Мой дядя и кино

Любовь Нейманд
Мой дядя и кино.

И вот, мне уже 9 лет. Мы по-прежнему живём втроём: мама, мамина сестра Ася и я. Мамина сестра была внешне совершенно не похожа на маму. Маленького роста, очень хорошенькая, жизнерадостная и доверчивая, она была влюблена в одного симпатичного инженера, работавшего с ней в одном конструкторском бюро. Они встречались какое-то время. Но жениться он и не думал, объяснив свое отношение к этому тем, что женится только на образованной девушке, достойной его. Для Аси это было крушением чувств, надежд, всего ожидаемого ею с любимым человеком. Она поделилась своими горестями с подругой. И та быстро познакомила Асю с другом их семьи. Друг сразу же без памяти влюбился в Асю, и она, потеряв надежду на своего любимого, вышла замуж за моего будущего дядю. Он поселился в нашей комнате.

Мой новый дядя рано осиротев, оставшись с тремя старшими сестрами, не получил должного образования. Живя в тихом, скромном белорусском городке, он узнал о прекрасных художниках, поразивших его юное воображение. И стал сам пробовать рисовать. Никто его в этом не поддерживал. Сестры были невероятно далеки от подобных увлечений, малообразованны и нелюбопытны. Когда пришло время идти в армию, он был приписан во флот. За пять лет до войны он попал на корабль, где стал радистом. Отслужив положенный срок, должен был выйти на берег, но началась война. И как радист он попал на военный корабль. Пройдя огни и воды страшных военных лет, он прибыл в Ленинград, где по после войны оказалась его старшая сестра. Дома у него не было, и она поселила его у себя. Все годы он старался заниматься искусством. Много копируя, изучая шрифты, работая красками, стал замечательным художником-самоучкой. Его взяли в большую серьезную организацию художником оформителем. Его  работами можно было любоваться. Особенно мастерски он выполнял золотом на стекле тонкий классический шрифт, который именовал какую-нибудь организацию. Любя русскую живопись, копировал картины Шишкина, Поленова, Левитана. Он оказался прекрасным добрым человеком с  очень тонкой душой. Когда пришел в наш маленький мир, увидев меня, предложил мне свою дружбу. И эта дружба была очень нежной и большой до его последнего ухода. Он до самозабвения любил кино. Но, женившись, не имел возможности часто бывать там. Зато свою любовь он хотел передать мне. И пока мы жили вместе, каждое воскресенье выдавал мне рубль на детский сеанс.

Но с детства у меня с кино были связаны самые страшные ассоциации. Когда я впервые в 7 лет попала в пионерский лагерь, во мне было чувство неуверенности, одиночества – ведь, не смотря на то, что с детским садиком мы тоже выезжали на дачу, там я была со своими знакомыми детьми и воспитателями. А здесь все чужие. Лагерь принадлежал огромному кораблестроительному заводу, на котором работала мама. Завод щедро обеспечивал все его нужды. Все лето мы прекрасно питались натуральными продуктами, которые росли на территории. В лагере были огромные сады крыжовника, черной и красной смородины, клубники, которую мы поочередно пропалывали. В конце смены и лета, нас запускали в эти сады, и мы привозили домой наволочки ягод, особенно чёрной смородины и брусники. Лагерь стоял почти на границе с Финляндией, славящейся своими потрясающими лесами и скалами, по которым мы лазали и, буквально ртом, собирали бруснику, чернику и голубику, наедаясь и пьянея от ягод. По воскресеньям привозили кино. В концертном зале, за два часа до ужина показывали детские и не очень детские фильмы. Так я попала на фильм «Лично известен», где Лазо пытают раскаленной иглой. Мне тут же запахло паленой кожей, хотя я не знала этого запаха. Не выдержав этого ужаса, я выскочила из зала, меня трясло настолько, что вышедшая воспитательница спросила - не больна ли я. Потом я не ходила в кино несколько недель. Но вот привезли фильм «Дети капитана Гранта». Меня хватило ровно до того момента, когда Роберт поднимается вверх по вантам и вот-вот сорвётся. Тут я тоже выскочила из зала, убегая подальше, чтобы не видеть, как он упадёт в море. Опять несколько фильмов пропустила. Но вот меня опять соблазнили пойти на фильм «Сын крестьянина». Я надеялась, что в фильме о крестьянском мальчике ничего страшного случиться не может. Это был старый черно-белый фильм о дикой деревне с её грубыми людьми и законами. И как только крестьянин стал избивать своего сына толстыми веревками, я в очередной раз сбежала. На этом и была поставлена точка в моём отношении с кино.

Мой новый взрослый друг, дядя, не знал о моих страхах. Ему и в голову не приходило, что ребенок может не любить и бояться кино. И вот, вместо похода на утренний сеанс, я покупала мороженное и гуляла до положенного часа, а то и просто дарила билет кому-нибудь. Но, однажды, дядя стал спрашивать меня о содержании фильма, актерах. И понял, что я его обманывала. Он был в ярости. Кричал маме, что она вырастила врунью, ничем не интересующуюся, не ценящую такое искусство как кино. Мама не очень огорчилась по этому поводу, а вот за враньё отругала, и долго сердилась, совсем не ожидая от меня столь неожиданного поведения. Кино я все-таки полюбила, но нескоро и не всё. Вообще, я была молчунья. Мама многого не знала и не ведала о моей внутренней жизни. Помню, в 13 лет, я впервые посмотрела по телевизору «Мистер Икс». И так мне было безысходно и жалко главного героя, что я под одеялом проревела 3 часа. У меня была просто истерика, я не могла успокоиться. Мама уже была доведена до отчаяния, и даже накапала мне валерьянку. Утром я пошла в школу распухшая и безнадежно печальная.

С появлением в стране телевизоров, мой дядя приобрел черно-белый КВН-49 с линзой. Конечно, мы стали смотреть все передачи. И так как показывали прекрасные советские фильмы и замечательные мультики, наши соседские дети приходили в нашу 15-метровую комнатку, и смотрели с восторгом и упоением. У меня не было выбора. И хотя, иногда, в страшные для меня минуты я убегала в коридор, постепенно увлеклась кино. И тогда навсегда обрела интерес к этому удивительному искусству. Размышлять, участвовать душой, сопереживать, понимать, что есть другая жизнь, узнавать о многом незнаемом. Так время и мой друг дядя победили мои детские страхи и подарили новые ощущения для ума и сердца.

ноябрь, 2012 г.