Крест на образовании, или Когда ракета ударится о

Олег Северин 63
Крест на образовании, или Когда ракета ударится о небесный свод

Вот это и случилось. Со следующего года в школах России, Краснодарского края и ...ого района вводится новый обязательный курс «Основы религиозных культур и светской этики» - ОРКСЭ. Как анонсируется, курс этот культурологической направленности.
В  виде эксперимента его преподавание было введено в нескольких регионах Российской Федерации. Эксперимент признали успешным. Однако не все, признанное успешным, таковым является на деле.

Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь
Новый курс создает сразу несколько проблем. Первое – до его введения в стране практически не было учителей, которые могли бы его квалифицированно преподавать в общеобразовательной школе. В ...ом районе сейчас таких нет ни одного. То есть предмет вводится, а преподавать его некому! Сказали «гоп», а не перепрыгнули!
Вторая проблема напрямую вытекает из первой. Курс ОРКСЭ включает в себя шесть модулей. Это основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и, наконец, основы светской этики.
Как поступят чиновники в отсутствие специалистов-преподавателей курса? Ясное дело, готовить кучу специалистов сразу по шести профилям, особенно для глубинки - это очень затратно. Поэтому, будьте уверены, всем школам предложат готовить на курсах повышения квалификации одного специалиста и, конечно, всеми правдами и неправдами уговаривать (заставлять) родителей четвероклассников выбрать один и тот же модуль – под соответственно подготовленного педагога.
Теперь далее: какой это будет модуль? Сравним имеющиеся модули со списком четырех крупнейших мировых религий: христианство, буддизм, иудаизм, ислам. Стоп: где христианство? Вместо него в модулях – православие, то есть всего лишь одно из течений христианства. Почему-то вместо ислама нет только шиизма, суннизма или ваххабизма. Значит, кем-то уже выделено православие как желаемое направление. С одной стороны, это понятно: именно православие является наиболее распространенной верой в России. Но тогда как быть с декларируемым при введении предмета равноправием всех вер и религий?
Отсюда предельно ясно, какой модуль из шести будет навязан в глубинке. Этому есть подтверждения. Уже не раз и не два из разных школ ...ого района родители жаловались, что их «очень просили» выбрать именно модуль «Основы православной культуры». Без вариантов. Курс, предназначенный, как говорилось, для того, чтобы повысить толерантность в обществе, уже выполняет противоположную функцию.
Но в таком случае родителям надо помнить, что «принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается» (п.2 ст. 87 Закона об образовании). То есть если учебное заведение или районное управление образования не способно обеспечить выбор родителей, то заставить изучать какой-то из модулей оно не имеет права.
К слову: Поручением Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева еще от 2 августа 2009 года (впоследствии подтвержденным Комиссией по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации от 4 октября 2011 года) должны быть приняты меры по созданию необходимых условий — то есть должны быть решены все финансовые и организационные вопросы для введения с 2012–2013 учебного года во всех субъектах РФ в общеобразовательных учреждениях новых предметов — модулей ОРКСЭ по выбору их родителей (законных представителей). Если имеют место попытки принудительного выбора, значит, Поручение ранее действовавшего высшего руководства страны не выполнено. Но, если так, то введение неподготовленного курса в школьную программу – это верх абсурда. Никто ведь, к примеру, не выпустит в рейс самолет, не заправив его топливом. Так почему же в системе образования подобное явление имеет место?

Выбор есть, а толку нет
Теперь немного о другом. А нужен ли вообще ученику четвертого класса такой курс, как ОРКСЭ? Может быть, бывший президент Медведев и бывший министр образования Андрей Фурсенко с помощниками, немного в этом плане, скажем так, недодумали? Ведь все они люди, а не боги, стало быть, могут ошибаться (вспомним, как застряла сейчас в неестественном для себя летнем времени вся страна). Да и не зря одиозный Фурсенко уже экс-министр. Однако тяжеленный маховик раскручен, деньги затрачены, учебники, пусть и сырые, вышли с печатных конвейеров. Кто-то получил немалый гонорар…
Еще одна странность в том, что курс, в пять из шести своих модулей включающий начальные сведения о религии, призван образованию на помощь - проповедовать нравственность. Его цель - «духовно-нравственное» воспитание. Получается, что вне религии нравственности нет? То есть государство признает, что оно не в состоянии без помощи церкви вырастить людей высоконравственными, и к тому же считает, что люди, отрицающие религиозные воззрения, - моральные уроды? Тогда это государство точно не светское.
В конце концов, нынешняя школьная программа дала крен в сторону обязательных ОБЖ, физкультуры, теперь вот ОРКСЭ. Почему элементы ОРКСЭ, в частности, основы православия, нельзя преподавать, например, в курсе истории России, обществознания? Или на факультативах, в воскресных, церковно-приходских школах, без обязаловки в общеобразовательных учреждениях? В целом заметно, что в нашем образовании перекос все больше идет в сторону предметов, не требующих думать, особенно в ущерб естественнонаучным дисциплинам. Выбор вроде и есть, а вот толку нет. Историк не поймет химика, музыкант – физика, людей с широким кругозором не станет, зато все должны будут знать основы религий! Да с какой стати? По сути, это крест на нормальном образовании. Так недолго дойти до охоты на ведьм… то есть на ученых. И тогда последняя запущенная в космос ракета ударится о небесный свод, Земля окажется лежащей на трех китах, а будущий золотой медалист школы не сможет связать двух слов.
Так оно и произойдет.
Вы этого хотите? Я – нет.
Олег Северин.

Кстати
Вот как распределился, по словам главы Минобрнауки РФ Дмитрия Ливанова, выбор россиян в ходе эксперимента по введению в общеобразовательных школах «Основ религиозных культур и светской этики». Лидером по стране являются «Основы светской этики» — 42,7 %, «Основы православной культуры» выбрали 31,7 %. Затем идут «Основы мировых религиозных культур» — 21,2 %, далее следуют «Основы исламской культуры» — 4 %, «Основы буддийской культуры» — 0,4 %, «Основы иудейской культуры» — 0,1 %.

К сведению
С конца 2012 года по инициативе Русской православной церкви и государства открыто обсуждаются тема продления курса на все (или некоторое) время обучения в школе и тема катехизации  (обучения основам православной веры для последующего приобщения людей к христианской жизни – воцерквления) российской общеобразовательной системы Русской православной церковью.