Новые таежные приключения Часть 3

Алексей Анатольевич Карпов
Медведи страсть как боятся щекотки
Из тайги балаковцы привезли яркие впечатления и 19 гигабайт Алтайских красот!

Кажется, что только совсем недавно мы опубликовали впечатления Татьяны Бобковой о ее первом походе на Алтай и таежных приключениях балаковских туристов! Но время неумолимо быстро листает страницы нашей жизни, и  вот, вернувшись  из своего уже пятого, юбилейного похода, Татьяна, теперь став настоящим «алтайским ветераном», делится с нами новыми туристическими историями, иллюстрируя их великим множеством фотографий.
 


По шавлинскому маршруту

- Подготовка к походу началась еще с новогодних каникул, - рассказывает Татьяна. – Уже тогда мы знали, что в июне пойдем по живописному маршруту «Шавлинские озера». В эту пору тайга цветет – красота необыкновенная! А, учитывая, что за «шавлинским» маршрутом закрепилась репутация «несложного», все настроились на легкую прогулку. Но как же мы ошиблись!
К отправной точке маршрута мы на протяжении полутора суток добирались на грузовике «ГАЗ-66». Первую ночевку наш неизменный и любимый проводник Палыч распорядился сделать на берегу быстрой, но неглубокой речушки Мёнка. Первыми дежурными по лагерю оказались «ветераны», которые показали мастер-класс и приготовили на ужин манную кашу, а ее, как известно, достаточно сложно приготовить в походных условиях. По этому поводу кто-то сострил: «А вы когда-нибудь едали манку на Мёнке?».
Было очень здорово снова встретиться у костра с нашими друзьями из Новосибирска, Бийска и Дзержинска. Особенно порадовало то, что с нами вновь оказался военной музыкант Дима из Челябинска – его гитара и флейта стали настоящим украшением наших вечеров. В этот раз группа состояла из 15-ти человек, из них семеро балаковцев, а к нашей «бывалой» молодежи присоединилась 16-летняя хрупкая девушка Настя. Глядя на нее и ее огромный рюкзак, закрадывалась тревога, сможет ли она перенести все нагрузки и лишения походной жизни?

Ужин с бурундучками

Первыми гостями нашего лагеря оказалось семейство бурундучков. Они бесстрашно подходили к нам за угощением. Мы подбрасывали им орешки, а бурундуки с невероятной быстротой прятали их за своими безразмерными щеками. В конце концов, когда их щеки превратились в туго надутые шарики, эти хозяйственные зверушки гордо покинули наш лагерь. Однако утром оказалось, что бурундучье семейство наведывались еще, и в поисках орехов прогрызло карманы нескольких рюкзаков.
А на следующий день грузовик, в котором мы переправлялись через речку, угодил в аварию. Соскользнув с огромного валуна, машина под большим наклоном попала в каменную ловушку, а вся поклажа, уложенная на задней площадке, завалила сидящих на передних сидениях. Находясь в ледяной воде горной речки, наши мужчины все же сумели вытащить автомобиль на берег. Переодевшись и немного придя в себя, мы продолжили путь.

Бедная Настя

Старт первого пешего перехода оказался очень тяжелым. Все тяготы и неприятности, какие только могут быть во время горного перехода, навалились разом. Тропа, по которой мы шли, была настолько крутой, что приходилось запрокидывать голову, дабы посмотреть, куда мы идем. Потом пошел проливной дождь и, несмотря на непромокаемые накидки, поклажа и одежда намокли и потяжелели. На нашу бедную Настеньку, впервые оказавшуюся в такой ситуации, было больно смотреть! Но она все безропотна терпела.
На привале Палыч рассказал по этому поводу забавную историю. В одной ведомой им группе оказалась молоденькая девушка, нежная, как парниковый цветок и совершенно неприспособленная к тяжелым переходам и походной жизни. Всякий раз, когда группа останавливалась на привал, девушка спрашивала разрешения отлучиться на полчаса. После таинственных исчезновений она возвращалась в неизменно приподнятом настроении, будто ее подменили.
Вся группа гадала, что делала девушка во время своих отлучек, но не найдя ответа решили за ней проследить. Оказалось, что, отойдя подальше от лагеря, она садилась под дерево и начинала рыдать в голос, потом плач переходил в  истерику с употреблением нецензурных слов. Отрыдав свое, горе-таежница умывалась из пластиковой бутылочки и умиротворенная, с тихой улыбкой шла в лагерь. И так до следующего привала…
 
По медвежьей тропе к маковым лугам

Дожди сопровождали группу несколько дней, и закончились так же неожиданно, как и начались. Однажды на тропе, набухшей от воды, кто-то увидел отчетливые следы медведицы и маленького медвежонка. Новички, тревожно оглядываясь, притихли и стали допытываться у Палыча, что делать в случае появления медведя?
- Он, когда идет на человека, встает на задние лапы, а передние поднимает, нужно улучить момент и защекотать его. Медведи страсть как боятся щекотки, - отшутился Палыч. И успокоил, что в это время года медведица никогда не нападет первой, наоборот, будет уводить медвежонка подальше от людей. 
В награду за наши страдания и терпения наш проводник объявил два дня отдыха с экскурсией на ледник, до которого нужно было дойти еще 16 километров, но уже без поклажи.
Тем, кто не был там, даже по фотографиям трудно представить красоту этого уголка природы: язык ледника вплотную спустился к полям желтых алтайских маков – фантастическое зрелище! Солнце, яркие цветы и ослепительный белоснежный лед! Сын Палыча сделал нам сюрприз,  приготовив самый вкусный в мире пломбир, смешав сгущенку со снегом и ягодами. Как необычно и приятно было вкушать это лакомство на высоте 2200 метров над уровнем моря…

Банька и уха из хариусов

Недалеко от нашего лагеря оказалась банька, да не туристическая, из жердей и целлофана, а настоящая, срубленная из кедровых стволов. Поначалу Палыч, свято следовавший неписанным таежным законам, запрещал нам ею пользоваться, мотивируя тем, что это чья-то частная собственность. Но под нашими уговорами все же сдался, и мы устроили банный день с вениками, связанными из можжевеловых веточек. После парилки с колючими вениками наши тела горели и покрылись красными пупырышками, но мы были счастливы этой нежданной банной радостью!
Оказалось, что мы не единственные люди, находившиеся в этой местности. Рядом с нами разбили палатку молодожены, решившие провести свадебное путешествие в тайге. Мы пригласили их в баньку, а затем к столу, где фирменным блюдом была уха из пойманных Палычем хариусов. Добыть их удалось немного – в это время хариусы, наглотавшись мелких камушков, ложатся на дно, но, тем не менее, несколько рыбок на крючок все же попались. У этих удивительных рыб настолько нежный вкус, что в котелок их закладывают за минуту-другую до снятия – варятся моментально! 
Так совпало, что в этом походе у нас опять было два именинника. Одной из виновниц торжества оказалась наша Настенька. В день ее рождения Палыч подарил ей свежепосоленного хариуса – вкус такого подарка запомнится на всю жизнь!
Еще одно лакомство, которое можно попробовать только в тайге – соцветье кедровых шишек. Созревание кедровой шишки достаточно долгий процесс, но сначала она представляет собой розетку бело-красного цвета. Положишь такую розетку в рот и наслаждаешься сладко-ванильным вкусом и оттенками ароматов, не поддающихся описанию.

Особая энергетическая зона

Достигнув Шавлинских озер, воды которых отсвечивают всеми оттенками лазури, понимаешь, почему посещение этих мест стало поводом для прокладки туристического маршрута. Величие и красота природы таковы, что от эмоций и восторга, которые невозможно описать словами, просто наворачиваются слезы. Это место считается особой энергетической зоной Земли, где человек подпитывается энергией и очищается от накипи суетливого мира цивилизации. На берегу множество туров, сложенных из камней – это группы туристов, побывав здесь, оставляют в знак восхищения свои маленькие памятники. В одном из «именных» туров, сложенных в честь Палыча, оказались бутылки с записками. Одна из них была заложена 10 лет, а в другой участница нашей группы обнаружила записку со стихотворением своей дочери, которое та посвятила Палычу в 2007 году. Прочитав записки и написав свою, мы заложили ее в «капсулу времени» с надеждой, что когда-нибудь вновь вернемся на это удивительное место…