Если бы не Таня...

Лидия Христенко
               
    Декабрь. Зима. Мороз минус 32. Татьяна с мужем Геннадием поехали к  друзьям, живущим в соседней деревне. В эту деревню две дороги: одна в объезд, её постоянно дорожники чистят, но длинней, другая, напрямик, короче, но не ухожена, по ней ездят только летом и осенью, и в сухую погоду. Но снега в эту зиму ещё мало, так что поехали по прямой. До соседней деревни двадцать пять километров. Добрались без приключений. И, как это принято, встреча с друзьями без выпивки не обошлась. Геннадий водитель опытный, Татьяне не впервой ехать с выпившим мужем, за десять лет совместной жизни была уверена в нём. (Не знала, что мужа сыновья предупреждали: ремень на двигателе надо заменить, ибо в любую минуту может порваться.) Геннадий по уходу за машиной относился халатно, никогда, как это другие водители делают, не следил  за исправностью машины, ездил пока двигалась, поэтому на ремонт много денег уходило. Любимая его фраза о себе:
-Где разгильдяй, там тридцать три несчастья. (Меткая характеристика.)
    Выехали  в сумерках втроём (родственник друзей возвращался с ними), шёл седьмой час вечера. Отъехав от села около семи километров, машина заглохла. А до деревни, где они живут, ещё 19 километров. Геннадий сказал им:
-Вы идите, сейчас заведу и вас догоню.
Татьяна категорично заявила:
-Нет,ты тоже идёшь с нами. Никому твоя машина не нужна в лесу. Да и темно, ничего не видно.
  Мужчина упрямился, не хотел идти, заладил одно, что сумеет завести машину, Татьяна знала:он может просто напросто уснуть, сначала спокойно его уговаривала, затем стала плакать и кричать, ведь холодно было, а одеты по-легкому, Геннадий в курточке и формовке, а на Татьяне шубка на рыбьем меху и на ногах ботиночки, сшитые на заказ: у неё ноги полные.
    В общем, представляю: чего ей стоило уговорить упрямого мужа. Попутчик сразу хотел уйти, не дожидаясь, пока женщина уговорит Геннадия, но Татьяна убедила его подождать их, чтобы вместе идти до заброшенной деревни, ведь в лесу ночью можно заблудиться. Попадались по пути кучки соломы, пытались их поджечь, но тщетно... Так втроём дошли до пустой деревушки. Зная, что быстро не сможет идти, сказала дяде Коле(так звали попутчика):
- Вы идите, придёте в деревню, зайдите к Зайцевым и попросите их запрячь лошадь и ехать за нами.
      Тот и подался, привычный ходить пешком, всю жизнь работал в колхозе пастухом, старой закалки мужик, да и трезвый. Вскоре он скрылся из вида. Но  Татьянин муженёк вновь заупрямился:
- Зайдём в домик и затопим печь. Не пойду я.
 Она  знала от подруги, что печей в деревне нет,  уже давно разобраны, да и дрова, какие были, забрали жители близлежащих деревень. С большими усилиями, но уговорила Геннадия.
    Тронулись, наконец: Геннадий впереди - Татьяна позади. Левую ногу уже не ощущала, шла приволакивая её, но не чувствовала холода, можно сказать, даже жарко было. Воротник и шапка в инее, сквозь очки ничего  почти не видно... запотели.  И, как водится в трудную минуту, мы всегда вспоминаем маму с папой и Всевышнего, так и тут: Татьяна молилась Боженьке, просила:
- Господи, помоги нам дойти.
А у мамы с папой, чтобы они дали ей силы.
     Пристально вглядывалась вдаль, хотя и ночь, но зимой от снега светло. Ей казалось, будто вдали маячат огоньки, протрёт глаза: нет ничего, а это она шла и дремала на ходу(не знала точно, сколько времени прошло, но чувствовала: дядя Коля дошёл), потом  напало чувство страха (ведь дяде Коле уже 70 лет) может устал и замёрз, стала приглядываться к каждому бугорку на дороге, продолжая идти следом за Геннадием, который двигался на расстоянии нескольких десятков метров от неё.
     Вдруг, как-то так неожиданно произошло: Татьяна потеряла мужа из вида, она заметалась на дороге, стала звать Геннадия, видит: Геннадий (он уже отрезвел за это время) бежит ей навстречу параллельно, но по другой дороге. Оказывается: была развилка и Татьяна свернула на неё. 
      Постоянно думаю о том, что какая-то Сила их оберегала, ведь ночью выйдешь на улицу и слышен вой голодных волков, а может, Танина молитва помогала. Природа безмолвствовала, но сочувствовала им: тишина, ни ветра, ни метели, а высоко над их головами на небе, усыпанном яркими звёздами, светила луна, освещая нашим путникам путь, а по обеим сторонам дороги тёмный лес в  белом узорчатом инее. Оставалось, в общей сложности, пройти три километра (это Геннадий определил по будке, в которой летом пастухи прячутся от дождя, тут у него отказали ноги, не может идти дальше (дал знать о себе полиартрит). Таня со словами:
- Геночка, миленький, ты только не садись, я сейчас бегом на помощь позову.  Казалось, что она побежала, но на самом деле не было сил бежать - выдохлась. 
      И о,чудо!Вдруг за спиной она слышит:
- Танюша, я иду!
 Вот поравнялся с ней, а Таня:
- Гена, не останавливайся,(знала от отца, что многие так замёрзли, решив присесть отдохнуть, сон сморил...) иди, как дойдёшь до деревни, зайди в крайний  дом, к Новиковым, и я туда подойду. Геннадий ушёл.
      Татьяна, приложив последние усилия, тихонько брела следом. Одна мысль сверлила мозг: неужели это конец... Какая нелепая погибель. И вновь умоляла, просила божьей помощи..."Господи, спаси и сохрани!"
Господь дал право выбора:
Погибнуть или дойти.
И другого нету выхода.
С мольбою:"Боже, помоги!"
Шли, не ощущая холода,
Щемило от тоски в груди,
Неужели смерть нас выбрала?
И послана нам за грехи...
Такая участь выпала.
Но помирать мы не спешим,
Как бы время выиграть,
Ещё чуть-чуть, хоть миг, пожить!
Идём при свете месяца
И, шепчем:"Господи, прости!",
Бредём едва-едва в тиши
До последнего вдоха выдоха.
Боже милостивый! Спаси!

 Наконец и деревня. В селе нигде света нет, только у Новиковых.
"Слава тебе, Господи! Слава тебе, Господи! Слава тебе, Господи!"-плакала Татьяна и неистово крестилась. Но это были не горя слёзы, а слёзы спасения и радости. Муж, не дождавшись жены, вышел на улицу: вот и она. Вместе зашли в дом. Разделись. Хозяин вскипятил воду и Татьяна с Геной выпили три чайника кипятка, и если дорогой Татьяна не ощущала холода, то тут в тепле пронзил озноб всё её тело - никак не могла согреться… Сергей, хозяин, предложил переночевать у них, но мои герои решили идти к себе.
      Приблизившись к дому, вспомнили, что ключи оставили в машине, благо - через дорогу живут друзья. Ночевали у друзей. Пусть спят мои путешественники.
      Посмотрим, что с дядей Колей? А дядя Коля, весь продрогший и обморозив пальцы на руке, отогрелся, разморило его и уснул, а поутру спохватился - прибежал к своему соседу, чтобы позвонить Татьяне с Геннадием и узнать, дошли ли они. Сосед отругал его, зная, что оба они инвалиды. Татьяна неделю болела, была на больничном. Но не будем строго судить дядю Колю, один палец ему ампутировали. Четыре года спустя Геннадий  с Татьяной расстались, но по сей день он благодарен бывшей супруге. Так и говорит:
- Если бы не Таня…
   А Таня? Таня считает: это было наказанием божьим за грехи. Испытание выдержали, не погибли. 15 декабря 2001 года считает днём своего второго рождения. В этот день ставит свечку перед иконой за Здравие и благодарит Ангела Спасителя!

Фото моё.