Рассуждения о Боге

Любомир Павлов
                ***
                Л е ш и й
             
               В языческой мифологии славян
               Леший - добрый хозяин
               лесов, дремучих лесных чащоб
               и глухих урочищ 
               (Эту маску я создал из
               берёзового капа в 1973 году)
               
                ***               

               В процессе эволюции, на стадии младенчества,
               наши предки поклонялись разным божествам
               прежде чем пришли к научному пониманию нашего
               безбрежного и катастрофичного мира.
               Человеку страшно одному стоять над
               разверзжейся звёздной б е з д н о й.

               Он нуждается в поддержке и защите от
               природных стихий и рукотворных катастроф.
               И такой эмоциональной защитой для человека
               стала в е р а -  в божественное покровительство,
               которое даётся в награду только в е р у ю щ е м у человеку.

               В е р а объединяя и утешая всех правоверных,
               является своеобразным психолого-медитативным средством,
               которое иногда помогает верующим
               преодолевать жизненные трудности.


               Однако, реальная защита людей от всех
               возможных угроз станет возможной только если
               все мы - жители Земли, будем исповедовать
               не религиозные вероучения, которые разъединяют людей,
               а общечеловеческий альтруистический гуманизм,
               объединяющий все народы, исключая при этом
               все формы насилия и возвышая человека
               как познающую личность.

                ***

Предлагаю читателям интересующимся "Богоискательством и Богостроительством" познакомиться с моими размышлениями по поводу "Богоискательских" Рассуждений Аркадия Костерина опубликованных им в статье «Рассуждения о Боге от противного». 

«Рассуждения о Боге от противного» это своеобразная попытка обоснования  религиозной веры, предпринятая автором. Он считает, что «Вера… является результирующим вектором размышлений, переживаний, интуиции, всей духовной жизни человека. Если душа живёт, страдает и ищет ответа на неразрешимые вопросы, то, рано или поздно, она встречает Бога. Большинство верующих проходят долгий и тернистый путь к своей вере. Но зато, обретая её, очень дорожат этим Даром Божиим».
Предлагаю читателям пойти вместе с нами вслед за автором и проанализировать убедительность его аргументации в том, что действительно ли "Вера… является результирующим вектором размышлений, переживаний, интуиции, всей духовной жизни человека."
 

«Хоть я и христианин, - пишет автор, - но попробую встать на их (((атеистов))) позицию и представить себе, что Бога нет. Может быть, тогда мне удастся сказать что-нибудь вразумительное для атеистов?
    Итак, допустим, что Бога нет, и всё огромное количество верующих просто создало миф о Боге. Характерной особенностью этой ситуации является то, что они живут так, будто Бог действительно есть. Они и рассуждают соответствующим образом и совершают поступки, руководствуясь этим «мифом».

 «Я бы просто хотел, - пишет далее автор, - чтобы атеисты поняли: действительность верующих людей также реальна, как и та, в которой пребывают они. Чтобы они признали за верованиями статус относительно объективной реальности … Хочу, при этом, заметить, что и статус материи, в которую так незыблемо верят атеисты, также является относительным ». Автор, как бы став на позицию АБСОЛЮТНОЙ объективности, пытается сгладить взаимоисключающие точки зрения на РЕАЛЬНОСТЬ.

Он пытается « разобраться: что же такое реальность?»
В результате поисков автор приходит к наиболее «понравившемуся» ему ответу: «Реальность – это общепринятая между людьми иллюзия».
«А великий философ Кант, - пишет далее автор, - определяет реальность следующим образом: "Реальность в чистом рассудочном понятии есть то, что соответствует ощущению вообще, следовательно, то, понятие чего само по себе указывает на бытие (во времени)."
(((А ведь Иммануил был прав!))) Я так понимаю, что Кант признаёт относительность реальности, поскольку связывает её с ощущениями и с преходящим временем, а не с вечностью. Говоря философским языком, реальность – это не субстанция, а акциденция.»

Таким образом, автор, выдавая РЕАЛЬНОСТЬ за «иллюзию» и ничего не значащую «акциденцию», последовательно размывает границы между религиозными «верованиями» и атеизмом. 
«Попытавшись обобщить свои ощущения, реальности и приведённые здесь высказывания, - пишет автор, -  я пришёл к такому определению:
 РЕАЛЬНОСТЬ ЭТО ТО, ЧТО РЕАЛЬНО ВЛИЯЕТ НА НАШУ ЖИЗНЬ».
«…важнейшей частью реальности является информация. Без неё реальность просто не существует… Кстати, и «миф о Боге», т.е. религия, в рациональном ограниченном анализе также может рассматриваться как информация, формирующая материальную действительность. Это объективная психическая реальность значительной части человечества».

Теперь предложим читателям наше собственное понимание РЕАЛЬНОСТИ.
         
                Реальность - это удостоверенное существование.

Удостоверить реальность существования того или иного объекта или события может только познающий субъект (ПС), актом субъективных восприятий и рациональным осознанием, как   ответной реакцией на внешнее воздействие.
Только ПС непосредственно «наблюдающий» и воспринимающий внешний объект или событие может свидетельствовать о их реальности. Это субъективная реальность, которая индивидуальна для каждого ПС.

Однако каждый ПС является составной частью социальной общности, которая, как совокупность множества индивидуальных ПС, выступает в качестве исторического субъекта удостоверяющего объективную реальность существования окружающего мира своим историческим опытом и рациональными познаниями.

Таким образом, для индивида, как ПС, существует своя субъективная реальность, которая непосредственно воспринимается им в данный момент, когда он находится в состоянии активного сознания, но она перестаёт существовать как реальность когда он переводит внимание на другой объект или когда полностью затормаживается сознание во время сна.
И тем не менее каждый рационально мыслящий ПС склонен больше доверять историческому опыту и рациональным познаниям в с е г о  ч е л о в е ч е с к о г о   с о о б щ е с т в а, нежели иррациональным  верованиям и мистическим фантазиям, а так же и личным субъективным восприятиям, которые не всегда адекватно отражают объективную реальность.   

Реальность это оценочное понятие, выражающее факт непосредственного восприятия и рационального осмысления объекта или события познающим субъектом.
Таким образом, для ПС удостоверяющим свидетельством реальности существования, воспринимаемого им в данный момент (объекта или события), являются только его собственные, субъективные восприятия и их рациональное осмысление.

             А что мы понимаем под существованием?

Автор, почему то обошёл своим вниманием это наиболее сущностное явление.

Попробуем разобраться и внести ясность в понимание и этого явления.

 Существовать – это значит быть во взаимодействии с другим, относительно которого  "идентифицируется" факт существования обоих.
Если объект "А" взаимодействует с объектом "Б", то, каждый взаимодействующий объект, воспринимая действие другого, "идентифицирует" факт взаимного сосуществования относительно друг друга и только друг для друга!

 То есть, объект «А» «идентифицирует» факт собственного реального существования относительно объекта «Б» (как «осознание» себя воспринимающим субъектом)  и факт его, («Б»), реального существования для себя, так же как и объект «Б» «идентифицирует» факт собственного реального существования относительно объекта «А» и факт его реального существования для себя.

 При этом достоверная реальность существования удостоверяется только единственно возможным актом - актом непосредственного взаимодействия (для ПС это восприятие и рациональное осознание внешнего воздействия в настоящий момент!).
   
 Однако, при этом должно выполняться необходимое и достаточное условие существования – длительность распространения действия должна быть соизмерима с длительностью «идентификации», т.е. реакцией на действие. Если длительность распространения действия значительно больше длительности «идентификации», то факт реальности существования такого объекта «идентифицирующим» субъектом ставится под сомнение.

 Примером такого рода объектов, для познающего субъекта, служат все космологические объекты, для него такие объекты существуют не как реальные, а только как виртуальные.

 Если объект «А» не взаимодействует с объектом «Б», то следовательно, они не существуют друг для друга.
 И более того, если объект «А», (или «Б»), не взаимодействует ни с какими другими объектами, то он не может «идентифицировать» и факт собственного существования, (то есть он не может "осознать" себя субъектом! способным воспринимать внешние воздействия), а следовательно, в этом случае, нет смысла говорить о его существовании, поскольку ни у кого! нет достоверных! свидетельств о его существовании!
Это значит, что Бог - Творец не мог существовать в пустом пространстве до начала "творения мира", поскольку он просто не смог бы осознать свою субъектность!

 Существование какого - либо объекта вне связи его с другими объектами - лишено всякого смысла! это абсолютное ничто!
Автор, в принципе, не исключает взаимодействие объектов, но интерпретирует его своеобразно, анимистически.
 Он пишет:  «некое активное начало, импульс, позволяющий объектам выявлять себя через взаимодействия, налицо. (((именно так!))) иначе бы все объекты так и пребывали бы в не проявленном состоянии суперпозиции.(((т.е. если бы они не взаимодействовали))) активность (((= взаимодействие))) присуща всем объектам, иначе бы этот мир не существовал.(((верно!))) если отвергнуть этот постулат, то придётся вам, уважаемые атеисты, признать, что всеми объектами манипулирует Господь Бог. (((мы настаиваем на необходимости взаимодействия объектов!))) который, кстати, и определяет этим все законы природы. (((а вот в этой гипотезе нет ни какой необходимости!))) но такого, как я понимаю, вы не признаете никогда, поэтому соглашайтесь на малый компромисс!»

Мы согласны на предложенный «компромисс» поскольку он полностью согласуется с нашим пониманием реального, объективного существования окружающего нас мира.

Автор считает, что « центр вселенной неизбежно должен быть и носителем разума, а именно: вселенского разума. Причём, такому разуму вполне естественно могут быть присущи свойства всезнания и даже всемогущества, ведь он, по логике, располагает полным набором смыслов и возможностей».
 Автор считает, что «Вселенная … устроена как неимоверно мощный квантовый компьютер, но это не Бог, а его творение!»

Однако, следует отдать должное автору, что он не опускается до уровня наивного и примитивного представления о Боге и его "таинственном божественном миротворении". Он даже не говорит об акте "божественного творения мира", он пытается преподнести читателям некую наукообразную концепцию «рациональной модели мироздания» с позиций «квантовой теории», когда   «объект пребывает в т.н. квантовой суперпозиции – неразделённом наложения всех своих возможных состояний»(((?))).

Учитывая, что автор позиционирует себя как верующего христианина, то мы попросим его прокомментировать процесс "божественного творения мира" и возможность «вечного» существования Творца, что по умолчанию исповедуют все верующие.   

Попробуем внести некоторую ясность в понятие "вечного существования".

Вечное существование – это неизменная безвременность.
Когда нигде и ничего не было, то в таких условиях не мог существовать и Творец, поскольку он не мог самоидентифицировать себя как субъекта, относительно внешнего окружения "ничто"!.

Чтобы существовать, нужно взаимодействовать с внешней средой, для того чтобы самоидентифицировать себя как познающего субъекта относительно внешней среды.
Но поскольку внешней среды нет, то тогда, во-первых, не может быть самоидентификации "Бога - Творца" и его безвременного существования, во-вторых, если бы даже он был в абсолютном ничто, то некому было бы даже засвидетельствовать этот факт!

Вечное существование Творца не возможно в принципе, поскольку всякий творческий процесс это эволюционный процесс,
т.е.  в р е м е н н о й процесс, который неизбежно имеет своё начало и свой конец.


Можно вечно существовать не "осознавая" самоё себя! в безвременье, как вечно существует безжизненная и не персонифицированная материя, в качестве объекта нашего познания,  но при этом уже нельзя быть Творцом!
а если быть Творцом, то значит нельзя существовать вечно!

(Выражаем самую искреннюю признательность всем читателям и с благодарностью будем готовы принять все их критические возражения.)