Нынешние студенты и школьники не знают, что такое «предметная неделя». Возможно, где-то их ещё и проводят, но, по крайней мере, мои внуки-школьники о таком не слышали. А когда-то такие недели проводили повсеместно. Происходило массовое погружение в предметы и в нашем техникуме. В этот период каждая группа должна была выпустить тематическую газету, принять участие в конкурсах и викторинах, подготовить несколько рефератов. Заканчивалась неделя тематическим вечером. По стенам актового зала развешивались стенгазеты, на столах были разложены книги и красочно оформленные доклады. Даже сцена выглядела соответственно: большую голову Ленина, изображённую на заднике, разрешали завешивать таким же большим тематическим плакатом. Разумеется, основная нагрузка ложилась на плечи преподавателя-предметника, но посильную помощь оказывали и другие. На этот раз шла подготовка к неделе химии.
Я тогда заведовала отделением электрификации, преподавала технологию металлов и прямого отношения к этому «мероприятию» не имела. Но невольно возникали в памяти сочинённые в период моей учёбы стихи «по химии», которые распевала наша группа на мотивы популярных песен. Не пригодится ли что-нибудь для нынешней предметной недели? И тут меня осенило: ведь учительница химии хорошо поёт. Что, если поставить музыкальную сценку? Как это часто бывает, мысль пришла не в самый подходящий момент, а точнее, во время урока технологии металлов, когда мой взгляд остановился на сидящем за первым столом Сидорове. Он бы вполне мог сыграть на пару с химичкой. И я уже представила фрагмент этого «урока». На сцене должно быть, как минимум, три студента. Ну да, конечно: Иванов, Петров и Сидоров. Найти среди шестисот с лишним студентов Иванова и Петрова труда не составило – не самые редкие фамилии. Музыкальное сопровождение – тоже не проблема.
И вот представьте такую картину. Звучит мелодия песни о чёрном коте, вновь ставшая в тот год популярной, открывается занавес, и перед сидящими за столом студентами появляется учительница химии. Настоящая, с журналом, указкой и плакатами. И начинает петь! Но не про чёрного кота, а про азот:
Газ без цвета и вкуса азот,
Растворим хуже, чем кислород.
Хоть не яд он, но вот в чём беда:
Всё живое в нём гибнет всегда.
А после припева, прикрепив магнитиком на переносную доску плакат, продолжает:
Аммиак нелегко получать:
Равновесие надо смещать,
Смесь сначала компрессором сжать
И в колонну потом пропускать.
Конечно, понять суть процесса только из этих слов трудно, но налицо наглядность, да и тема знакома: совсем недавно по этому плакату занимались на уроке.
Сейчас никого не удивишь поющими и танцующими преподавателями, на конкурсах «Учитель года» и не такое бывает. Но тогда это было сенсацией. А когда началась перекличка (Иванов, Петров, Сидоров), зал буквально взорвался от восторга, ведь студенты тоже были «настоящими», с такими фамилиями. Сыграли они свои роли отлично.
Долго ещё вспоминали в техникуме этот вечер. Но все последующие уроки преподаватель проводила традиционными методами, без музыкального сопровождения