Письма из Америки в СССР, 1981 г

Мейер Коган
На фотографии 1981 г. Марк (Мейер) Абрамович и Ирина Григорьевна. снимок сделан в Нью-Йорке.

1.
20 апреля

С удовольствием мы читали твое письмо, Коля, и довольны и рады, что у вас все хорошо, и все здоровы и заняты своими делами.

[Марк Абрамович пишет от себя и от своей жены Ирины Григорьевны. М.К.]

У нас также всё в порядке. Вошли в струю новой –  другой жизни. Хотя, в целом, особенных изменений нет. У нас тут один человек сказал, что везде есть тротуары и по ним ходят люди. Среди людей всегда, везде бывают разные по характеру и по содержанию. В основном, здесь люди добродушные и приветливые. В доме, где мы живём, нас все знают и мы многих знаем, и при встречах с удовольствием приветствуем друг друга.

Такие отношения даже с людьми из соседних домов. Мой круг знакомых расширяется быстрее, чем у Иры. Разговор на идиш мне очень помогает. Однажды мы проехали нужную остановку в метро, и я обратился к человеку на идиш. И получил полное разъяснение, как вернуться обратно. Метро здесь довольно путаное. Понятно, метро в Москве и Ленинграде шикарнее, по с равнению со здешним.

Так вот, люди-то добрые, а недавно в одном доме в течение 15 мин. зарезали мать с 8-летним сыном, а старший, которому 13 лет, зашел домой и застал такую страшную картину.

В Рейгана, среди бела дня, стрелял сын довольно богатых родителей. Говорят, психопат, который хотел похвастаться перед 18-летней актрисой. В общем, эта демократия им обходится довольно дорого.

Уровень экономической жизни безусловно высокий. Всё есть, и все сыты и одеты. У нас, как у остальных, всё есть, и ежемесячно можем делать запас, чтобы собрать деньги на поездку, скажем, к своей двоюродной сестре (в Израиль) дней на 10-15. За один год мы накопим такую сумму. Я мечтаю поехать туда посмотреть, как они там живут.

Недавно справляли в синагоге свадьбу её дочери, которая приехала с мужем, сыном и дочерью из Вильнюса. Столы были накрыты на 200 человек. Было всё в изобилии. Я и Ира были за отца и мать невесты. Было интересно и весело. Всё за счёт синагоги.

Здесь многое такое бывает.

В этом году справляли пасху у нас. Собралось 14 человек. Всё было, как положено.

Окрестности Нью-Йорка красивы и благоустроены для хорошего отдыха. Мы ездили в Касткильские горы, скорее всего, будем там отдыхать летом.
Тут в городе (есть) один уголок, где одесситы , в основном, вытеснили черных и отвоевали себе место на берегу Атлантического океана. Чудное место, прекрасный пляж. Недалеко от нас. На машине можно доехать за полчаса.

Что значит вытеснили?

Здесь есть районы, где черные постепенно засели и вытеснили белых. В этих районах квартплата в два раза дешевле, по нашим меркам – во много раз больше. Одесситы много насилия провели над черными и вытеснили их из этого района. Одесситы имеют свою мафию. В общем, здесь многое не так, как должно быть.

Удивляешься многому.

Чтобы проехать в метро туда и обратно надо заплатить 1.20 дол., а скоро будет 2. Людочке стоит ежедневный проезд на работу больше 5-6 долларов.

[Людмила - дочь Марка Аьрамовича и Ирины Григорьевны. Они в это время жили с ней, её мужем Борисом Позиным и их дочерью Аней в одной квартире большого шестиэтажного дома на 78-й стрит в Квинсе. Квинс - один из пяти районов Нью-Йорка. М.К.].

Кварплата минимум 1/3 зарплаты, правда, иногда 1/4. На письма у меня уходит до 8 дол. в месяц. В кино билет стоит 4-5 дол. и т.д. Много получают, но и расходы и затраты у всех большие.

К рублю (было) более бережное отношение, чем к доллару. Правда, рублей было мало.

Постепенно знакомимся с местной жизнью и с городом. Мы живём от центра на расстоянии 0.5 часа езды на машине, но это хороший район. Очень много двухэтажных домов. Много зелени. Деревья цветут. Парки от нас далеко. Надо ехать на метро.

...Эдик с Ниной живут в этом доме пока, в нашей будущей квартире.

[Эдик -сын Марка Абрамовича и Ирины Григорьевны, Нина - его жена. М.К.].

Скоро он переселится в этом доме в другую квартиру, и мы тогда переедем к себе. Тут принято часто менять квартиры. Это не проблема, лишь бы были деньги.

Эдик учится на курсах английского языка, а Нина проходит подготовитель-ные курсы для работы. Пока их обеспечивают. Но скоро они должны пойти на работу. Они уже ищут что-то конкретное.

Трудятся здесь много и считают для себя счастьем, если есть возможность работать по 10 часов день и в субботу. Правда, за дополнительное время зарплата в полтора раза больше. Плятят за каждый час, и доходы считаются годовые.

Здесь налоговая система довольно жесткая, и, главное, кто больше имеет дохода, намного больше имеет налог. У некоторых он 1/3 – 1/4 зарплаты.

Вот несколько штрихов. В следующих письмах продолжим.

Я очень доволен. Активно изучаю английский, хотя он мне не очень-то нужен. Ире труднее здесь.

2.
Конец августа

С большим удовольствием мы читали твоё письмо, Коля, о текущих событиях в вашей жизни и приписку моей дорогой сестрички. Пусть будет здорова.

Сегодня нам осталось шесть дней жить на даче. Я считаю дни, не потому, что хочу уехать отсюда. Наоборот, каждый день используется нами достаточно эффективно. Здесь уже далеко не жарко, даже иногда холодно. Две недели тому назад был такой холодный ветер, что сразу пропала черника и другие ягоды. Соответственно Ира перешла от пирогов с черникой на лэках и бисквиты, которые все едят с таким же удовольствием, как три недели подряд пироги с черникой.
 
Я ежедневно в одних плавках бегаю трусцой 20-30 мин. Босиком по траве, покрытой росой. И потом 15 мин. зарядки, и завершается это купанием в озере или бассейне. Хозяева дачи меня долго убеждали, что утром вода в бассейне намного чище воды в озере. Они с удовольствием открывают утром бассейн и рады, что я им не брезгаю. В жаркие дни многие, кроме меня и Иры, купались в бассейне.

Такого воздуха, таких возможностей для зарядки и купания в городе не будет. Чтобы выкупаться в океане, мне придется потратить до 3-х часов  и 3/4 дол. Дорога туда и обратно на метро 1 ; дол,, но нам скидка на 50%.

[Нам - означает пожилым людям. М.К.]

Вообще о ценах. Надо привыкнуть к ценам. Хлеб, меньше килограмма, стоит 7 дол. и больше. Письмо отправить 0.4 дол., мясо – от 4-7 дол. за килограмм. Квартира очень дорого.

Но мы сейчас получаем 548 дол. в месяц и, пока мы живём вместе с Людочкой, у нас остается больше половины. Но мы собираемся переехать в свою квартиру, чему сопротивляется вся семья Позиных. Тогда первые 8-10 месяцев нам придется за двухкомнатную квартиру платить 350 дол. в месяц, и за однокомнатную 240. Хотя нам достаточно однокомнатной квартиры, но здесь все живут в двухкомнатных.

Через 8-10 месяцев нам придется платить за квартиру меньше 1/3. Остальное доплачивает федеральное управление. Называется это получить 8-ю программу. Нас поставили на очередь. Наше материальное положение устойчиво обеспечено. Но многие нашего возраста, которые жили довольно обеспеченно дома, недовольны своим положением. Считают, что они очень ограничены.

На всех приезжих давит незнание языка. Я учу язык. Мне он дается, но нет времени его учить. С трудом выкраиваю 1;-2 часа для себя.

Всё мое время занимают внучки. Со старшей, Анечкой, ежедневно, кроме выходных, занимаемся математикой. С младшей, Юленькой, 5 раз в неделю сплю рядом, и она меня не отпускает от себя.

[Анечка - дочь Люды и Бориса Позина, Юленька - дочь Эдика и Нины. М.К.]

В выходные дни приезжают четверо. Тут начинается выпивон, проферанс, шахматы и выезды в окружающие районы. Пожалуй, последнее очень интересно. Тут, сколько я ни ездил, везде сплошная зелень. Здесь в горах это особенно красиво.

В эту субботу мы приехали в один очень уютный городок, расположенный в ущелье. Кругом горы, покрытые лесами, рядом озеро, и протекает водообильная река.

Кроме того, в этом городке мы купили прекрасное дамское пальто, кожаное, за доллар, и многое другое. Это в распродаже.

[Cпустя более десяти лет на такой же распродаже в Нью-Йорке все продавалось по 1 дол., в том числе и кожаные пальто, и меховые изделия. Я купила совершенно новый козлиный полушубочек на шелковой подкладке, и Надюшка с удовольствием носила его несколько лет в Сибири. Для сравнения, в этот же день я заплатила в обычном магазине 1 дол. за 4 катушки белых ниток. Л.К.].

Эдик с Ниной живут хорошо, но немножко в тревоге за будущее устройство Эдика. Ему ещё учиться 4 месяца, но он уже активно ищет работу.

Приехали родители Нины с её сестрой Галей. Родителям ещё нет 65 лет, поэтому они волнуются по поводу своей пенсии. Думаю, получат пенсию по болезни.

От Лёни получил письмо о разводе с Симой. Ему достался Геночка, к чему он стремился всё время.

[Леонид - старший сын Марка Абрамовича от первого брака, Гена - сын Лени и Симы. Они в то время жили в Москве. М.К.]

Хлопот и забот было предостаточно, но всё уже в прошедшем. Сима бросает второго ребенка. Это плохо.

[Первого ее сына звали Гарик. Я его видел, когда приезжал в командировку в Москву и останавливался у Лени с Симой, т.к. Гарик жил с ними. Но все время шли разговоры, что он трудный ребенок, все делает не так, и они его куда-то отдали. М.К.]

3.
Дата отсутствует, заканчивается Сукес (Суккот), праздник сбора урожая.

Больше недели задержался с ответом на твое письмо, Коля. Причина была радостная и приятная. Наконец-то переселились в собственную квартиру. Она в том же доме, на втором этаже, а Люся живет на 4-м, Эдик на 1-м, Саша Бенисович на 6-м.

[Саша Бенисович - племянник Ирины Григорьевны. М.К.]

Квартиру достать здесь просто. Давай деньги, и будет квартира. Чтобы получить эту квартиру, надо было дать 300 дол. человеку, который следит за порядком в этом доме [супервайзер. М.К.]. Кварплата за каждый месяц 350 дол. и депозит (это плата за один месяц вперед, которая возвращается в конце года) 350 дол. Итак, 1000 дол. плата.

[Спустя 20 лет, чтобы арендовать хорошую квартиру в хорошем доме нужно было дать супервайзеру в 10 раз больше и платить ежемесячно 1200 дол. Л.К.].

Телефон – депозит [предоплата. М.К.] 90 дол. и 20 дол. за установку, электричество – депозит 30 дол. Всякие мелочи тоже стоят чего-то. Итак, 1200 дол. без мебели. Но мебель нам оставили старые хозяева. Кое-что мы приобретем со временем.

Квартира из двух комнат (каждая 30 кв.м.), с большой кухней, часть её – столовая. Приятно жить в двухкомнатной квартире.

[На самом деле –это квартира с одной спальней, но в Ленинграде вся их семья жила в одной, 42 кв. м комнате в коммунальной квартире, и только за несколько лет до отъзда они разъехались по своим квартирам. Л.К.].

Эдик живёт в однокомнатной квартире.

[Здесь такие квартиры называются студиями. Л.К.].

Платит 240 дол. в месяц. Правда, как только он поступит на работу, он будет менять квартиру. Пока он успешно учится.

Где взять столько денег? Пока мы жили с Люсей, мы ничего не платили за квартиру и собрали немного денег. Сейчас мы получаем 550. На жизнь достаточно вполне 200. Вот мы и уложимся в наш бюджет. Но мы ждем 8-ю программу. Её дают через год-два после приезда. Когда мы её получим, то за квартиру будем платить 140, остальное платит штатное управление. И тогда нам станет совсем хорошо.

Я очень подробно написал об этом, потому что здесь есть часть статей расходов, которые неприемлемы для гр-н СССР. Это кварплата, почтовые расходы, местное письмо 0,25, а заграницу 0,45 дол. Хлеб и квартира в 7 раз дороже, мясо в 3 раза, а куры и печенка дешевле в два раза, чем в СССР. Метро и автобус туда и обратно 1,5 дол. (это в городе). Зато фрукты любые круглый год и дешевые. Разнообразие продуктов огромное.

Мы как-то были в ресторане на именинах одного из наших близких знакомых, то за 20 дол. с человека было подано более 15 видов разных закусок, холодное и горячее, водки вдоволь, разные воды, выступали прерасные артисты, танцевали, и было очень приятно.

Ресторан шикарный. Здесь принято собираться в ресторане, по поводу и почти без всякого повода. Люди, которые работают, для них 15-20 дол. ничто.

В прошлый выходной мы на люсиной машине поехали в парк. В этом парке стоит старинный замок, который вывезен с Запада Рокфеллером. В этом замке – прекрасный музей. Обошли все залы. Восхищались знаниями и умелостью людей ХII-ХIII веков. На большой высоте расположен замок.

[Речь идет о музее Клойстер, филиале Метрополитен музея. Я не знаю, сделал ли это именно Рокфеллер или кто другой перевез в Америку, на эту гору, в совершенно дикое место, предварительно, разобрав на месте, и собрал там этот настоящий средневековый замок, чтобы разместить в нем собранные им многочисленные экспонаты того времени. Для полной достоверности он еще прикупил кусок земли напротив, через речку, и запретил там строить. Так что с этой горы не видно никаких следов цивилизации, как-то телеграфные столбы и высотные здания. Л.К.].

Здесь торжественно проходят еврейские праздники – Новый год и Йом Кипур – целый день просидел в синагоге, и ничего не ел. Великий пост.

Синагога огромная была переполнена. Все места платные. Нам по 5 дол. с человека, а местные платили по 60-100-500 и больше за место. Был хороший кантор и прекрасный хор. Сейчас заканчивается праздник Сукес, а через три дня (будет) Симхес Тойре – самый веселый праздник. На этом заканчиваются осенние праздники.

В Нью Йорке больше 3 млн. евреев, и еврейские праздники чувствуются везде. Я пошел в магазин, чтобы купить крючки для крепления гардин на окнах, то мне сказали их нет. Евреи празднуют вот уже больше недели и не подвозят товар.

Как-то на работе у Людочки вышел инженер и сказал, что вместо четверга (это Йом Кипур, когда никто из евреев не работает) все отработают сверхурочно два часа в пятницу. А в пятницу никогда нет сверхурочных часов.

Тут гоняются за сверхурочными часами –  платят в полтора раза [больше]. Но так как евреи не будут работать в четверг, то все будут сверхурочно работать в пятницу.

Я ей сказал, что так можно выработать антисемитизм.

80-90% врачей евреи. Педагоги и директора школ в большинстве евреи. Среди капиталистов много евреев.

Я им говорю, что история еврейского народа полна такими фактами, а после этого их выгоняли из страны и уничтожали. Правда, в этой стране не господствует одна национальность. Государство для всех одинаково.

Черные живут отдельно. Их боятся белые. Но я вчера больше часа простоял в районе, где живут одни черные. Какие машины у них прекрасные, и как элегантно они одеты. Но белые боятся жить рядом с черными. Есть много случаев их плохого отношения к белым, и не только к белым.

Посылаю фото, сделанное в ресторане. Это любительское фото. Когда-нибудь пришлю получше.

Продолжение следует