3. Ваня

Александр Якунин
Откинувшись в глубоком кресле, директор школы Серафима Борисовна Лябуржицкая затягивается самокрутной папиросой и тут же заходится в сухом кашле. Сидящая напротив неё классный руководитель пятого «Б» Ника Алексеевна Ганич сострадательно морщится. Она была вызвана к начальнику после первого урока, что само по себе было необычно и предполагало экстраординарный повод.

- Сволочи! - прокуренным голосом выдавливает из себя директор. – По блату подсунули сырой табак, в душу и бога их мать! Увижу – убью!

- Бросить не пробовали? - говорит Ника Алексеевна.

- Сто раз! Ни черта не выходит! Как начала смолить в гражданскую (имея в виду Гражданскую войну в России 1918-1922г.г), так и не могу отвыкнуть. Как говорится – сила есть, воля есть, а силы воли нет. Ха-ха-ха!

Ника Алексеевна не поддержала веселья начальницы. Ей не терпелось узнать причину вызова, тем более, что с некоторых пор от жизни она ждала одних неприятностей.
 
Серафима Борисовна отложила недокуренную папиросу в роскошную пепельницу. И цвет её глаз приобретает оловянный оттенок.

- Как же, золотко моё, вы так опростоволосились?

- О чём это вы?

- Не узнать собственного ученика на пятом году обучения! Я даже не знаю, как это назвать!
- Так, вы уже в курсе?!

Директор самодовольно хмыкает:

- Милая моя, а вы как думали? В моей школе муха не пролетит без моего ведома.

- Ну да, ну да, - смущённо тянет Ника Алексеевна. – Честно говоря, не знаю, что вам сказать: ужасно глупо всё получилось. Конечно, не узнать ученика – печальное недоразумение…

- Это не недоразумение, а позорное пятно на всей школе, - говорит директор.

- Простите, но у меня есть оправдание: этот Ваня Самоверов - не совсем обычный ребёнок.

- В каком смысле?

- Он очень странный, можно сказать – полный идиот!

- Даже так?!

- Понимаете, Серафима Борисовна, ещё в первом классе я поняла, что у этого Вани нет никаких способностей к учёбе. Сами посудите – стоило мне не то, что к доске его вызвать, а просто посмотреть в его сторону, как он деревенел, и добиться от него хоть слова было невозможно. В конце концов, я махнула на него рукой и перестала обращать на него внимание. И вот результат – я не узнала его. Мне очень стыдно.

- Ну-с, и какой из этого вы делаете вывод? – спрашивает Серафима Борисовна.

- Полагаю, будет лучше, перевести Ваню Самоверова в другую школу. Я слышала, что в Сокольниках есть специальная школа-интернат для умственно отсталых.

Струйка дыма от чинарика папиросы попадает директору в глаза.

-Зараза! Честное слово, Ника Алексеевна, - говорит она, яростно растирая окурок о пепельницу, – Вы меня просто удивляете! Позвольте спросить, а где Вы были раньше? Почему об этом не ставили вопроса передо мной, на худой конец, перед партийным комитетом школы? Почему переводили из класса в класс этого, как вы выразились, идиота?

- Жалко было, - отвечает Ника Алексеевна.

- Ах, жалко! Жалко у пчёлки, а у нас ответственность, а в данном случае - полная безответственность. А вы в курсе, что этот ребёнок из рабочей семьи: папа – грузчик на почтовом ящике (Так именовались предприятия, выпускавшие военную продукцию), мама какая-то там травильщица в гальваническом цеху того же завода…

- Разве это что-то меняет? – удивляется Ника Алексеевна.

- Вы будто с луны свалились. Неужели не понятно, что за отчисление ребёнка из пролетарской семьи нам припишут нелояльное отношение к рабочему классу, а то и вовсе - обвинят во вредительстве! Да, да, и нечего тут удивляться. Пять лет мальчик учился, всё было нормально, и вдруг бац – умственно отсталый! Получается – проморгали? За это и посадить могут. Впрочем, меня вряд ли тронут: как-никак, имею орден за освобождение Крыма от Врангеля. Но вам-то, Ника Алексеевна, надеяться не на что. Насколько я знаю, ваш брат служил у белых, а сейчас он вообще в бегах. Нет, милочка, вам решительно не на что рассчитывать: вас посадят, непременно посадят!

- Что же делать?- в отчаянии восклицает Ника Алексеевна.

- Ничего! Тянуть Самоверова до выпускного класса, а там с глаз долой, из сердца вон. Другого выхода не вижу.

Продолжение http://www.proza.ru/2013/03/05/1090

или

Полный текст повести - http://www.proza.ru/2012/12/13/784