Юбилей

Лауреаты Фонда Всм
ОЛЬГА ГУРКИНА - http://proza.ru/avtor/stlavi - ТРЕТЬЕ МЕСТО В 42-М КОНКУРСЕ ДЛЯ НОВЫХ АВТОРОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ФОНДА ВЕЛИКИЙ СТРАННИК МОЛОДЫМ


  Я перебрала сотни фотографий и не нашла ни одной, где бы она улыбалась.               Странно, это ж надо так не любить жизнь, ничему не радоваться, быть всегда всем недовольной - подумалось тогда. В фотошопе немного приподняла уголки губ, не сильно, чтобы все же была узнаваема, и сделала наклейку на коньяк, потому как юбилей все же , 50 лет ей исполнилось.
  Часа через три я уже подъезжала к ее дому. Глухое , забытое богом село...и никакого долгожданного свежего воздуха...пахло навозом...пахло потом...пахло унынием. Возле калитки была огромная лужа, которую ни обойти, ни перепрыгнуть , ну не лужа, а прям  вывеска «Милости просим»". Держась за покосившийся забор, я как-то все же пробралась во двор, где и была гостеприимно облаяна двумя псами, готовыми сорваться с цепей, чтобы еще и хлебом -солью меня встретить. Приготовившись, если что, отбиваться букетом цветов от  милых песиков, я отпрыгнула на безопасное расстояние от собачьей будки и   шмякнулась в злополучную лужу, которую только что так удачно вроде миновала. Растревоженная моим падением лужа стала прямо на  глазах краснеть, я с ужасом  поняла, что это кровь, надеясь все же, что не моя. Заметив еще  и плавающие кишки, я вздохнула облегченно, не моя кровь, и кишки не мои, свинью же вчера на юбилей кололи.  Бодренько выскочив из лужи, уже не обращая внимания на готовых лопнуть от истошного лая собак, я направилась в дом.
  Хозяйка уже бежала навстречу. Растрепанная ,к парикмахеру так и не попавшая, не накрашенная естественно, руки по локоть в тесте, на лбу испарина, короче, именинница встретила меня во всеоружии. Вспомнился анекдот про русскую курицу-несушку-рекордсменку, которой некогда за собой ухаживать, ибо- когда?  «То топчуся, то несуся…,»
   Обменявшись любезностями, вручив цветы и подарки, я предложила помощь, но она уже не понадобилась- ножки стола просто подгибались под тяжестью тарелок. Чего только она не наготовила, свинья еще вчера хрюкала, а сегодня уже и кровянка готова, и домашняя колбаска (а кишки-то надо было еще обработать),и котлеты, и вручную накрученные пельмени, и тушенка, и печенка с яблоками…короче, у хозяйки ,должно быть ,явно не 2 руки, да  и времени ..пара суток минимум.
   Придавленная грузом стремительно прогрессирующего комплекса неполноценности, я полезла на печку поздороваться с ее свекровью,  которая после трудов праведных  грела там свои косточки или просто пряталась, чтобы под ногами не путаться.
  А путаться было кому и чему…Старух  вообще в доме проживало две- свекровь и  матушка именинницы, были они почти ровесницы, где-то 170 лет на двоих… Раньше  они копошились по хозяйству, помогали хоть как-нибудь, теперь же могли только копошиться. Согнутые почти пополам, опираясь на палки, летом они сидели во дворе  на солнышке, покрикивая на собак и котов, а зимой  - беда. Одежда совсем их не грела, вот и жались они поближе к  печке, жались в надежде почувствовать в себе тепло, потому как в себе-то у них, казалось, все  давно выстудилось .
     На печке баба Оля выложила свои вышивки и тканые полотенца и половики, похвастать решила. Я искренне ахнула - такой красотищи никогда и не видела, ну вышивка еще ладно, но чтобы выткать такие узоры и цветы-это ж сколько времени понадобилось, это ж каким даром художественным надо обладать, чтоб такое придумать и воплотить?
Ткала баба только зимой, летом-то с таким хозяйством и огородами разве найдется время? Да и  на 10-сантиметровый кусочек около 2 месяцев уходило.
       Пока я заворожено рассматривала да поглаживала ее рукотворные шедевры, она , благодарная моему вниманию, стала жизнь свою пересказывать. И на фоне необыкновенной  красоты, которую я держала в руках, ее рассказ  был грязной водой реальности, которая  заливала мой восторг.
        В 3 года она  без матери осталась, отец долго не горевал, быстренько другую нашел, и, как в сказке про падчерицу, закончилось  на этом ее детство , потому как мачеха взвалила на девчушку почти всю работу по дому и по хозяйству.
        Только по ночам она и отдыхала, вышивая свою мечту, невысказанную словами, и оживали в ее руках диковинные птицы, да распускались цветы необыкновенные, как они назывались? нет у них названия, потому как существовало это только на холсте, да в  ее воображении.
     В  14 лет немцы в Германию угнали…  Там она делала то же, что и дома: скотина, уборка,  да вышивка, только кормили хорошо, да не били совсем, потому 2 года этих она как рай вспоминает.
       У хозяйки ее огромное хозяйство было, много пленных работало там, иностранцев всяких, и стал один то ли поляк, то ли чех  к девчушке в гости заглядывать, придет, сядет  в уголочке и улыбается молча, потому как говорить по-нашему не умел совсем и когда начинал курлыкать что-то ,то  уж очень  ей смешно становилось, язык- птичий какой-то.
      А когда война закончилась- прямиком на Север  ее погнали, ну и понятно, слишком хорошо она  в Германии-то жила, наверное, так и надо было. Смущало немного, что за какую-то связь с иностранными государствами ее обвиняли, но и тут находила объяснение - за Германию, конечно, иностранное ведь государство, а может,  и за парня этого смешного, которого она и имени-то не узнала?

         Тюрьма женская была, лес  валили, по реке сплавляли, дома строили, тяжело, конечно, было, но начальница тюрьмы добрая попалась,  девчонке лишнюю пайку хлеба давала, за умение ее… вышивальное. А уж она ей и скатерти, и занавески, и белье постельное  ночами вышивала, старалась особенно, благодарная.   
    По 58-то статье много умных  и грамотных женщин  лес вместе с ней валили, одна из них и говорит, мол, зря сидишь, какая еще связь с иностранцем, коль девственница еще, письмо надо писать куда следует. Ну, а откуда ей было знать - куда следует-то? Написала тетка эта письмо сама, ответ  почти сразу же пришел, только вот еще год заканчивала она вышивать начальнице гарнитур постельный, не ведая , что свободна уже и могла сразу после письма домой ехать.
     Вернулась на Украину, в село свое родное. На скотный пошла работать, а куда еще?
Мужиков , как везде после войны, раз-два и обчелся. Но соседки присмотрели ей пару, тоже с лагеря вернулся,  как свой вроде, и старше всего лет на 10,и не пьет почти, сосватали, ну и стали они вместе семью свою создавать.
    Сначала сын родился, потом сразу и дочка. Все как у всех- работа-дом-дети….Вот только на работу она приходила почему-то  не как все, а раньше, и позже всех уходила. Просто не  было ни одного дня, чтобы муж ее не бил. Не жаловалась, не роптала- Бог терпел, и нам велел.
 Но когда дети выросли, решила- лучше уж одной век коротать, да и выгнала.
 Больше мужчин и не было в ее жизни, да и зачем они ей, да и когда ? работала с утра до ночи. Потом внуки пошли, а потом и жизнь вроде  бы как  прошла.

     Именинница позвала нас к столу. Я с трудом возвращалась из рассказа в жизнь, баба Оля с лукавой улыбкой тянула к себе рушник, который я, скомкав, крепко  держала в стиснутых кулаках. Разжав руки, я спросила: «Бабушка, а ты можешь  вспомнить день, час, миг, когда бы ты могла  сказать - ох, как же я счастлива, как же хорошо мне сейчас?»
 Она закрыла глаза и долго молчала, чуть покачиваясь. Улыбка блуждала по ее лицу, а  из маленьких безресничных глаз ее вытекли две слезинки и ,переползая через ручейки морщин, покатились вниз. «Нет, деточка, не было у меня …такого»
      Нестерпимо захотелось покурить, вышла во двор. Там курил муж моей именинницы.
  - О, привет, а ты откуда взялся? Не заметила, как ты  с работы вернулся.
-С какой работы?  Меня ж уволили…уже 3 месяца как… Я телевизор в спальне смотрел, потом приспал немного…
       Курить расхотелось. Захотелось напиться. Нестерпимо.
Бросила окурок в лужу. Чтоб кишкам не скучно было.
- Чего канавку не пробьешь, чтоб лужа вытекла, чтоб войти к вам нормально можно было? В гости приглашенным?
- Не…канавку нельзя…вода под хлев подтечет…рухнуть может…
Отвернулась и пошла в дом. Мысленно: « Так выпей ее, скотина, высоси».

     Сели за стол.
- Ну, поехали, -разрешил праздник муж, взяв стопку самогонки ,не чокаясь ,опрокинул ее в себя.
Моя рука с рюмкой повисла над столом, не найдя поддержки.
«Со своим уставом в чужой монастырь не ходят…»
Но мне было уже по фиг. Остапа уже понесло, разнесло,  раздуло, раз! и дуло моей ярости уставилось на муж-чину.
Я со своей провисшей рюмкой вставала. Я восставала. Как цунами. Поднималась. Все выше. Становилась огромной.  Нет, не немым укором. Укором говорящим. Шепотом свистящим, как картечью, захлебнувшись речью, словом кровоточа….
Ну, это  уже соловьевщина полезла.
На самом деле я  просто мысленно считала до десяти, медленно выдыхая из себя огнедышащего дракона.
Выдохнула. Заговорила.
  - Куда поехали, Гагарин? Ты на поминки что ли пришел? Что ,твоя жена слов добрых за всю жизнь не заслужила? Она как в задницу ужаленная стол вам готовила, а ты приспал немного? Да ты хоть раз в жизни встал раньше ее, сделал вместо нее что-то по дому, кофе в постель- хоть когда-нибудь?
 Не помню, что я там еще говорила, что-то о государстве, труд  женщин не ценящее, о том, что мужики всего мира таких жен на руках бы носили, об утренней дойке на ферме в 4 утра, потом  о дойке своих коров, о взбивании вручную сметаны, о неподъемных сумках, которые в свободное время на базар в столицу везлись , о вышивках, об отсутствии улыбки, ну и так далее и тому подобное. Я словами расстреливала, уничтожала, потом просто поклонилась до пола ей, бабкам, сестре ее и дочери, выпила рюмку до дна и села.
      За столом  все притихли.
Мужчины ковыряли вилками скатерть, старухи  гордо выпрямили спины, раскрасневшаяся именинница испуганно уставилась  на меня, ее сестра наотмашь врезала своему супругу со словами: « Убила бы, на хрен».
Остаток праздничного ужина  прошел в такой же милой дружественной обстановке.
   Спала на печи, было  непривычно жарко, потому одеяло скинула. Проснулась от неслабого удара по голой заднице, опять-таки непривычное пробуждение- открыла глаза, нашаривая одеяло и пытаясь прикрыться.. Рядом стоял хозяин и со  словами : «Кофе, королева, в постель» - протягивал мне литровую кружку горячего чая. Подал руку, галантно помог спуститься вниз, все время странно похрюкивая.  Я тоже хрюкая, уткнулась в кружку. Хрюкали, чтоб  не расхохотаться.
   От дверей дома до автобусной остановки я шла по свежевыструганным доскам . Лужи не было.