблюдение  пропорций, архитектоники.  Но  Невский  мне пока не даётся. Такая работа  видно большому мастеру под силу.
        --Редкий человек был,  не часто  такие  рождаются. Существует мнение, что Александра, как и отца его, отравили в Золотой орде,-- проговорил Симаков.
        --Да, я читал об этом. Вот  такой  мой замысел.
        --Прекрасный замысел.
        --На его осуществление  уйдут   месяцы, а то и годы, пока добьюсь своего.  А может и не получится.
Они помолчали.  Потом  Сергей  Михайлович продолжил свой рассказ:
          --К суете и сутолоке огромного  города  привык, даже понравилось. Но от бытовой  неустроенности, от еды  находу всухомятку  нажил себе  серьёзную болячку.  После больницы мне дали путёвку  в санаторий,  в Ессентуки. Там хорошо было. Большой  альбом   рисунков привёз. Не хотите ли взглянуть?
        --С удовольствием. Я  в тех местах тоже бывал  когда-то, ещё студентом. Перед  последним  курсом  наша группа  не поехала, как обычно,  со стройотрядом, а направилась  в  горы. Мы пешком прошли от Пятигорска  до Боргустана.
Сергей Михайлович  достал из чемодана  альбом  и протянул  Глебу  Петровичу.  Рисунки были хороши: Бештау,  Машук,  место  гибели Лермонтова, грот,  Провал, речка  Подкумок,  виды Кисловодска, белочки, которых кормят  прямо из рук, вдали на горизонте Эльбрус...
        --Замечательные рисунки, вы очень талантливый  художник,--сказал  Симаков, возвращая альбом.
 Бледное лицо Сергея  Михайловича слегка порозовело.  Он улыбнулся:
        --Спасибо на добром слове. Простите,  а как  Вас величать по батюшке?
        --Глеб  Петрович. Вы, вероятно,  любите природу и много души вложили в эти  рисунки?
        --Как не любить. Это моё родное. А художнику просто необходимо брать уроки у природы – великой учительницы.
        --А дальше как сложились Ваши дела? Как  со здоровьем?
        --Можно сказать никак. Все пошло по-- старому. И снова  приступ. Работу  я  потерял, на моё место взяли  другого. Всё не заладилось как-то. Но не это  меня  доконало.  На одной небольшой выставке было представлено несколько моих статуэток.   А посетители не обращали  на них  внимания, окинут равнодушным взглядом и бредут дальше. В газетной информации об этой выставке  моя фамилия не упоминалась. Видно  что-то  не понял, не продумал или души не вложил. Может  я  бездарен. Моя  работа оказалась  невостребованной.  Зачем я здесь?  «Надо вернуться домой» -- эта мысль не покидала меня,  как говорится, «где родился, там и сгодился».
        --Это верно.  «Хороша сосна, где росла», – отозвался Симаков.
        --Сегодня  утром  я приехал  в  Осиновку, сразу пошёл искать  работу. В нашем ДК и районном Доме культуры  художники  есть. Отчаялся было.  Но неожиданно  повезло, встретил  знакомого – инженера  из отдела  технической  информации  с нашего завода. Не успели  поздороваться, как он спросил, не соглашусь ли я пойти работать  к  ним,  нужен дизайнер и ещё  художник  по техническим рисункам, сразу  потащил  меня  к директору. Написал заявление, могу выходить на работу  хоть завтра.
        --Я рад  за Вас, а если  что-то не  подойдёт, приезжайте  к  нам.  В областном  центре  возможностей  больше.  Напишу   Вам  свой  адресок  и  телефоны – домашний и служебный. Поживёте первое время у нас.
        --Спасибо большое, но в таком случае я же стесню Вас, Глеб Петрович.
        --В тесноте  – не в обиде.  Продолжайте свой рассказ, пожалуйста.
        --Вечером  я  пошёл домой, Вера  была на дежурстве. Да, я не сказал, что  она тогда выздоровела. Работает  сейчас    операционной сестрой.
       --Молодец !  Операционная  сестра  хорошего врача  стоит,---заметил  Симаков.
       --Дома  был только сын, -- продолжал Сергей Михайлович.--  Со мной  он говорил  вежливо, но  как-то  равнодушно, как  с чужим, ни  разу папой  не назвал, обращался  только на «вы». Но я  не  в обиде. Всё правильно. Какой  я отец?  Предатель, то есть худший из  людей. Оставил  семью в самое трудное время. Эгоист,  только  о  себе думал, а ведь  семья – главное в жизни человека.  Можно поменять  работу,  условия бытовые,  место проживания и прочее, но семья, дети  – это должно быть  свято  и  непоколебимо. А  Вера сына растила,  моим  отцу с матерью помогала. В своих письмах  они  хвалили  невестку и внука, писали, что  Валентин мальчик  добрый, ласковый, не  лодырь.  Да,  весь в мать, её характер  унаследовал. А меня  родители ругали, велели   возвращаться  или  жену с сыном в Москву забрать. Они правы, конечно. Посидел  я с Валей, рассказал о своём  житье-бытье  в столице, о поездке на курорт. Смотрю, мальчик  спать собирается. Я не знал, что делать. Виноват, что тут скажешь.  Стал прощаться. Сын меня не удерживал. И я ушёл. Походил  по Осиновке, напрашиваться  на  ночлег  к друзьям не хотелось. Вот  я и очутился  здесь.
         --Думаю, что теперь  у Вас  всё  будет хорошо. Вы посмотрели на себя  как бы со стороны, сами себе судьёй стали, переоценили ценности.  Другой  будет настрой душевный.  Я  уверен, что Вы  ещё создадите  свой шедевр.
        --Спасибо, Глеб  Петрович, что выслушали. Всё  Вам рассказал, всё выложил, как на исповеди. И на душе  полегчало.
        --А теперь давайте поспим  немного.--  предложил Симаков.
           В половине восьмого дежурная разбудила  Глеба Петровича. Его сосед  тоже проснулся и стал собираться. Они вышли  вместе и остановились на крыльце, чтобы попрощаться.
        --Серёжа, Серёжа, подожди, –  послышался женский голос. Обернувшись, Симаков  увидел женщину приятной наружности, которая подходила к крыльцу.
        --Вера! – воскликнул художник.--  Знакомьтесь, Глеб Петрович, это моя  жена.
Симаков крепко пожал ей руку:
        --Мне очень  приятно.
       –-И я рада,-- улыбнулась  она.
       --Ты давно ждёшь меня, Вера? --  спросил   муж.
Женщина  как-то  задумчиво  посмотрела  на  него и, чуть помедлив,  ответила:
       --Да нет, я прямо с дежурства. Валя  вечером  позвонил мне на работу, рассказал о твоём приходе. Корил  себя, что  позволил тебе  уйти. Ты  прости  его, отвык  он от  тебя. Я подумала, к друзьям из гордости не пойдёшь,  кроме гостиницы  ночевать негде.
Пойдём домой, Серёжа. Прощайте, Глеб Петрович!
       --Всего вам самого доброго!
         Сергей и Вера уходили, а  Симаков  стоял и смотрел  им вслед.  «Вот  она,  русская  Сольвейг, -- подумал , --  прекрасная  и любящая,  простит,  пожалеет и  жалостью  не унизит, поддержит она  мужа, а вместе  они  преодолеют  все  трудности».
         Постояв  ещё  немного,  Глеб  Петрович  отправился по своим делам.

            Москва         
            1982 г.