112. В. Агошков. Шаблыкино. Царевна-лягушка

Василий Иванович Агошков
112. В.Агошков. Шаблыкино.

ЗАБОТЛИВОЕ ШАБЛЫКИНО –
ИЗЛУЧИНА «ЦАРЕВНЫ-ЛЯГУШКИ».
 

 
«НЕТ СКАЗКИ БЕЗ ПРАВДЫ!» – говорится в пословице. Так начинает вступительную статью к книге «Восточнославянские волшебные сказки» Т.В. Зуева. (Москва, «Просвещение», 1992). Есть в этом издании и сказка «Марья – Царевна-лягушчонка», которая имеет, на наш взгляд, какое-то отношение и к названию Шаблыкино. Итак, у царя Микидона было три сына, и все неженатые. Вот они просятся: «Батюшка, жени нас!»
– «Нет, дети, вы сами уже взрослые, ищите себе невест. Я тогда могу свадьбы сыграть…». Сыновья придумали:

– Давайте мы себе поделаем стрелы.
Поделали они стрелы, и такой у них уговор: куда чья стрела попадёт, там и его невеста. Вот первый брат натянул свою стрелу-луч (т.е. лук) и выпалил стрелу. Попала стрела в государский дворец. Стрела другого брата попала в княжеский дворец. А Иван-царевич «выпаливает свою стрелу прямо в речку». Плачет Иван-царевич, в зубах несёт стрелу его Марья-царевна-лягушчонка и говорит:

– Квак-квак! Что, Иван-царевич, вы плачете?
– Ну, – говорит, – как мне не плакать, все мои братья невест нашли, а мне, – говорит, – невесты нет…
– Ну, да что же, буду и я твоя невеста.
Братья подняли Ивана-царевича на смех. Отец говорит:
– Полно вам грохотать, пора за дело браться….
 

 
ЛЮБОВНЫЕ СТРЕЛЫ. Обратим внимание на то, что в сказке называются ТРИ сына. Цифра 3 была для наших предков святой (см. наш выпуск №15 «Районный центр Тросна – ворота Москвы и Киева»). Дети выросли и просят отца женить их. Почему же именно «женить», а не скажем, построить им дома?!

Главное в жизни – оставить потомство. О людях, которые прожили в одиночестве, говорят: пустоцветы! Цвели, цвели, а завязи и плода – нет! Мудрый царь Микидон (в имени слышится МИК-НИК – «победа» и ДОН- «могучий, полноводный») предоставляет право сыновьям самим выбрать себе невест. Те обошлись без так, казалось, нужных в этом деле, свах. Взяли стрелы – лучи и пустили стрелы. Стрелы-то непростые, а, конечно же, любовные. Родители, как правило, советуют детям выбирать себе невест побогаче, а любовь, мол, дело наживное.
Так поступили и первые два сына царя, пустив стрелы в государский и княжеский дворцы.
 

 
ПРОВЕРКА НЕВЕСТ В ДЕЛЕ. Про старших детей Микидона можно сказать, что они поступили, как «новые люди», погнавшись за богатством. И подняли младшего брата на смех, когда узнали, что у того невеста – лягушчонка. Отец-царь, как мудрый человек, приказывает проверить всех невест в деле, поскольку звания и титулы – вещь ненадёжная. Первое задание несложное: «По утирке (полотенцу) в подарок Батюшке!»

Хороша утирка у старшего сына, у среднего – ещё лучше. А Иван-царевич подал утирку – и нельзя описать: красивей всех и лучше всех! Лучше всех была и скатерть, приготовленная Марьей-царевной; какая же красота выткана: и морями, и лесами, и звёздочками, и месяцами, и кораблями! Даёт батюшка и третье задание: испечь по пирогу. Приносит большой брат – до того пирог хорош! А середний – и того лучше.
Большой брат Ивану-царевичу говорит:
– «А ты от своей лягушчонки, должно, не принёс и корки!».
 

 
ЧУДЕСА ЛЯГУШКИ. Вынимает Иван-царевич из-за пазухи пирог, завязанный в салфетке. Салфетка блестит – таких не видал. А пирог – лучше всех! Приказал отец сыновьям показать ему и своих жён. Первый брат приехал со своей женой – разукрашен, разодетый. Там их слуги встречают, разувают, на стулья сажают. Та сноха приехала роскошно одета, та – ещё лучше. Иван-царевич идёт один. Наконец, лягушчонка едет в карете, всё стонет да гремит. У коней её из-под копыта огонь брызжет, из ноздрей дым валит. Карета её в золоте убрана, сама в драгоценности вся наряжена. Иван-царевич с женой под ручку к отцу подходит – отец сроду не видал такой красоты. Пошёл у них пир на весь мир.

Во время танцев Марья-царевна махнула правым рукавом – вода в комнату полилась, море, поплыли гуси и лебеди, стали прекрасные скирды по берегам. Махнула другим рукавом – полетели птички. Жёны старших сыновей тоже махали рукавами, но только залили свёкра щами да лоб ему прошибли мослом. Однако испытания Ивана-царевича не прекратились. Сжёг он раньше времени лягушечью шкурочку, и попала Марья-лягушчонка к Кащею Бессмертному. И лишь после того, как Иван-царевич раздавил яйцо и убил, таким образом, Кащея, стала Марья-царевна женой Ивана-царевича.
 

 
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА ТВОРИТ И ПИРУЕТ. Таким образом, в образе ЛЯГУШКИ перед нами предстает, прежде всего, как бы мы сейчас сказали, деловая женщина, которая за что ни возьмётся, то всё у неё горит в руках. Утирку-полотенце она вместе со своими мамками и няньками соткала такую, что стала лучше, чем «батюшка утирался: разными морозовыми цветами». Слово УТИРКА имеет корень ТИР-, который, как ТЕР-, породил глаголы ТОРИТЬ, ТВОРИТЬ. Следовательно, наши предки через сказку поощряли детей, да и взрослых к ТЕРПЕНИЮ, ТВОРЧЕСТВУ, КРАСОТЕ и СТОЙКОСТИ.

Волшебна и скатерть-самобранка. Слово это – восточнославянское, в памятниках отмечается с XII века; образовано путём сложения слов ДЪСКА – «доска, стол» и *tьrtь – «вытирание». Дъ – отпало: дъскотьрть – скатерть. Наши предки умели не только работать, но и отдыхать.
Важно было показать себя на пиру! А чтобы быть лучше всех, вновь надо хорошо потрудиться: соткать одежду, сшить сапожки и туфли, приготовить шубу и пр. Для пира нужна и еда. Там, где зима, целый год грибы, ягоды собирать не будешь. Остаётся надежда на поле, на котором выращивают хлеб. Поэтому-то на Руси большое значение придавали и придают КАРАВАЮ-ПИРОГУ. Хорошему гостю – ХЛЕБ и СОЛЬ! Отсюда такое божественное отношение к хлебу-батюшке.


((С) В.И. Агошков.