Деревенское лето

Нина Радостная
    Утро, 6 часов. Голос мамы:
  - Дочка, вставай! Зорька ждёт.
 Проснуться тяжело. Я с трудом открываю глаза, иду умываться. Нужно гнать Зорьку на пастбище. Мама на дорогу подаёт мне в руки горбушку хлеба. Сверху очень вкусная сметана. Ах!
 
   Вот и Максимово. Полтора километра позади. Очень скоро под барабанную дробь пастуха деревня выходит на улицу: хозяйки провожают своих коровушек, телят, овец в поле. До вечера.

   Мне нужно возвращаться  домой. Вот спущусь под горку и обязательно найду по кромкам придорожных канав землянику! Утром взять её не просто. На траве обильная роса. Зайти в траву, значит вымокнуть. Здесь же в глаза суются комары.
 
   Но ягоды, сочные, яркие, дразнятся и просятся в рот. Не выдержать. Собираю вкусные, утренние подарки очень сладкой лесной земляники. И теперь уже я рада, что так рано встретила солнечный летний день!

  Лето ждали. Приходило тепло, прибавлялось работы. Следом за работой в огороде приходил сенокос. Для начинающих косцов, младших в семье, была подготовлена коса по размеру.Но её сразу не доверяли. Поручали работу попроще.

 Старшие шли свои прокосы, младшему давали в руки крепкую палку с наказом:
  -Шагай, раскидывай траву по сторонам. Старайся, чтоб ложилась ровно.

Лёгкой работа не казалась. Трава, напитавшаяся утренней росой, была тяжёлой.
  Проходило время, и кому в 8, а кому и в 7 лет папа вручал настоящую косу, как у всех и говорил:
    -Пробуй!
  Показывал, как косить и сам уходил на свой прокос. Весь вечер на лесном сенокосе было слышно:
    - Как дела, дочка?
 
 Иногда отец подходил, чтобы наточить косу. Доставалось ей: то в землю войдёт, то к небу взлетит, то по камню, то по кочке. Навыки приходили с трудом.

  И дальше, каждый вечер, или раннее утро, всей семьёй без исключения мы шли в общество комаров, мошек, в непродуваемые лесные чащи. Днём косить приходилось тоже, если время поторапливало. Здесь малышей до слёз доводили овода, слепни. Рубашки с длинными рукавами не спасали. Злодеи забирались под одежду и больно жалили.

   Ясный летний день, конечно, радовал, но мы сильно уставали. Переворошить, загрести, скопнить, обносить , сметать сено и всё бегом или быстрым шагом, с редким перерывом на отдых.

   Но, если вдруг на небе появлялась пугающая нас туча, приходилось бегом загребать сено и обносить в большие копны. Отдать всё надвигающемуся дождю жалко. Успевали, были довольны. Не получалось, расстраивались. Но, что делать? Поработав все вместе, радовались. Если дело сделано, как хорошо!

   Именно с сенокосом, с ароматом подсыхающей травы, связаны самые светлые воспоминания детства. А сон под пологом на сеновале? Лучший отдых!
 
   Если погода менялась,наступала пора сбора ягод. За земляникой ходили, пока были совсем маленькие. Угощение, земляника с молоком, лучший десерт на всю жизнь. Вкуснятина!
   Что не помню? Не помню в своей деревне перезревшей, печального цвета, травы глубокой осенью. Трава под снег уходила ярко-зелёной сочной отавой.

  Деревня жила, трава в ней косилась вовремя, на корню вызревать не успевала.