Застывшая реальность. Пора лопушиных достоинств

Владимир Богомолов
                ПОРА ЛОПУШИНЫХ ДОСТОИНСТВ.

                Рассказ.

                “ Истинное достоинство подобно реке: чем она глубже, тем меньше издает шума”.
                (Мишель Монтень)

                «Что такое сорняк? Растение, достоинства которого еще не открыты».
                (Ралф Эмерсон)

                «У людских достоинств, как и у плодов, есть своя пора».
                (Франсуа Ларошфуко)

 Денис и Рэд не любили сорняки, особенно те из них, которые имели в своем убранстве разнообразные колючки. Избежать контакта с ними они оба не могли, так как места их прогулок были пустынные и заросшие сорняками.  Больше всего неудобств доставляли круглые как орехи колючки большого лопуха, которому нравилось селиться и жить вблизи человеческого жилья.

 Окрас Рэда был хорош тем, что внизу его туловища, вдоль крепких мускулистых ног, с обеих сторон длинных висячих ушей и на широкой груди размещалась густая бахрома из длинной шерсти тона светлее, чем цвет основной. Как всякая красота и это украшение требовало жертв в виде постоянного расчесывания и освобождения от налипшей грязи и посторонних предметов.

 Самым трудным было для Дениса выпутывать из длинной шерсти плоды репейника, который чаще люди называли лопухом. Рэд порой прибегал к нему из лопушиных чащей, словно стреноженный конь на пастбище. Лапы его в такие моменты не хуже пут на длинных конских ногах были сцеплены между собой круглыми шарами колючек. Не выдерживая подобных пыток, бедный пес часто садился в траву и начинал с остервенением выдирать из своего тела зубами прилипшие колючками плоды репейника вместе с налипшей шерстью.

 Помогая другу избавиться от пут лопуха, Денис не раз ловил себя на мысли, что очень часто в его жизни встречаются подобные лопухам люди. Их можно встретить всюду, так как они заполняют собой все пустоши и бреши в любых местах, стремительно накрывая собой свободное от других пространство, чтобы немного укоренившись, начать вытеснение своего окружения с насиженных мест. Им нравится подобно лопухам селиться вблизи уже обжитых мест, чтобы без лишних трудностей укореняться вблизи уже живущих и осевших собратьев.

 Такие личности липучи не менее плодов репейника, и от них крайне сложно освобождаться. Порой их крепкие стебли и широкие листья могут создать впечатление, что они достойные члены сообщества. Их уникальные по форме и цвету соцветия порой украшают заброшенный сад или бесхозную пустошь. Но Денис уже научился не обманываться их внешним видом, и принял твердое решение избегать подобных людей в своей жизни.

 Он стал выбирать для прогулок те пространства и то время, чтобы гулять вдали от зарослей лопухов. В крайнем случае, он заходил в их заросли в то время, когда ветер и снег уже сняли  с веток колючие шарики и накрыли их плотным толстым слоем снега.  Также он поступал в своей жизни: начал сторонится «липучих»  подобных лопухам людей и мест их скопления. А если не удавалось избежать контакта с ними, то отрывал их колючки сразу, не давая им «прилипнуть» надолго.

 С другой стороны, не все так однозначно в мудрой природе, как может показаться вначале. К удивлению Дениса, даже сорняк может оказаться весьма полезным, если его тщательно изучить. Многое может оказаться полезным даже в обычном лопухе.

 Об этом впервые задумался строгий хозяин забавного щенка кокер – спаниеля, когда посетил старинный ботанический сад. Его внимание привлекли огромные мясистые листья над заболоченным углом старого пруда. Листья были столь огромны и зелены, что Денис не сразу узнал в нем обычный лопух. Они красочно скрывали болотную жижу пруда под тенью своих темно-зеленых блюд, изредка украшая ее редкими скромными трогательными пирамидками соцветий.

 Нельзя было не признать того, что заросший угол пруда был украшен именно за счет покрывшего его зарослей лопуха. Оказалось, что даже вредный с точки зрения Рэда и Дениса сорняк, может быть украшением. Это было удивительным открытием, с которого началось его знакомство с лопухом.

 Потратив совсем немного времени, Денис был поражен тем, сколько пользы может принести обыкновенный лопух, если хорошо знать его возможности. Множество полезных и редких веществ во всех его частях давало возможность людям использовать его в пищу и для лечения недугов,  Лопух может одновременно заменить морковь, петрушку и пастернак по пищевой и питательной ценности, а  для японцев он вообще заменяет картошку.  Застежка липучка родились, унаследовав от лопуха идею каким образом  можно липнуть ко всему живому и неживому.

 От символа навязчивости, сорняк в глазах Дениса за несколько минут знакомства с его родословной поднял свой статус до уровня незаменимого в его жизни благородного растения. Подобно лопуху, Рэд ежедневно удивлял хозяина все новыми и новыми своими достоинствами.

 Денис, взяв щенка в свою семью, не имел целью обеспечить охрану имущества. Порода собаки была создана людьми, чтобы обеспечить минимальные потери уток и иных водоплавающих и летающих жертв неумного охотничьего азарта двуногих стрелков. Со своей задачей при нужном воспитании Рэд мог бы справиться превосходно, в чем Денис не раз убеждался, давая ему команду достать что-либо из воды.

 Неуемная страсть к воде жила в собаке на уровне подсознания. Пес мог часами не покидать воду в любом виде, которую он умудрялся находить даже в самом засушливом месте. Даже маленькая лужица не оставалась без его внимания. Он мог улечься в крохотной лужице животом и наслаждаться влагой в жаркий летний день. А что уж говорить о большой воде, где он плавал и нырял не хуже утки, для доставки которой хозяину он и был создан.

 Но что касается охраны имущества хозяина и его безопасности, то об этом ничего не было сказано в многочисленных книгах о породе кокер - спаниель, которыми Денис обзавелся, как только купил собаку.

 Охранный талант открылся у Рэда внезапно. Как-то раз, Денис с семьей рискнул посетить городской пляж. Он намеренно выбрал самый нелюдный его участок, весь заросший кустарником возле обрывистого берега реки с илистым дном. Отдыхающие стремились к песку, солнцу и чистому дну в воде, а потому располагались в иных местах.

 Некоторое время дети, пес и взрослые пребывали почти в одиночестве. Лишь пара молодых родителей с грудным малышом находилась неподалеку. Когда солнце приблизилось к зениту, и жара стала уже нестерпимой, мама малыша обратилась к Денису с просьбой присмотреть за спящим в коляске малышом во время, пока его родителя будут вместе купаться. Мария, жена Дениса, с радостью согласилась взять под охрану сон младенца, уже давно соскучившись по давно минувшей для нее заботе за грудным ребеночком.

 Для любой женщины нет на свете ничего милее для души, чем вид здорового малыша, пусть даже и чужого, ведь материнство это тоже инстинкт, который не всегда поддается управлению разумом, как и все другие инстинкты. Денис не посмел возразить двум женщинам, не рискуя навлечь на себя немилость любой из них. В тот момент его единственным занятием было выравнивание пляжного песка под подстилкой своим телом, а точнее той его частью, которую можно увидеть только  со спины.

 Прошло немного времени, прежде чем на тропинке, идущей мимо них, появились отдыхающие. И тут Рэд, мирно дремлющий в тени детской коляски, словно обезумел. Без команды он занял оборону. Его грозный лай мог потревожить любого, а не только младенца. Денис не сразу понял, что пес самостоятельно взял ребенка под свою охрану, буквально поняв просьбу молодой его мамы.

 С этой минуты никто более не смог пройти по тропинке близ коляски. Каждый желающий был остановлен за несколько десятков метров при любой попытке приблизиться к детской коляске.  Движение по тропинке было восстановлено лишь после того, как мама вернулась после купания, и, поблагодарив, забрала коляску с малышом.

 Это было так удивительно, что пес не только принял малыша в свою родовую стаю, но и взял его под свою защиту. Казалось, что он не только понимал речь, но знал моральные устои людского жития. Все это было столь же удивительно и диковинно для Дениса, как узнать, что обычный сорняк достоин его уважения не менее, чем самая прекрасная цветущая чайная роза.

 Незаметно для самого хозяина, молодой пес учил его иному отношению к жизни, каждый раз удивляя своим умом и благородством. В тот день произошло еще одно событие, которое легко могло быть доказательством этому.

 После обеда к семье Дениса присоединилась семья сестры Марии, которая пришла отдохнуть на пляж вместе с кошкой. Нора, так звали нового представителя четвероногих друзей, была яркой представительницей семейства персидских кошек со всеми чертами и привычками, которые всех их отличают от других представительниц кошечьего братства.

 Денис не относил себя к любителям кошек, скорее его отношение к ним можно было назвать терпимостью. А что касается владельцев персидских кошек, ему казалось, что им просто нечем заняться в свободное время дома и потому они заводят домашнее животное, в угоду человеческому капризу, ставшее живым подобием очаровательной, мягкой игрушки.

 Ведь даже не знатоку и любителю становится понятным глядя на нее, что персидская кошка вряд ли способна выжить на воле, так как  самостоятельно не справится с уходом за своей роскошной  шерстью. И это ее главное, с точки зрения Дениса, достоинство, позволяло ее владельцам заполнять излишки своего свободного времени заботой за этим удивительным созданием человека и природы.

 Вторая половина дня послужила тому доказательством, и была полностью посвящена этому милому созданию. Две семьи, включая Реда, так или иначе, были участниками этого действа: посвящения в поклонники Норы. Его очередь посвятить свое служения Норе пришла в тот момент, когда она приняла омовение в водах величавой реки, на берегу которой расположилась вся свита принцессы.

 Задача состояла в том, чтобы не допустить ее выхода за пределы подстилки на песке до момента полного высыхания царственной по своей красоте пышной шерсти цвета спелого персика. Задача была поставлена не Рэду, а его хозяину. Но тот, доведенный жарой до состояния полной апатии, передоверил почетную миссию своему другу.

 Денис  скорее в шутку, нежели серьезно приказал Рэду охранять Нору, но пес отнесся к приказу серьезно и мгновенно переместился к ней поближе и сел рядом  с ней, горделиво демонстрируя служебное рвение. А та, понежившись несколько минут на солнышке, и убедившись в полной своей свободе, решила предпринять попытку покинуть пределы подстилки.

 И тут произошло новое чудо. Пес не меняя позы, поднял свою переднюю могучую лапу и поставил ее на конец пушистого хвоста кошки. Та, почувствовав его лапу, неподвижно замерла, и убедившись в серьезности намерений Рэда, угомонилась и недовольно легла. Нора не меняла позу в течение часа, пока Денис не отменил свою команду, данную ранее Рэду, чтобы тот мог освободить узницу от надзора. Все это действо происходило в полном безмолвии всех участников и изумлении всех членов двух семей.

 Все свои действия пес проводил в строгом соответствии с полученными ранее инструкциями от хозяина. А они требовали от собаки не причинять ущерба кошке при любых обстоятельствах. Уже позднее, когда семьи собрались на ужин за одним столом, к Норе пожаловал поклонник. Это был огромный кот, который вполне годился в кавалеры даже такой роскошной даме, какой была Нора.

 Рэд все время лежал неподалеку от застолья и следил лишь глазами за свиданием кошачьей пары, не поворачивая головы.  Хозяйка Норы заметила кота последней и тут же возмутилась происходящим.  Свое возмущение она шутливо адресовала Рэду: дескать, тот не обеспечил охрану гостьи на должном уровне.

 Пес посмотрел вопросительно на своего хозяина. Денис никак не реагировал на упреки. Рэд успокоился и опять равнодушно улегся в траве. И тут Денис решил его проверить, для чего возмущенно заявил, что во всем виноват пес, допустивший присутствие кота на охраняемом им объекте.

 Все что произошло далее, заставило всех присутствующих в изумлении замереть. Со стороны могло показаться, что Рэд лишь томительно ждал разрешения нарушить инструкции хозяине о неприкасаемости всех членов сообщества кошачьих, которых он, как и все собаки не любил. Не успел закончить говорить  Денис, а делал он это обычным голосом без намека на команды, избегая понятных собаке слов, как Рэд сорвался с места и понесся к наглому коту. Тот мгновенно забыл свои притязания на божественную красоту Норы, и стремглав помчался к высокой сосне.

 Уже через минуту картина кардинально изменилась, чем вызвала здоровый восторженный смех зрителей всего происходящего.  Пес оглушительно и задорно лаял под ближайшей сосной, а наглый кот испуганно смотрел на него с ветки, на высоте более десяти метров. Всем показалось, что пес слово в слово понял сказанное ему хозяином, и спешно бросился исправлять допущенные им ошибки.

 Засыпая в тот длинный, летний день, Денис размышлял о том, сколько достоинств от него скрывает этот удивительный пес по кличке Рэд. Ему казалось, что его друг вовсе не собака, раз так прекрасно понимает все, что ему говорит любимый хозяин с обычной интонацией. Видимо настала пора, как это обычно бывает у фруктовых плодов, когда и у собаки, и у человека, созревают их достоинства. Происходить это должно у достойных уважения людей и животных не заметно, без шума и огласки, как достойно несет свои воды величественная река: тихо и благородно.

 На старой фотографии, где был запечатлен тот день во время отдыха на берегу реки, на переднем плане величаво и гордо сидел благородный пес, чьи достоинства были скрыты и невидимы.  Как невидимы они были на снимке у лопуха, закрывшего свободные места  от стоящих вокруг него членов двух родственных семей. На руках одна из женщин держала пушистую персидскую кошку, которая подарила Денису возможность увидеть в любимой собаке те достоинства, о которых он до того не мог подозревать, еще не зная, что у любимой им собаки уже наступила пора созревания его достоинств.