Философия в служанках у христианства

Алексей 37
          Философия в служанках у христианства.
Еще одной мощной «подпоркой» христианства явилось его философское, почти «научное» обоснование, сопровождавшее христианский догматизм на протяжении многих веков и существующее до сей поры. Различие между религией и философией по Гегелю, в том, что философия зиждется на понятиях и представлениях, а религия - в основном на представлениях (т. е. конкретно-чувственных образах).
В религии на первом плане вера, в философии - мысль и знание. Религия догматична, а философия антидог¬матична. В религии есть культ в отличие от  философии. Религия сближается с философией при решении задачи доказательства бытия Божья, ра¬ционального обоснования религиозных догматов. Образуется особое философское направле¬ние - религиозная философия (теология, теоретическое богословие). Существуют различные религиозно-философские доктрины, в которых религиозное содержание подкрепля¬ется философской аргументацией. В религии делается упор на веру, культ, откровение, а в фило¬софии - на интеллектуальное постижение..

И, не смотря на все провалы постоянных и настойчивых попыток как-то обосновать христианство с позиций разума, продолжаются потуги обосновать религию с помощью псевдонаучных построений, демагогии и софистики.

Философия-эта «царица наук», и не наука вовсе, а просто «любовь к мудрости», которая постоянно превращается в любовь к мудрствованию, ничего не имеющему общего с реальностью и естественными  науками. Может быть, точнее было бы сказать, что философия давно перестала быть похожей на науку. Античная философия Древней Греции и Древнего Рима, в какой – то степени действительно претендовала на звание синтетической науки о мире и человеке. Все естественные науки были слабо развиты, находились в зародышевом состоянии. Философия объединяла все науки: физику, химию (и алхимию), астрономию (и астрологию) и т.д. Философы той поры были универсалами и энциклопедистами, благо «энциклопедия» – то была весьма скудной.

          Мимоходом замечу, что в наше время древо наук разрослось неимоверно. Каждый крот роет свою норку, крайне узкую, но глубокую, на пути к познанию природы. Эти старатели часто и не подозревают о существовании или не понимают копателей других нор, направленных к той же цели. Да и жаргоны копателей стали настолько специфичны, что два химика разных направлений с трудом понимают друг друга, что уж говорить о людях посторонних.
 По большому счету в философии выделяются всего два направления: идеализм и материализм. Причем идеализм, в свою очередь, делится на объективный и субъективный идеализм. Объективный идеализм признает первичным сознание Бога, вторичным - бытие, созданное Богом. Субъективный идеализм считает первичным сознание человека, а вторичным - бытие человека и всего остального мира. Идеализм считает  невозможным постичь разумом устройство мира, суть вещей. Идеализм утверждает, что, в крайнем случае, можно познавать свойства вещей, но не их суть. Причем объяснить понятие «суть» идеалисты старательно избегают. И так, мол, ясно! В этом пункте заключается основное принципиальное различие материализма и идеализма.
 Материализм совершенно не нуждается в гипотезе  самого существования бога. Потому нет никакого повода рассуждать о сознании бога, о сотворенном богом бытие. Материализм уверенно утверждает познаваемость мира и сути вещей человеческим разумом. Суть вещей познается через познание свойств этих вещей. Противопоставление свойств и сути вещей не имеют под собой никакой объективной основы. В конце концов, не углубляясь в проблему свойств и сути вещей, замечу, что нам для практической деятельности совершенно необходимо знать именно свойства вещей, важные для конкретного использования этих вещей. Суть вещей, как полное знание обо всех свойствах этих вещей, по-видимому, непознаваемо до конца, ввиду неисчерпаемости свойств.
 В качестве лирического отступления замечу: Среди наших доморощенных философов не раз встречал мнение о том, что мы не знаем, что такое электричество. Мы, дескать, знаем только о его некоторых свойствах, но не о его сути. Вот таковы наши смелые вольнодумцы-философы! Вся современная человеческая цивилизация построена на использовании электричества во всех сферах деятельности. Теоретические расчеты при построении электростанций, электросетей, электроприборов точно подтверждаются практическим применением электричества. Потому говорить о недостаточном знании электричества означает говорить заведомую чушь! Да, далеко не все свойства электричества нам известны, но тех, что известны, вполне достаточно для практики. А знания эти постоянно пополняются и уточняются. Что тут непонятно?
 Философы- идеалисты, не будучи удовлетворены до конца своими теориями, все время пытаются их усовершенствовать. Создано огромное количество течений и направлений, но суть от того не меняется. Особенности последних вариаций  идеалистических направлений - все возрастающее число иррациональных, скептических и агностистических  течений. Есть даже попытки как - то объединить и примирить идеализм с материализмом и наукой.
   -…Увязать бы льва с ягненком,
        С кошкой мышь согласовать бы.
Затея совершенно бездарная и бессмысленная. Нельзя примирить непримиримое!
 
Наконец, некоторые философы нашли лучший выход из положения. Они провозгласили агностицизм. Знаменитое выражение Сократа: - «Я знаю только то, что ничего не знаю.» эти философы сделали своим знаменем. Совершенно тупая и бесполезная идеология. Если они публично расписываются в своем невежестве, да еще и гордятся этим, то их место в начальной школе для умственно отсталых детей. Страус, спрятав голову в песок, считает, что избавился от проблем, а задница все равно торчит наружу.
Впрочем, я опять отвлекся!

   Удивительно, что античные философы при самой скупой доказательной базе сумели заложить основы большинства философских направлений и гипотез, которые существуют  до нашего просвещенного времени.
   Именно тогда было заложено противопоставление идеализма и материализма.
Античные философы Сократ, Платон, Аристотель предложили идеалистическое объяснение мира, а Гераклит, Демокрит, Эпикур и Лукреций Кар развивали материалистическое толкование мира. И борьба этих мировоззрений продолжается по сию пору!

Платон утверждал, что реально существуют только чистые идеи. Реальность это отражение «чистых идей» в сознании. Душа вещей и живых существ есть частица «мировой души».Правда никто так и не объяснил,что за штука такая «чистые идеи» и чем они отличаются от идей нечистых.И ,оказывается, «душа» есть у неживых вещей.

Аристотель считал, что бог- высшая форма всего сущего. Бог имеет свое бытие вне какой-либо сущности. Душа-носитель сознания. Интересно, что последователи Аристотеля напечатали его труды под названием «Физика». А позднее все, что не вошло в «Физику» его последователи, не мудрствуя лукаво, издали под общим названием «Метафизика», т.е. все изданное позднее «Физики». С их легкой руки пошло гулять по философии слово «метафизика», причем в значении – метафизика это то, что после физики, после реальности.

  С появлением христианства античная философия перерождается, срастается с религией, закладывая основы средневекового христианства.
Христианские богословы 2-4 веков н. эры создают христианскую литературу, разрабатывают догмы, обосновывают и разъясняют их. Яркий представитель тех времен Туртуллиан утверждал, что в христианской вере уже есть готовая истина и не надо ничего доказывать и проверять. До сих пор широко применяется богословами его знаменитое утверждение: - «верую, потому что абсурдно.»

  В 4-8 веке происходит настолько полное сращивание философии с христианством, что невозможно их различить. Вера признается основанием любого знания, а единственным достойным применением разума провозглашается познание бога. Известный богослов  Святой Августин сформулировал кредо своего времени: «Верую, чтобы понимать»
По мнению Св. Августина есть два «града». Государство-царство греха, зла, дьявола и град-церковь Христова-царство бога на земле. Историческое развитие и божье провидение приведут к победе царства божьего над светским государством.
 
Наступало и принимало самые дикие формы средневековое религиозное мракобесие, душившее все сферы жизни и науки.
Ортодоксальной (правильной) точке зрения противопоставлялись ереси. Ереси преследовались и раньше, но их живучесть потребовала создания инквизиции. Кроме ужесточения карательных мер к еретикам требовалось и уточнение христианских догм, во избежание разночтений.

   Условно принято считать, что9-15 века- время поисков доказательств существования бога. Главным лозунгом провозглашается: «Понимаю, чтобы верить» Пожалуй, впервые признается, что наука и христианство не противоречат друг другу. Провозглашается, что мудрость Веры - это стремление познать бога, а наука средство этого познания. Тем самым проводится мысль, что не только философия, а и наука тоже должна быть служанкой религии.
  Самый видный богослов (и философ) того времени Фома Аквинский утверждал: «бог есть первопричина и конечная цель всего сущего».
В 9-11 веках богословы заново открывают для себя забытые учения Платона и Аристотеля и приспосабливают их к христианству.

   В1024г. происходит раскол христианства на католиков и православных. Иерархи обеих направлений предают друг друга анафеме!

Протестантизм утверждал Библию как единственную боговдохновенную книгу, источник всех христианских доктрин. Библия не требует интерпретации богословами и не нуждается в ней. Католицизм и православие же утверждали, что Библия может быть объяснена только с помощью апостольских преданий и Вселенских соборов. В переводе на понятный русский язык, это означает признание того, что неважно, что написано в боговдохновенной книге, важно лишь то, как предлагают ее понимать богословы. Протестанты отрицали авторитет папы римского, не признавали спасение за добрые дела, индульгенции, святые мощи, таинства (кроме крещения), поклонение Деве Марии. Протестанты отрицали чистилище, монашество и монастыри. Богослужение стали проводить на родных языках, а не на латыни. Утверждалось, что прощение можно получить только верой, независимо от добрых дел и поступков. Если у католиков считалось, что прощение дает вера и добрые дела. то у протестантов утверждается, что вера приносит прощение и добрые дела. Спасение не заслуженная грешником милость божья, а божья благодать.Еще и сейчас часто можно слышать утверждение,что спасение и прощение дается по вере в Бога,а отнюдь не по делам человека в его земной жизни.Если человек искренне верит,то ему простятся любые грехи,пусть самые иезуверские,стоит только покаяться.
.
Наряду с позитивной оценкой возможностей познания, в 17 веке возрождается и философский агностицизм, отрицавший возможность познания мира человеком. Он проявил себя в творчестве Беркли и Юма, полагавших, что человек познает всего лишь мир явлений, но не способен проникнуть в глубину вещей, дойти до знания законов окружающей природы.
.
В развитие социальных учений Нового времени в 18 веке особый вклад внесло французское Просвещение(Монтескье, Вольтер, Руссо), которые идейно подготовили французскую революцию 1789 - 1794 гг. Они воспринимали церковь, как символ невежества и мракобесия, тормоз развития общества, поэтому девиз Вольтера: "Раздавите гадину!", стал лозунгом эпохи, предопределив требования отделения церкви от государства.
По убеждению Просветителей общественный прогресс возможен только при помощи разума, права, науки и образования. Человек - природно-социальное существо и способен к бесконечному развитию и совершенствованию своей деятельности. Но частная собственность делает людей неравными, порождает зависть и вражду между ними, следовательно, новое общество надо создавать на основе социального равенства
Значительный вклад в учение о природе и сущности человека, путях его воспитания, внесли французские Материалисты 18 века: Дидро, Гельвеций, Гольбах. Они считали, что человек - продукт окружающей его среды.

  Новое время, начавшееся в 17 веке, стало эпохой утверждения капитализма в Западной Европе. Развитие математики и механики вызвало появление механицизма в философии. Основной темой философии стала тема познания.
Сложились два основных направления: эмпиризм и рационализм.
Эмпирики считали, что источником достоверных знаний о мире являются ощущения и опыт человека. Наиболее последовательным было учение Бэкона, утверждавшего, что основной метод познания является опыт и наблюдение. Эмпирики считали возможным во всем полагаться на результаты эксперимента и практической деятельности.

Рационализм провозглашали Декарт, Спиноза, Лейбниц. Основателю рационализма Декарту принадлежит знаменитое выражение «все подвергай сомнению»Он утверждал, что во всем надо полагаться не на веру, а на достоверные выводы и ничто не признавать за окончательную истину.
Наука в это время стала производительной силой, что привело к признанию самостоятельности разума и науки по отношению к вере и религии. Однако самостоятельность разума у Декарта была еще не полной, она гарантировалась наличием Бога, вложившего в человека «свет разума».
. И здесь у Декарта возникает метафизический круг: существование всякой реальности (в том числе и Бога) удостоверяется через самосознание, которое обеспечивается опять-таки Богом.


В буржуазной философии нового времени, по мере усиления индивидуалистических .
мотивов, все больше развивался субъективный идеализм. Классическим проявлением субъективного, идеализма, стала гносеологическая часть философии Юма. В философии Канта выдвигается материалистическое  утверждение о независимости «вещей в себе» от сознания субъекта.  Но это утверждение сочетается, с одной стороны, с субъективно-идеалистическим положением об априорных формах этого сознания, обосновывающее агностицизм, а с другой стороны - объективно-идеалистическое признание сверхиндивидуального характера этих форм.
Кант считал, что познание вещи в себе принципиально невозможно. Человеческий разум навечно обречен исследовать только мир явлений. Поэтому после Канта возникли философские концепции, считавшие главным источником человеческих знаний не разум и науку, возможности которых якобы изначально ограничены, а какие-либо другие формы человеческой деятельности.
 Так формируется противоположная рационализму философская концепция — иррационализм, Агностики считали мир в принципе непознаваемым, а иррационалисты пытаются найти вне научного знания другие пути преодоления описанных Кантом границ человеческих познавательных возможностей. С точки зрения иррационалистов сущность мира действительно непостижима для разума, но ее можно попытаться понять нелогическим путем — посредством чувств, эмоций, веры, мистического озарения, интуитивного постижения иррациональной основы всего сущего. В качестве такой иррациональной основы мира называли мировую волю (А. Шопенгауэр), «волю к власти» (Ф. Ницше), непосредственное созерцание и чувство (немецкие романтики), интуицию (интуитивизм), мистическое «озарение», воображение, инстинкт, а также «бессознательное» (в иррационалистических трактовках учения З. Фрейда). Ну, называть-то и предлагать можно все, что угодно, да проку в этих способах познания мира практически никакого, а понятия эти явно притянуты за уши.
 Субъективно-идеалистическая тенденция в дальнейшем возобладала в философии Фихте, а объективно-идеалистическая - в философии Шеллинга и особенно Гегеля, который создал всеобъемлющую систему диалектического идеализма.

У самих буржуазных философов понятие «идеализм» стало отождествляться только с его наиболее откровенной, спиритуалистической формой. Появилось множество якобы «промежуточных» и даже будто бы «возвышающихся» над идеализмом и материализмом учений (позитивизм, неореализм и др.). Усилились агностические и иррационалистические веяния, мифологизация философии как «необходимого самообмана», неверие в человеческий разум, в будущее человечества.
Реакционный псевдоатеизм, фашистские философские концепции, некоторые виды позитивизма и другие философские течения, так или иначе, поддерживали идеализм. В период общего кризиса капитализма распространились такие формы идеализма. как экзистенциализм и неопозитивизм, а также ряд школ католической философии, прежде всего неотомизм.
.
Период 19 века, является, самым значительным в истории прогрессивного переворота обшей научной тенденции. Этот переворот являлся самым значимым и положительным в развитии различных сфер научной деятельности, ведущим к прогрессу цивилизации.
Идеологи господствующего класса прилагают огромные усилия, чтобы оживить и поддержать религиозную веру, чтобы ограничить и «обезвредить» науку. На протяжении последних десятилетий происходит активизация таких философских течений, которые прямо ставят своей задачей укрепление религии и не только подводят к религиозным выводам, но и включают положения религии в само содержание философии.
 . Замена старой этики на новую покажется очень парадоксальной и удивительной, на смену философских концепций опирающихся на твердый рационализм, превалировавший над всеми остальными философскими направлениями, приходит иррационализм, ему противоположный. Ярким представителем этого направления является Артур Шопенгауэр.  Трудность синтеза, который пытался осуществить Шопенгауэр в том, что западный стиль мышления — рационален, а восточный — иррационален. Иррациональный стиль мышления носит ярко выраженный мистический характер, то есть, основан на вере в существование не подчиняющихся неподготовленному разуму сил, управляющих жизнью. Это мировоззренческая установка, в основе которой лежит абсолютизация роли нерациональных, бессознательных мотивов в человеческой деятельности. Иррационализм не является единым и самостоятельным философским течением. Более или менее явные элементы иррационализма свойственны всем тем философиям, которые объявляют недоступными для научного познания (рассудка, логики, разума) некоторые сферы действительности (Бог, бессмертие, религиозные проблемы, вещь «в себе» и т. д.). С одной стороны, рассудок осознаёт и ставит подобные вопросы, но, с другой стороны, к этим сферам неприложимы критерии научности.
Философия Шопенгауэра ведущей основой жизни признает «волю», «волю к жизни», которая признается как универсальный феномен. У Шопенгауэра абсолютный рационализм и верховенство разума сменился крайним произволом, позволяющим строить и перестраивать общественные процессы по произвольно выбранным проектам. Выбор этих проектов никак не согласуется с реальностью и  объективными возможностями.
Его последователь Ницше культивирует «волю к власти», которая пронизывает всё: вселенную, природу, общество, человека, саму жизнь. Она внедряется в само бытие, но она не едина, а множественна (т.к. много борющихся «центров» сил). Воля контролирует мир. Ницше создал прообраз «освобожденного человека» - сверхчеловека с гипертрофированной волей к власти - «белокурая бестия».
Теория Шопенгауэра представляет собой учение о воле как первооснове бытия,  Эта воля бессмысленна, как и сама жизнь. У человека есть только один выход - погасить в себе волю к жизни. Воля - стремление без цели и конца. Жизнь человека не более, чем трагикомедия, страдание, венчанное смертью. Кроме смерти, нет у человека никакой перспективы. Вот так и пришел иррационализм Шопенгауэра к своему однозначному краху! На деле нет никакой воли к жизни. Есть лишь инстинкт самосохранения, заложенный природой во все живые организмы, как необходимое условие выживания индивида. И жизнь человека не трагикомедия, не страдание, венчанное смертью. Жизнь есть просто жизнь, а смерть индивидуального организма-необходимое условие выживание вида. Да, очень трудно примириться с неизбежностью смерти конкретного человека. Но все же жизнь и деятельность каждого человека это вклад в общую копилку человечества.
Существует исходный резервуар волевого начала - абсолютная воля. Исходная мировая воля носит агрессивный, злой характер. Так как этот процесс объективный, то в таком же направлении развивается и мир. Все к худшему. Ресурсы ограничены. Со всем этим нельзя ничего поделать, так устроен мир. Такова философия глобального пессимизма.
Шопенгауэр критикует, общество массового потребления. Он одним из первых считает такой путь развития общества тупиковым. До середины 19 века все философские течения утверждали, что у человечества должна быть и есть своя цель. Этой целью мог быть бог или развитие природы, могла быть цель еще не обнаруженная,
И только у Шопенгауэра появляется новый философский мотив, что у жизни цели нет вообще, что она бездушное движение, лишенное цели. Воля - слепой импульс, поскольку этот импульс действует без цели, то никакого успокоения найти невозможно. Непонятно только одно: на кой черт сдалось это успокоение? И откуда вдруг взялась эта пресловутая «воля». А жизнь человека и человечества в целом, равно как и жизнь всего живого действительно не имеет какой-то внешней цели как и не имеет смысла. Сам вопрос поставлен неправильно! Жизнь существует не ЗАЧЕМ, а ПОЧЕМУ. Потому, что она возникла  самостоятельно, независимо от чьей-то воли, а не создана кем-то. Понятие цели и смысла жизни уже предполагает наличие творца, создавшего жизнь для каких- то неведомых нам целей. Разумеется, мы оставляем за скобками вариант засева Земли жизнью инопланетянами, который, вообще-то, ничего не меняет.
Современный иррационализм выражается в философии неотомизма, экзистенциализма, прагматизма, персонализма.
. Иррационализм обнаруживается везде, где утверждается, что существуют области, которые принципиально недоступны рациональному научному мышлению.
.
 Из всех видов религиозной философии католическая философия неотомизма наиболее распространена. Так как религиозные теоретики бессильны предложить что-то новое и полезное, они перелицевали ветхие учения Фомы Аквинского и преподносят его как последнее достижение философской мысли. Пикантно выглядят в век современных достижений науки учения средневековых схоластов. Да говорят «на безрыбье и рак-рыба».
. Учение и деятельность неотомистов гораздо более многогранны. Наряду с воспроизведением и комментированием идей Фомы Авината, неотомисты уделяют большое внимание пропаганде и разъяснению указаний церковной власти.  Неотомисты видят одну из своих главных задач в идеалистической интерпретации научных открытий и теорий. Учение неотомистов может нравиться тем, что оно формально провозглашает права разума и науки, выступает против модного иррационализма и субъективизма. Признавая существование окружающего мира независимым от человека, оно кажется весьма близким взглядам всех нормальных людей, не испорченных идеалистической философией. Предпосылкой всей философии неотомисты объявляют «ясное различение веры и знания» и установление «гармонии» между тем и другим. Они утверждают, что вера, и знание не исключают, а дополняют друг друга как два данных нам богом источника истины. Источником истин веры они провозглашают божественное откровение, выраженное, например, в Священном писании. Неотомисты настаивают на том, что признание существования бога — это не только вера, но и знание. Неотомисты признают лишь такую науку и философию, которая не покушаются на церковную догматику. И напротив, они отвергают и расценивают как «восстание против разума» любую теорию, противоречащую учению церкви или ведущую к нежелательным для нее выводам. Принуждая разум поставлять «доказательства» церковных догматов, неотомисты превращают науку и философию из объективного исследования в предвзятую апологетику. Так же как и Фома Аквинский, они считают, что философия должна быть подчинена теологии, играть роль «служанки богословия». Современные томисты, разумеется, принимают все «доказательства» бытия бога, предложенные Фомой Аквинским, но в то же время они сознают их архаичный, искусственный характер. Поэтому они все время ищут новые «свидетельства» присутствия бога в мире, используя для этого малейшие колебания ученых в проведении материалистического взгляда, трудности, испытываемые наукой, ее нерешенные проблемы. Неотомисты утверждают, что насколько яснее и понятнее стала бы вся проблема, если бы ученые, вместо того чтобы выдумывать неправдоподобные теории, вообще отказались от попыток научного объяснения некоторых явлений. Очень интересное предложение!
Томисты хотели бы, чтобы все проблемы, по которым наука еще не дала окончательного ответа, рассматривались как подтверждение бытия бога и решались ссылкой на акт творения. А так как нерешенные проблемы всегда будут в науке, то наука всегда «доказывала» бы существование бога. Поэтому-то папа Пий XII в речи «Доказательства бытия бога в свете современной науки», произнесенной 22 ноября 1951 г., утверждал, что «вопреки неразумным предположениям прошлого, чем дальше идет истинная наука вперед, тем больше она открывает бога, как если бы он ожидал ее за каждой дверью, раскрываемой наукой». Вот так богословы переворачивают все с ног на голову, выдавая желаемое за действительное. На деле же развитие науки вынуждает отодвигать бога все дальше и дальше в область еще не познанного.
Неотомисты утверждают, что бог не только сотворил мир, но и постоянно присутствует в нем, что ни одно явление не происходит безучастия бога. На этом положении о постоянном присутствии духовного начала в мире и построена вся «метафизика» неотомистов, их учение о бытии и его познании.
Неотомисты считают учение «святого» Фомы «вечной философией», поскольку она дала, по их мнению, истинное и окончательное решение важнейших философских проблем, касающихся природы. Для учения неотомистов характерен дуализм материального и духовного, но при этом материальное всегда оказывается подчиненным духовному.
Томисты считают моральным и справедливым стремление людей к счастью, но они стараются доказать, что счастье следует искать не во внешних условиях жизни, а во внутреннем отношении человека к его поступкам и в общении с богом. «Человечество должно безропотно нести свое бремя; устранить из мира социальное неравенство невозможно. Правда, это пытаются сделать. Существование богатых и бедных вытекает из воли божьей,— Папа утешал бедных и обездоленных, говоря, что «горе никогда не исчезнет с лица земли, ибо суровы и трудно переносимы последствия греха, которые, хотят этого люди или нет, сопровождают человека до могилы. Поэтому страдать и терпеть — удел человека». Непонятно лишь в таком случае, зачем просить милости божьей, которой все равно не будет для нас, так как Адам с Евой согрешили перед Богом.

В конце 19 века под влиянием развития техники возникла технократическая философия. Одни из ее сторонников видят главную причину всех социальных перемен. Причем, одни превозносят технику как неоспоримое благо, которое освободит человека от тупого физического труда и повысит производительность труда. Другие предупреждают о возможности подчинения человека технике, вырождение человека, смене эры человечества эрой бездушных роботов. Причем, если одни видят пути преодоления этих угроз с помощью науки, то другие, опять же, предлагают уповать на господа Бога.
Сегодня можно выделить четыре крупных направления анализирующих связь техники с наукой и обществом: сциентистское. социологическое, антропологическое и религиозное.

Сциентистское (научное) рассматривается как практическая реализация научных знаний. Просматриваются две разновидности этого направления: 1) Техницизм утверждает всемогущество науки и техники, которые разрешат все проблемы современного общества. 2)- антитехницизм, возникший еще в 20-х годах ХХ века. Техника предстает как источник всех бед человечества. Однако эти опасения ничуть не остановили поступательное развитие науки и техники.
3)направление – антропологическое. Анализ технических проблем рассматривается  в тесном взаимодействии с науками, изучающими человека. Человек, таким образом, техникой восполняет свою биологическую недостаточность.4) Религиозное направление пытается в религиозной вере найти спасение от технического пессимизма. Это направление рассматривает технику как воплощение сверхъестественной сущности - бога. Любая техническая система соответствует воле бога. Вера в бога придает смысл человеческой деятельности, защищает людей от возможных злоупотреблений техникой, будит в них совесть. Последний писк моды призывать на роль бога пришельцев из других миров. Появление новых идей наверняка было запрограммировано с момента сотворения человека то ли богом, то ли инопланетным разумом. Ведь само человечество ни на что не способно, кроме как выполнять чужую волю…
Антропоцентризм, креационизм, тонкие миры, параллельные миры, космизм, трансгуманизм – все новые и новые попытки богоискательства и богостроительства.
.
Гумани;зм — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения
Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие. Теистический гуманизм — понятие, включающее в себя как христианских экзистенциалистов, так и современных теологов, настаивающих на способности человека работать над своим спасением совместно с Богом;

Научный гуманизм  — это прогрессивная жизненная позиция, которая без помощи религии утверждает человеческую способность и возможность улучшать жизнь человека и всего человечества. Под знаменем гуманизма в наше время собирается все больше течений и направлений философии: агностики, рационалисты, материалисты и атеисты и многие другие.
Несмотря на то, что светские гуманисты фактически отрицают существование сверхъестественных явлений, и среди них есть множество атеистов, они не считают борьбу с религией главной целью. Более важной для них является идея прав человека, в том числе свобода вероисповедания. Светские гуманисты стремятся продемонстрировать правоту собственной точки зрения не путём антирелигиозной деятельности, а путём создания реальной альтернативы религиозным культам.


                Манифест гуманизма 2003г.
• Познание мира происходит в результате наблюдения, экспериментирования и рационального анализа
• Человеческие существа являются неотъемлемой частью природы, результатом эволюционного изменения, который никем не предопределён.
• Этические ценности происходят от тех человеческих потребностей и интересов, которые проходят проверку опытом.
• Жизнь приобретает смысл в служении личности гуманным идеалам.
• Человеческие существа социальны по своей природе и находят смысл во взаимоотношениях между собой.
• Работа на благо общества увеличивает счастье человека.

Таким образом, на протяжении всей истории мыслящего человечества шла борьба между религией и атеизмом, между идеализмом, обслуживающим религию, и материализмом, опирающимся на науку и практическую деятельность человечества. И если в прошлом идеализм преобладал в философских построениях, то с развитием науки ему все меньше остается места в объяснении реальности. С другой стороны, отсутствие связи с реальностью, спекуляции на неизбежных трудностях науки  и социально – политическое устройство человеческих обществ, позволят идеализму и религии сохраняться еще достаточно долго. В первую очередь, надо спросить:- Кому это выгодно?
А выгодно это властям, чтобы держать народ в повиновении и огромной пирамиде религии, паразитирующей  на вере в богов.