Три типа боли

Герасимов Сергей
Прежде всего, хотелось бы отринуть возможное суждение, согласно которому жизнь сама по себе есть боль – ничего подобного. Да, каждый из нас несет в себе через года какую-либо боль – боль и душевную, и физическую. Тут не работает принцип, согласно которому вступив во что-либо, мы сами (в данном случае в роли нас выступает боль) становимся частью этого. Боль есть существенный элемент человеческого бытия, да и не только человеческого. Без боли невозможно полноценно воспринимать бытие, то есть таким, какое оно есть.
Как ни тяжела, ни отвратительна для нас боль, но мы лишь усугубляем свое положение, прибавляя к нашим ее ощущениям эмоционально-временной аспект, который является неотъемлемым. Увеличенная за счет негативных эмоций доля пессимизма в нашем разуме во время боли нам вредит, потому самовнушение и не является подлинной болью, а лишь дискредитатором и помехой адекватного ее восприятия. Преувеличивать свою боль для себя самого не нужно хотя бы потому, что на фоне жизни боль мелка и убога, но оттого и ужасна. Иными словами, мы порой придаем боли преувеличенное значение, когда она этого вовсе не заслуживает. Бывает, правда, и так, что она достойна обратного.
Все мы несем хоть какое-то количество боли сквозь года, со временем ее невольно приобретая по разным причинам. Но также боли со временем становится либо больше, либо меньше. Если ее становится лишь больше, трагична судьба такого человека. Если же меньше, то душа становится все ближе и ближе к обретению равновесия и спокойствия. Жизнь не есть боль, но боль есть жизнь. А все потому, что боль неотделима от бытия живущего, а в небытии боли не существует. Так, по крайней мере, могут считать живущие.
Боль бывает разной. Подразделением на физическую и душевную боль классификация ее не исчерпывается. Разделим боль также на моментную, продолжительную и завершающую – таковы три ее типа. Соответственно, боль бывает физическая продолжительная, душевная моментная и т.д. Не настаиваю на правильности этой классификации, однако считаю ее вполне подходящей для описания боли в контексте времени. Конечно же, боль всегда протекает в каком-либо месте, а именно в чьем-либо разуме или теле, но время является определяющим моментом, с помощью которого и в котором протекает боль. Мы не можем себе представить отсутствие времени в принципе. Условимся, что без него боли как таковой не существовало бы, равно как и всех нас. Боль всегда протекает во времени и из-за времени как определяющего контекстуального фактора, по сравнению, например, с местом.  Возвращаясь к классификации, хотелось бы обратить ваше внимание на то, что моментную и продолжительную боль я за одну и ту же не считаю, а потому и подразделяю их. Более подробно я об их разнице еще скажу. Каждый из трех типов боли достоин более детального рассмотрения, что ниже мной и представлено.
Первый тип из классификации – моментная боль. Стоит предостеречь читателя от ложного суждения, что такой тип боли сводится исключительно к боли физической. Отнюдь нет. Оба вида боли – физическая или душевная – в этом типе представлены практически равноправно. Раз уж мы ранее говорили о различии моментной и продолжительной боли, то теперь настал момент, когда пора раскрыть это различие.
Начнем, собственно, с моментной боли. Как следует из названия, по времени она непродолжительна. Ее временной промежуток – от доли секунды до нескольких минут. Несмотря на это, последняя граница представляется сомнительной. Тут нужно исходить из того, какой срок мы именуем слово «долго», то есть необходимо выяснять и четко знать, какое количество времени есть «недолго» и какое – «недолго». В каждом случае наше внутреннее осознание длинноты определенного количества времени сугубо индивидуально. Кто-то может говорить об ожидании в течение часа как о не очень долгом сроке, а для кого-то один час – срок не приятный и долгий. Кстати говоря, одна и та же боль, всплывающая временами ненадолго, а точнее на указанные мной сроки – это на деле несколько различных моментных болей, если только речь идет о боли физической. Боль душевная к этому моменту не относится.
Продолжительная боль, второй тип из классификации, имеет боле длительный срок протекания. Предположим, что речь идет о нескольких днях, неделях, месяцах и более. Различие этих двух типов боли не только в сроках. Стоит заметить и тот факт, что продолжительная боль и имеет намного большее для нас значение, нежели моментная.
Не обойдемся мы и без примеров. Порезаться острым лезвием – значит испытать боль физического вида и моментного типа, то есть физическую моментную боль. Потеря близкого человека порождает душевную продолжительную боль, ведь со временем состояние горя проходит, заменяясь памятью о человеке. Однако не стану отрицать и того, что в этом примере боль может быть в отдельных случаях и завершающей, все-таки кто-то может не вынести смерти близкого и уйти в мир иной. Кстати говоря, эмоции после воспоминания об умершем (с эффектом слез, что происходит весьма часто) порождают уже новую боль. Терпение насмешек над собой от других людей – это еще один пример моментной боли, которая эмоциональным отпечатком в ходе межчеловеческого взаимодействия ложится на разум. Порой такая душевная боль из моментной может стать продолжительной, а не ее имитацией в качестве самовнушения, и это различие всегда важно уловить. Аналогичный терпению насмешек пример – узнавание себя в тексте, скажем, песни. А затруднение дыхания ввиду астмы за определенный период времени (скажем, в несколько дней) – это один из примеров физической продолжительной боли. Возобновление затруднения дыхания как ухудшение состояния больного после этих нескольких дней стоит трактовать как новую боль – и так во всех аналогичных случаях (независимо, моментная это или продолжительная эта боль). Один из случаев душевной моментной боли – временное пришествие бытийного пессимизма у больного: «почему я мучаюсь?», «я никогда не выздоровею», «кому я нужен такой больной?», «я больше так не могу», «больше так не хочу» и прочие подобные шаблонные суждения – временами такое бывает.
И, наконец, третий, последний тип из классификации – это завершающая боль, самая ужасная в плане нашей оценки из всех трех. Быть она может и физической и душевной, но конечной ее границей является смерть, будь то, допустим, человек.

23 июля 2012 г.