Между гуманной и авторитарной педагогиками нет зол

Вера Третьякова
Лично мне бы хотелось, чтобы "гуманное" и "традиционное" направления педагогики как-то договорились бы между собой, хотя бы на переходном этапе... Но авторам "Манифеста гуманной педагогики" виднее. Они знают, ЧТО говорят, когда утверждают:

           Между гуманной и авторитарной педагогиками нет золотой середины

Гуманная педагогика не есть наше изобретение, её источником является классическое педагогическое наследие. Понятия «классическое» и «традиционное» порой осмысливаются как идентичные или близкородственные: традиционная педагогика якобы есть жизненное преломление классической педагогики. К сожалению, это вовсе не так.
Понятие «традиционная педагогика» («традиционная методика», «традиционная практика») могло бы нести в себе достойное содержание, если бы оно отражало уровень претворения классических идей в исторически сложившихся жизненных условиях.

В действительности же мы имеем дело с двумя разными направлениями педагогического мышления и педагогической практики: для традиционной теории и практики определяющей чертой является авторитаризм, для классической же – гуманизм. Это есть диаметрально противоположные подходы к образовательной практике.
Хотя следует отметить, что в разных вариациях традиционной педагогики содержится немало ценных обобщений, которые составляют достижение педагогической мысли. Однако различия так глубоки, что поиск золотой середины между традиционной и классической педагогиками не может увенчаться успехом. Приходится только выбирать или ту, или другую форму мышления и образовательной практики.

Самая главная особенность классического педагогического мышления, в отличие от традиционного, в том, что оно многомерно. Его основу составляет синтетическое целое духовного и материального, иррационального и рационального, религиозного и научного, космического и земного. Оно принимает постулат вечности духа и устремляет человека к такой земной жизни, которая есть путь развития и совершенствования духа.
Классическая педагогика не объявляет себя наукой, а скорее считает себя мерой всех наук, мерой самой жизни, общечеловеческой культурой мышления.

Мэтрами гуманной педагогики являются такие классики, как:
Марк Фабий Квинтилиан,
Ян Амос Коменский,
Жан-Жак Руссо,
Иоганн Генрих Песталоцци,
Константин Дмитриевич Ушинский,
Адольф Дистервег,
Мария Монтессори,
Антон Семёнович Макаренко,
Януш Корчак,
Василий Александрович Сухомлинский…

Вокруг них образуются прекрасные созвездия выдающихся педагогов-мыслителей, которые дальше несут факелы идей гуманизма в образовании.

Духовно-философские основания гуманной педагогики мы черпаем в трудах Конфуция, Лао-Цзы, Сократа, Платона, Аристотеля, Г.Сковороды, Н.Бердяева, И.Ильина, П.Флоренского, семьи Рерихов… Опору и вдохновение находим в Святых Писаниях Мировых Религий – Буддизма, Иудаизма, Христианства, Ислама.

4.03.2013
Продолжение темы гуманной педагогики следует.

  Предыдущие публикации по теме "Манифест гуманной педагогики":

   1. «Путь в будущее»:  http://www.proza.ru/2012/11/06/1700
   2. «Педагогика для детей Света»:  http://www.proza.ru/2012/11/08/1675
   3. «Педагогическое созвездие слов»:  http://www.proza.ru/2012/11/10/1367
   4. «Победить себя»:  http://www.proza.ru/2012/11/17/1781
   5. «Нам только кажется, что силы, с которыми  мы сталкиваемся, непреодолимы»: http://www.proza.ru/2012/11/25/1266
   6. «Инерционный авторитаризм образования»:http://www.proza.ru/2013/02/24/1871
   7. «Духовность, гуманность и гуманная педагогика»:http://www.proza.ru/2013/02/27/1873