Бюрократ в квадрате

Валерий Смоланов
                Валерьян ВАС
                БЮРОКРАТ В КВАДРАТЕ


       В просторном и светлом кабинете председателя колхоза «Од-ки» за длинным столом с тремя телефонами важно сидел Михаил Семёнович Ржин, главный агроном, и читал большую статью о бюрократах.
       Председатель по служебным делам с утра отбыл в район, а Ржин остался вместо него. Большой и светлый кабинет с тремя телефонами - предел бескрайних    мечтаний Михаила Семёновича. И теперь он на гребне своей мечты, но уже реально действует – «от имени и по поручению» председателя. Хорошо. Душа так и стучится, так и рвётся из груди. Отложив на край стола газету, он долго не приступал к работе – всё думал о прочитанном. «Вот же паразиты сидят на шее у трудового народа, да ещё надсмехаются. И откуда  только эти бюрократы берутся».   
       В большом кабинете было жарко. Солнышко ярким светлым пятном отражалось от полированной крышки стола и – падало прямо на крутой лысый лоб Михаила Семёновича. Он пыхтел, изнывая от жары, и ладонью с толстыми пальцами смахивал с жирного лица пот. Смотрел с прищуром, поэтому выглядел недовольным. Время медленно подходило к обеду. Приятные мысли валунами медленно перекатывались у него в голове: что заказать на обед в ресторане, и куда на выходные поехать отдыхать. Приближение обеда Ржин чувствовал всем своим нутром, но не забывал посматривать и на настенные электронные часы. С меланхолической важностью он достал из стола какие-то бумаги и стал их просматривать.
       В это время в дверь постучали. Вошёл молодой человек в джинсовых шортах. Это Юрка Петров – молодой специалист-агроном. Три года он честно и добросовестно отработал в этом колхозе свою практику по направлению от совхоза-техникума, где Петров до этого обучался. Пришло время закругляться. Практика у него закончилась. А июль-месяц для деревни самое жаркое время – со дня на день начнётся уборка хлеба – поэтому Юрка спешил в родное село. У него просто горели руки по работе в родном колхозе, где ему обещали должность главного агронома. Вчера он был у председателя колхоза «Од-ки», тот  долго упрашивал Юрку остаться, заманивал его к себе в колхоз, обещал помочь с жильём. Вообще, сулил «золотые горы», но парень всё равно не согласился. И Сергей Иванович, председатель колхоза, подписал заявление, характеристику и пожал Юрке руку на прощание.
       Сегодня Петров снова пришёл в управление колхоза, но уже к главному агроному, которого вчера на месте не было. А подпись в характеристике его нужна была как воздух, еще надо было забрать трудовую книжку.
       - Здрасть, Михал Семёныч, я к вам, - сказал Юрка и подошёл к столу.
       - Садитесь, - не отрываясь от своих дел, кивнул Ржин.
       Петров сел, теперь они были как бы на одном уровне, только по разные стороны председательского стола.
       - Михал Семёныч, я к вам по делу,
       - Я слушаю.
       - Всё, Михал Семёныч, отработал я у вас.
Молчание.
       - Отработал я у вас! – повысил голос парень.
       - Как отработал? – встрепенулся  Михаил Семёнович. – Вот, вот уборочная кампания начнётся - на носу уже висит. А ты что говоришь?!
       Он упрямо смотрел в глаза молодого специалиста, как бы  собираясь, что-то там высмотреть, за что можно было бы ему ухватиться, чтобы не упустить последнего. Но так ничего, не найдя, главный агроном снова заговорил на тех же тонах – тихо и спокойно.
       - Петров, а ты, почему сегодня на ток не поехал? Пора элеватор готовить к приёмке хлеба. Не сегодня-завтра комбайны пойдут на прямое кошение… Зерно сушить, где будешь?
       - Михал Семёныч, я с понедельника, со вчерашнего дня, уже не работаю у вас. Уволен по окончанию отработки практики, вот и заявление моё подписанное председателем, - терпеливо продолжал объяснять Юрка.
       - Как не работаешь? – главный агроном сделал удивлённое лицо, и упёрся красной щекой в руку.
       - А вот так, - Юрка развёл руками и улыбнулся. Дескать, всё мол, теперь говори – не говори – работать уже не стану.
       Ржин сморщил в три погибели лоб, нахмурил редкие брови и с утроенным вниманием посмотрел на молодого специалиста.
       - Значит, говоришь, уходишь Петров?
       - Ухожу, Михал Семёныч, ухожу.
       - А куда. Куда спешить?
       - Как куда?! У себя дома буду работать. В родном колхозе.
       - А здесь кто останется? – Удивлённо спросил Ржин. – Один в город, другой – домой.
       - Этого я не знаю. Вы мне подпишите и дело с концом, - двинул к нему характеристику.
       - Ничего подписывать не стану. Ничего не знаю.
       - Спросите у Сергей Иваныча, если мне не верите.
       - Сейчас себе не веришь, - спокойно произнёс Михаил Семёнович и снова уткнулся в свои бумаги. Как бы давая понять собеседнику, чтобы тот уходил отсюда и зря не тратил время.
       Юрка внутренне закипал. За три года работы таким несговорчивым главного агронома он видел впервые. И что характерно на председательском кресле тоже в первый раз. И не случайно закралась к нему подозрительная мысль, что Ржин специально надавливает на тихого и исполнительного молодого спеца, чтобы на новом месте показаться начальству сверху – на все сто. Вот это и задело Юрку. Не любил он, когда за счёт других выезжают.
       - Не верите мне, спросите у своего председателя, - настойчиво продолжал Петров.
       - Спросил бы, конечно, спросил бы, если б он здесь был.
       - А где же он? Вчера говорил, что здесь будет.
       - Не знаю, что он вчера говорил, но утром он в район уехал и сказал, что надолго. А пока я за него… Так что иди, Петров, лучше работай и не отвлекай меня своими пустяками.
       Ржин посмотрел на часы и, не усмотрев там ничего для себя нужного – время, чтобы можно было идти на обед, снова уткнулся в свои бумажки, всем существом давая понять, что ему теперь жутко как некогда, а ему ещё постоянно мешают.
       - Как работать?! – раскалялся Юрка. – Я же полчаса  твержу, что со вчерашнего дня уже не работаю.
       - Это не страшно. Скажу бухгалтеру – он начислит тебе зарплату за эти дни.
       - Какие дни, какая зарплата? Мне никакой вашей зарплаты не надо.
       - А трудовую надо? Надо… А подпись в характеристике надо? – сощурив глаза, Ржин хитренько посмотрел на Петрова.
       Тот согласно кивнул головой.
        - Вот, видишь, - язвительно улыбнулся главный агроном и нагло так помахал указательным пальцем, - тоже надо. А ты Петров, здесь концерты выкидываешь. Понимаете ли, нарядился, как дева красна.
       - А я сюда увольняться пришёл, а не на работу устраиваться, поэтому и одеваюсь, как хочу. Дрэс код мне устраивать не надо. Могу совсем раздеться, и о морали говорить не будем. Я уже у вас три года отпахал как папа Карло. Вы мне трудовую - на стол положите, и характеристику подпишите.
       - Подпишу, подпишу, Сергей Иванович приедет. Сразу и подпишу.
       У Юрки глаза завалились под веки и дыхание спёрло, так что дышать перехотелось. Ему это показалось наглостью. Он внимательно посмотрел на отказчика и демонстративно заявил:
       - А давайте уж лучше через самого министра сельского хозяйства.
       Ржин сквозь зубы выдавил улыбку.
       - Шутник.
       - Не могу я ждать. Меня уже завтра на новой работе ждать будут, а мне ещё шесть часов ехать. А вы мне тут нервы на кулак наматываете.
       - Петров, я ещё раз говорю, без председателя не могу. Не имею права.
       - Я же вчера был у него, - снова терпеливо начал объяснять Юрка. – Он всё подписал и сказал, чтобы я к Вам зашёл, но Вас вчера не было, поэтому я снова сегодня пришёл.
       - Вот вчера, если Сергей Иванович говорил, то я вчера бы и подписал. А сегодня не могу. Не имею права. Нет. Без живого слова председателя не могу.
       - Чего же мне на магнитофон надо было его голос записывать, если вы уже бумагам с его подписью не верите? – взял со стола характеристику с подписью председателя и потряс бумажкой у главного агронома под носом.
       - Я сюда за трудовой книжкой пришёл.
       - А хочешь, я в неё статью вляпаю? – главный агроном с прищуром посмотрел на парня и заранее улыбнулся, смахнув с блестящего лба жирный пот.
       - За что? – растерялся Юрка.
       - Хотя бы за то, что работать не хочешь.
       - Но я уже со вчерашнего дня не работаю у вас! – вскричал Юрка и замахал руками.
       - Тогда за буйство, за недисциплинированность. И вообще, в каком виде вы находитесь? На пляже что ли, ещё бы в плавках сюда пришёл… Всё, Петров, не раздражай меня. – Ржин отодвинул на край стола Юркину характеристику: - А будешь досаждать – станешь до глубокой старости работать.
       Это сильно задело Юрку.
       - Будешь, не будешь, до зимы, до лета. Тоже мне капиталист выискался! – возмущался и негодовал Юрка: - Не хотите по-доброму увольнять – увольняйте по-плохому.
       Тут Юрка не выдержал, вскочил со стула, взял стул за спинку и со словами: - Подписывайте характеристику! - стукнул стул об пол и, подняв глаза, увидел: что главного агронома - с той стороны стола - нигде нет.
Но вскоре из-под крышки стола появилась большая голова с испуганными глазами: - Тебя посадят Петров, - жалобно пропела голова и потом вдруг, замахав руками и, смотря прямо сквозь Петрова, закричал испуганным голосом: - Помогите, убивают!
Юрка стоял совершенно спокойно и слова главного агронома: «помогите, убивают» вызвали у молодого специалиста неудержимый смех. Потом он обернулся и посмотрел туда, куда так жалобно смотрел потерпевший. На пороге кабинета стоял серьёзный Сергей Иванович: - сценка № 2, герои те же и председатель, -  строго проговорил он и подошёл к смеющемуся Петрову.
       - У вас тут бои местного значения? Неравной бой получается: Петров со стулом, а Михаил Семёнович весь бледный и, кажется, весь в полной растерянности.
       - Сергей Иванович, - жалобным голосом стал оправдываться Юрка: - я взял стул и со словами: «подпишите характеристику» тихонько поставил стул на пол, потом поднимаю глаза, смотрю: а га нигде нет, - тут он так загадочно развёл руками.
       - Что…то?! – возмутился председатель.
       - Извините, товарищ председатель, я, когда сильно волнуюсь, слова сокращаю, ну чтобы всю информацию передать быстрее. Значит, смотрю я,  а главного агронома нигде нет, а на столе лежит один мандат, ой, эта красная книжечка – «аус вайс», нет, извините, это его удостоверение.
       - И что же надо обязательно за это стульями бросаться? Сергей Иванович, он меня чуть было стулом тут не убил, хорошо, что вы подошли вовремя. А то бы вы меня в живых уже не увидели, - быстро запричитал в своё оправдание главный агроном.
       - Это правда, Петров?
       - Не правда, Сергей Иванович, я только взял стул и тихонько стукнул им об пол, а потом смотрю: на столе лежит  это служебное удостоверение, а главного агронома нигде нет, я даже напугался, и тут вы зашли, и он из-под стола вылез, слава Богу, а то я уже переживать за него начал. Я же не знал, что он такой боязливый и скакает как блоха туда-сюда. Если б я знал, что он такой, то за стул бы не хватался.
       - Михаил Семёнович, это уважаемый на селе человек, он порядочный семьянин, а вы говорите, что он трус. Какой же он трус, смотри сюда Петров, назидательно говорит Сергей Иванович и берёт в руки спинку стула, поднимает его до уровня груди и громко бухает  на пол.
       - А главный агроном стоит, ни куда не прыгает, как блоха, а спокойно стоит и даже улыбается! - Радостно воскликнул председатель и кивнул в сторону Михаил Семёновича. – Так что молодой человек неувязачка какая-то, получается, врёте вы всё, товарищ Петров. Стульчик-то поднимали и махали стульчиком, иначе, разве ж  целый главный агроном нашего колхоза  под стол не залез бы. 
       -  Сергей Иванович, стульчик я не поднимал, убивать никого не хотел, но бюрократ он настоящий.
       - О бюрократах в газетах пишут,  а мы люди честные - про нас ничего и не пишут, - проговорил Ржин и так заискивающе посмотрел на председателя, ища в его глазах поддержку.
       - Некролог ваш напечатают, за стойкое усердие в неподписании характеристики. Бюрократ вы, Михал Семёныч, настоящий, а за то, что ещё врёте, как сивый мерин,  вы не просто бюрократ, а бюрократ в квадрате.
       - А это прямая угроза. Видите, Сергей Иванович, какая молодёжь пошла, на нас стариков со стульями кидаются. Убить меня хотел, - пожаловался Ржин, и с молчаливого согласия своего председателя, тут же накатал «телегу» на Петрова, и сразу передал бумагу председателю.
       - Такс… товарищ Петров, а здесь уголовкой попахивает или сумасшедшим домом, - серьёзно проговорил Сергей Иванович, прочитав докладную.
       - Сергей Иванович, но мы же вчера с Вами договорились. Вы характеристику подписали. А он бюрократ бумажный, почему  не хочет меня в родной колхоз отпустить, что ему трудно подпись свою поставить.
       - Петров, я за то, чтобы отпустить тебя. Я от своих слов не отказываюсь. Но зачем же пожилых людей обижать, угрожать им. Нехорошо это, ох как нехорошо получается, - тяжело вздохнув, проговорил Сергей Иванович: - придётся, наверное, дело в суд передавать. Как ты думаешь, Михаил Семёнович?
       - Таких нахалов не сажать – стрелять надо, - угодливо поддержал его Ржин.
       - Хотя, жалко, парень он молодой и работящий. Не сегодня-завтра жатва начнётся. Пусть уж лучше он, Михаил Семёнович, в нашем колхозе ещё поработает.
 Главный агроном охотно закивал большой лысой головой.
Юрку Петрова сначала пробил холодный пот, потом охватил озноб, но спорить с начальниками он не стал. Вышел он из  кабинета председателя и задумался: «А ведь могли и посадить. Вот тебе: будешь, не будешь - до зимы, до лета, а ведь как сказали – уже не откажешься. Ладно, до зимы  и здесь поработаю. А потом видно будет».
       И как будто, так и должно было быть,  зашагал по улице в сторону колхозного элеватора.