Глава 21. Солдатская находчивость

Феликс Рахлин
Анекдот о том, как сержант Петров сделал то, что не удалось самому Эйнштейну – совместил время с пространством:

- Взво-од, слушай мою команду: вот вам шанцевый инструмент,  и копайте канаву – от  забора до обеда!

Но тут, по крайней мере, орудия труда налицо. А что нам было делать, когда в первый день по прибытии, едва обмундировав, приказали:

- Подмести территорию!

- А – чем? – задали мы резонный вопрос. Ведь ни метёлок, ни  веников…

Но резонным этот вопрос считается «на гражданке». В Советской Армии на него ответ, если и последует,  то всегда в одной и той же формуле:

- Прояви солдатскую находчивость!

В случае с метёлками выход и в самом деле был: в Приморье растут буйные травы. Веники  из них, правда, никудышние: с сорванных будыльев осыпается на землю всяческая дрянь, подметание превращается в мартышкин труд. И всё-таки приказание выполняли: мели – аж пыль столбом!

Но что было делать в более серьёзных случаях: когда, например, нам с Петром Поповичем было приказано перед серьёзнейшими учениями оборудовать себе в кузове взводной машины рабочее место и установить на нём радиостанцию?!

Надо было изготовить и закрепить столик или полку, - да не хлипко, абы как, а прочно, чтобы и на тряской дороге не обрушился вместе с приёмопередатчиком и упаковкой питания. Но ни Петро, ни я плотничать не умеем, да и нет у нас ни инструмента, ни материала. Где-то раздобыли или выпросили (но, возможно, и украли) толстую и широкую доску, несколько прочных реек. Влезли в кузов нашего взводного «студера» и начали обмозговывать: как соорудить такую конструкцию, чтобы и станцию установить, и машину не разрушить?

Я и так, и эдак примерял – ни до чего не мог додуматься. Петро вдруг выхватил у меня топор – и обухом стал что есть силы загонять толстый брусок между двумя дощечками переднего ограждения кузова – возле кабины.  Вогнал, подпёр снизу другим куском бруса – получился приличный, а главное – прочный кронштейн. Так же сделали и второй, а на них сверху уложили и  закрепили  доску. Всё-таки Петька – мужик, хотя и работал геодезистом.
(За этим столиком я в самом начале учений «отличился». Полковая колонна машин выстраивалась на дороге, я, сидя в кузове за станцией, установил связь с батареями в микротелефонном режиме (это значит: не азбукой Морзе, а обычным разговором, голосом). Переговариваюсь с одним из партнёров по связи (радисты говорят: «корреспондентом») Ваней Бирюковым – длинным, сутулым, корявым, неуклюжим и вместе с тем ужасно старательным украинским парнем по прозвищу «Ось». Вообще-то он по паспорту русский, но говорит только по-украински: «Ось послухай…» Русские ребята, на Украине не бывавшие, слово «ось» («вот») воспринимают  в его предметном русском значении: как ось телеги или автомобиля. Вот и прозвали  они Ивана «Осью». Он, должно быть, даже не понимал, почему: ведь русская «ось» - по-украински «вiсь».

- «Иголка»!  Я «Чемайдан»! – кричит мне из эфира мой корреспондент Ваня «Ось». – Як мэнэ чуеш? Прыём!

- «Чемодан»! – отвечаю я Ване. – Слышу на четыре. Дайте настройку! Приём.

В это время, совершая перестроение, машина  четвёртой батареи, в которой сидит Ваня «Ось», поровнялась с нами. Мне это не видно – я с головой ушёл в работу и кричу в трубку:

- Как теперь меня слышите?

За моей спиной вдруг ребята из нашей машины разразились хохотом. Оказывается, из соседнего «студера», почти вплотную, борт о борт, подошедшего к нашему,   кричит с ликованием Ваня Бирюков:

- Зараз чую на п’ятiрку!!!)

Солдату выдавалось (на зимний сезон) по две пары портянок и по полотенцу в неделю. Полотенце, как и всё бельё, еженедельно меняли. Днём оно, сложенное в треугольник,  лежало сверху на одеяле, составляя непременный  элемент заправленной солдатской постели. Полотенца полагалось равнять в одну, безупречной прямизны,  линию – как и служившие пододеяльниками простыни, сложенные несколько раз и обнимающие собой нижний край матраса в ногах у  каждой постели. Отсутствие хотя бы одного полотенца прерывает выстроенную линию треугольничков и немедленно бросается в глаза. Так что не выложить полотенце снаружи, припрятать его под подушку, в тумбочку или куда-нибудь ещё – не получится: сразу же заметит старшина, командир взвода, батареи – да любой, кому по должности положено следить за порядком в казарме.

А  между тем. именно полотенца солдаты безбожно  друг у дружки  воровали. В армии выяснилось, что родился я если и не в рубашке, то в носках: у меня совершенно не потеют ступни. Выгоды этого замечательного их свойства стали ясны первой же зимой: мне не так угрожало  обморожение ног, да и не было необходимости на любом привале спешить к печке или костру, чтобы просушить намокшие портянки. (Прошу прощения у читателя за неароматность этой прозы!)
      
У ребят, страдавших от потливости ног, быстро приходили в негодность портянки, и надо было взамен искать другие. Для этого вполне годились полотенца. «Проявляя солдатскую находчивость», ребята «тырили» полотенца с коек своих товарищей. При этом, будучи патриотами своего подразделения,  верными подданными своего старшины, старались украсть не в своей батарее, а у соседей…

У нас в одной казарме помещалась одна батарея, да ещё парочка отдельных взводов. Так что возможность увести чужое – была. И то, что каждое из этих подразделений выставляло свой наряд дневальных, помогало не абсолютно: чуть дневальный зазевался – злоумышленник,  проходя за рядами двухэтажных коек, отчасти закрывающих  собою свободный обзор, успевал в одно мгновение схватить полотенце…

Дошла очередь и до меня: возвратившись в казарму, своего полотенца я на месте не увидел. Докладываю о пропаже нашему помкомвзвода Крюкову, спрашиваю:

- Что делать?

- Проявить солдатскую находчивость, - отвечает мой командир с хитрой улыбкой на круглом курносом лице. Я уже знаю, что это синоним глагола украсть  (стырить, слямзить и других – похуже…)

Но в меня мои атеистические родители с младых ногтей вложили библейскую заповедь «Не укради!» В уже полуголодном 1942-м, в вятской деревне под названием Содом, бабка моя, страшная горемыка с несчастным опытом ранней вдовы, в одиночку воспитавшей трёх дочерей,  сорвала с соседского огорода и принесла нам. внукам, два огурчика и две морковки. Я со скандалом заставил её вернуть огурцы на грядку и вставить морковки в землю.
 
А теперь вот – вынужден взамен украденного у меня полотенца украсть другое, чтобы Крюков, выполнявший во взводе хозяйственные обязанности старшины, мог сдать на прачечную  полное количество полотенец, - а иначе мне не получить от него в бане новое…
 
И что ж вы думаете? Украл! Запишите мне через полвека явку с повинной…

Не ручаюсь, что за время службы согрешил подобным образом лишь раз. Сколько полотенец пропадало у меня, столько раз мне приходилось… проявлять находчивость.

Мы строили для взвода каптёрку.  Легче всего было выкопать яму для землянки. Но для кровли нужны балки, слеги, стропила, стены надо обшить досками… Раздобыть центральную балку оказалось нетрудно: до войны  в гарнизоне была зачем-то  (как видно, для вагонетки) проложена рельсовая колея, её остатки сохранились – вот отсюда мы и взяли рельс, послуживший центральной балкой. Остальное воровали, где только могли. Труднее всего оказалось достать материал для обшивки земляных стен. Нанесли, что называется, с бору по сесенке. Половину украли у танкистов (а они при случае не стеснялись воровать у нас). Один из элементов обшивки выглядел особенно выразительно: то была широченная и толстенная доска с двумя или тремя большими овальными отверстиями. Вид её сомнения не вызывал: упёрли со строительства туалета…  Хорошо, если не выломали из уже построенного «объекта»!
Позже те  дыры чем-то залатали. Тоже, должно быть, продуктом «находчивости»….

А разве не проявляла такую «находчивость» вся страна?  По древней русской формуле: «Вор у вора дубинку украл»...
                -------------

Далее читать главу 22-ю "Товарищи офицеры" http://proza.ru/2011/06/24/1171