Сумеречная Зона Книга 1 Глава 6

Владимир Мишин 2
Глава 6
Я блуждал по подземелью более четырех суток...
Бесконечные переходы заканчивались либо тупиком, либо новой пещерой с ходами. Кёрмёсов и других нежитей я больше не встречал.
Глаза постепенно привыкали к полумраку...
Я обходился без спичек.
Их я экономил.
Я пил воду, стекающую по стенам проходов или в пещерах.
Вода была минеральная.
В каждой новой пещере с характерным вкусом.
Однажды я наткнулся на какую- то древнюю установку. Что это было на самом деле, я не мог сообразить. Видимо другие части этой установки были за стенами проходов.
Я видел какие-то трубы и столбы. Материал был черный блестящий и с характерным металлическим звоном при ударе по нему.
Но мне было даже не любопытно ,что это.
Я искал выход наружу и не находил его...
Мне попадались пещеры с жилами самородного золота и серебра и меди.
Попадались и алмазы с самоцветами, но не в том количестве, как в пещере сокровищ.
Я доел последнюю банку тушенки и думал, что я буду есть завтра, а может и послезавтра, а может и через неделю...
В пещерах иногда попадались крысы и летучие мыши...
Я уже стал думать о них.
Пристрелить парочку крыс и пожарить!
Противно, но что делать?
Жить - то как - то надо.

Следов Вэрдэ я так и не обнаружил.

Возможно он, как и я, блуждал по бесконечному подземному лабиринту или нашел все - таки выход.

Я желал ему только добра.

Пусть он выберется!
Глядя на крыс, я стал задумываться о том , что раньше их не было и жрать им тут вообще -то нечего , а последнее время они стали попадаться чаще.

Значит, где-то совсем рядом есть выход наружу.

Но крыса есть крыса .Она может лазить по стенам и пролезть там, где я застряну.

Крыс становилось больше.

Они уже появлялись не по-одиночке, а группами.

Выход наружу явно где-то рядом.

Я стал следить за крысами.

И нашел их тропу.

Через день, идя по крысиной тропе, я нашел лаз, через который они выходили наружу в тайгу.

Я теперь видел даже свет.

Но лаз был узким и очень высоко.

Метров двенадцать!

Надо было что - то придумать...

Веревка Вэрдэ оказалась у меня, уже кое -что!

Но как ее зацепить за лаз?

Может, я сумею его расширить, чтобы вылезти наружу?

Я достал из рюкзака веревку с поводком, на конце которого было железное кольцо диаметром сантиметров десять , и долго вертел его в руках.

Кольцо было сделано из железного прутка, из проволоки диаметром 8 миллиметров.

Прочное!

Кольцо было не целиковое, а с прорезью в 2 миллиметра.

Его можно было разогнуть, хотя сталь крепкая.

Я нашел в пещере несколько гранитных камней и, как пещерный человек , стал долбить по кольцу камнями, пытаясь его разогнуть...

Часа через четыре я выковал из кольца крючок – кошку, типа маленького якоря с заостренными концами.

Я привязал якорь к веревке.

Получилось хорошее альпинистское снаряжение.

Потом бросал веревку с якорем по углам пещеры.

Если якорь попадал между камней , то вытащить его было почти невозможно.
Я выбивал его обратно камнем.

Якорь выдерживал мой вес и не разгибался.

Отлично!

Это уже не кое - что , это уже инструмент.

Это снаряжение скалолаза.

Но мне нужно было не спускаться , а подниматься.

Как забросить якорь на 12 метров в верх и попасть в небольшое отверстие?

И я придумал!

Я поймал здоровенную крысу , привязал к ней якорь ,затем оторвал от подола рубахи лоскут материи и привязал бантик на крысиный хвост.

Поднес крысу к свету от лаза и поджог бантик на хвосте у крысы.

Материя стала тлеть с неприятным запахом.

Я подбросил крысу...

Она как бешенная рванулась к лазу. Бантик на хвосте чадил.

Крыса быстро забралась по камням до лаза и выскочила наружу!

Я еле успел поймать конец веревки...

Крыса металась где - то снаружи пещеры.

Веревка натянулась и рвалась у меня из рук.

Я как рыбак то натягивал веревку , то отпускал.

Крыса должна обессилить или сдохнуть или зацепиться якорем за что - нибудь.

Примерно через час крыса затихла.

Я потянул веревку.

Она подалась.

Я тянул веревку осторожно где - то с метр и все.

Веревка натянулась как струна.

Якорь закрепился прочно!

Я повис на веревке. Она не шелохнулась...

- Ну, с Богом! - это сказал я самому себе.

Я залез по веревке , упираясь ногами в камни до самого лаза и выглянул наружу.

Лаз выходил у подножия горы

Плечи и рюкзак не пролазили в отверстие, но тут была не сплошная стена, а камни величиной с мою голову и побольше.

Я стал осторожно толкать камни наружу.

Работа была трудоемкой и долгой , но я сделал ЕЕ!!!

Я расширил лаз и вылез наружу!

Какое это было счастье снова увидеть лес , небо , солнце и дышать свежим воздухом тайги.

Все страхи были уже позади.

Я жив и здоров , а это главное...

Нужно было позаботиться о пропитании. Нужно было идти охотиться.

Слава Богу, в тайге зверья хватало...

Я выбил крючок - якорь из камней , отвязал его от дохлой крысы и смотал веревку. Еще пригодится.

Солнце стояло высоко и жарило все вокруг. Лето было жарким!

Я старым , испытанным способом определил по солнцу свои координаты.

64 градуса северной широты и 100 градусов восточной долготы.

Я стоял на широкой площадке у подножия горы.

Кругом лежали крупные и мелкие камни. Они тут были давно.

Внизу подо мной текла широкая река.

Это была Нижняя Тунгуска!

С моего места было хорошо видно , как по реке проплыла лодка или с охотниками или с рыбаками.

Поселок Нидым был по ту сторону реки , всего в 10 километрах отсюда!

Я проплутал под горой 246 километров! Невероятно, но факт!

Возможно , что лабиринт здесь в Эвенкии , соединяется с тем лабиринтом на Таймыре у озера Энгельгардт.

Я искал спуск к реке.

Здесь был крутой берег, метров 260 высотой.

Слева от меня журчал ручеек.

Он был шириной всего сантиметров пятнадцать , но быстрый.

Ручеек размыл уже землю на глубину сантиметров тридцать и был здесь постоянным , а не временным.

Скорее всего, это был родничок.

Я с жадностью пил эту воду и никак не мог напиться.

За четыре дня это была первая вода без солевых отложений, а чистая, вкусная, свежая.

Я наполнил этой водой фляжку и стал спускаться по ручью с кручи.

Здесь вдоль ручья росли крепкие кусты или ирги, или боярышника, или какой - то гибрид.

Ягоды были крупные и кисло - сладкие на вкус.

Может это была какая - то разновидность барбариса.


Мне раньше не встречалась такая ягода.

Воздух был насыщен запахом духмяных трав и смолы хвойных деревьев.

Хорошо - то как!

Здесь по ручью спуск был пологим.

Цепляясь за кусты , я потихоньку спускался к реке.

От нее веяло прохладой...

Я спустился к реке, разделся догола и с удовольствием нырнул в эту прохладу.

Освежившись, я вылез на каменистый берег и оделся.


Где - то по реке плыла лодка... Моторка.

Она тарахтела т.к. шла против течения.

Двигатель работал с натягом, часто чихая, видимо карбюратор давно не чистили, да и бензин самый дешевый и низкооктановый.

Лодка была длинной и узкой.

В ней сидели два человека.

Я стал кричать и размахивать руками.

Меня заметили.

Лодка повернула к берегу

- Тебе куда парень? - спросили с лодки.

- В Нидым!

- Ну садись ,мы туда.

Я залез в лодку .снял рюкзак , карабин поставил между ног.
- Давно по тайге бродишь?

- Давно.

- Один?

- Да нет с лесничим , но он где - то пропал.

- А давно это случилось?

- Да дней пять уже.

- И ты пять дней один по тайге?

- Один. А что делать?

- Да парень , повезло тебе.

- Это почему?

- Ну не ходят в одиночку по тайге. Пропадешь.

- Ну я же не пропал.

- Я и говорю ... повезло.

- Тут в 63 году тоже лесник пропал. Долго искали.

- Нашли?

- Нашли , но не там где искали. Вернее он сам нашелся. Весь в кровище и почти голый. Он от речки Чуня , аж до Кислокана дошел , а Муторай - то ближе был. Говорил , что черти его гоняли..
.
- Дак Кислокан в 400 километрах от речки Чуня?!

- Я и говорю ... Протопал лесник аж 500верст. Это по прямой 400 , а по тайге все 500 будет!

- И где он щас?

- Говорят дочь забрала в поселок Учами. Газеты про него писали. В июне пропал , а нашелся аж в декабре. Полгода по тайге шарился!

- А как его звали?

- Пучеглаз.

Я понял , что речь шла о Вэрдэ. Значит он спасся. Но почему в декабре?

А сейчас лето...

Но год уже не 63 ,а 1964 или...

Спрашивать , какой сейчас год , я не решился.


- Какое сегодня число? - спросил я.

- С утра вроде 16 было...

- А в мире че твориться?

- Да тихо вроде. Вот только американцы с вьетнамцами воюют , а так все нормально.

Я соображал... Какой нынче год ...

Американцы начали войну во Вьетнаме в 1965 - ом.

Значит я в июле 1965 года? Круто!

Вэрдэ вышел из подземелья раньше меня дня на два и попал в декабрь 1963 - го , а я аж в июль 1965 - го!

- Ты че замолчал парень? За своего лесника не переживай. Он не потерялся. Мы бы знали. А так вроде никто не пропадал последнее время. Сам - то где потерялся?

Мне пришлось соврать.

- Да где - то в районе реки Виви.

- Двести верст отмахал? Ну ты лихой парень! По горам за пять дней?!

Так за разговором мы доплыли до поселка.

У тебя здесь знакомые есть? - спросил усатый парень.

- Нет

- А где ночевать будешь?

- Ну попрошусь к кому - нибудь ...

- Пошли со мной. Я тут не далеко живу. Меня Сашкой зовут ,а тебя?

- Владимир.

-  Пошли.

Я не стал сопротивляться. Мне нужно было где -то отдохнуть и хорошенько вымыться.
Лучше в баньке...