Документ и предчувствие родственной души

Милла Синиярви
Она родилась в шведской Лапландии в местечке Föllinge, что в провинции J;mtland, 1 ноября (скорпион, как и я!) в день Всех Святых в 1813 году. Милла стала первенцем в саамской семье, главой которой был Клеменс, сын Андерса (родился в 1784), а лицом подчиненным, как положено, жена Анна, дочь Ларса (год рождения 1781). В семье были еще дочки Маргет, родившаяся в 1814 году и Лиза, 1816 года рождения. Атмосфера в лапландской юрте была тягостной: отец пьянствовал. Милле исполнилось всего пять лет, когда Клеменс умер от травм, полученных в драке. Место отчима занял новый избранник матери, на семь лет ее моложе, вдовец Торкел Йонссон (родился в 1788). От этого брака появилась в 1825 году дочь, которую назвали Сара Брита.

В возрасте шести лет Миллу отдали в чужие руки, первоначально на шесть месяцев, в качестве пастушки, а потом и на более долгое время работницей на ферме в деревне N;ssj; хозяину по фамилии Рамселл. Для предотвращения побега теплую одежду прятали, и девочка ходила босая, в одной рубашонке. Через какое-то время ребенок попал на пару лет в соседскую деревню, тоже на ферму, где хозяином был офицер Йохан Грендаль, жена которого занялась воспитанием девочки. Впереди, казалось, ждала сытая и безопасная жизнь, но неожиданно сначала Йохан, а потом и его жена, умерли. В те времена свирепствовали инфекционные болезни, уносившие целые деревни. Милла была обречена на нищенское, как и раньше, существование, когда не было ни гроша в кармане и ни маковки во рту. Она кормилась тем, что пасла скот, а зимой бродяжничала, попрошайничая.

В тринадцать лет Милла наконец воссоединилась со своей матерью, которая стала настаивать на том, чтобы девушка, как полагается в лютеранских семьях, прошла обряд конфирмации. Будучи четырнадцатилетним подростком, в 1827 году, Милла впервые преклонила колени у алтаря в церкви. Следующие пять лет она провела в доме бездетного дяди, который сулил наследство. Но семья оказалась не самой благополучной, супруги пили и в конце концов разорились. Милла опять стала вести кочевой образ жизни, занимаясь оленеводством и проводя все свое время в одиночестве, в обществе зверья и природы. Во время холодов она согревалась, засыпая рядом с животными. Дух тундры ей покровительствовал. Ночами девушка пряла для крестьян, а питалась тем, что варили кашу, заваривая ее на молоке, добавляя порошок из оленьих рогов в болтанку. Чувство одиночества, муки совести, что живет не так, как все, боязнь наказания духов, страх смерти, - все это терзало неокрепшую душу. Милла пыталась быть такой, как другие крестьяне, училась грамоте самостоятельно. Читала сначала по слогам добытую в одном доме книгу Петра Йонссона, рассказывающую о чудесах веры в Христа. Это была не первая книга в жизни девушки. Уже давно Милла прятала Катехизис, который она хорошо знала. Раз в год саамка приезжала в церковь к причастию. Мать с мужем засылали к молодой и красивой Милле свах, но девушка отказалась от женихов. Предвидя коварные планы родственников, время от времени она скрывалась в тундре.

В то время среди саамов в Лапландии распространилось религиозное движение, известное как движение возрождения, в центре которого был одаренный евангелист, пастор Пэр Брандель (Pehr Brandell, 1781-1841). В 1834 году Ларс Андерс, к мнению которого Милла прислушивалась, рекомендует девушке уехать из родной деревни и отправиться в провинцию Nora. Милла решается на это, несмотря на то, что потеряет право наследования. Девушке предстоял долгий и трудный путь на оленях. Через пару лет скитаний испытания не прекращались: в дороге девушка заболевала, высокая температура и забытье, голод и вечный, казалось бы, снег были единственными ее спутниками, помимо животных. Опять Миллу стали мучить угрызения совести и страх смерти. Однажды она встретила деревенских парней и девушек, спешивших на танцы. Милла предоставила молодым людям свои упряжки, но деревенские жестоко обманули «блаженную», оставив ее одну в ледяной пустыне во время полярной ночи. Это было Рождество, в малонаселенных районах люди появлялись только в случае крайней нужды, если нужно было прикупить продуктов или навестить могилки предков. Так случайно один молодой человек нашел Миллу в снегу, почти бездыханную, отвез к себе домой. Милла поправилась и опять отправилась в свой путь несмотря на уговоры молодого хозяина остаться у него.

Путешествие продолжалось, и наконец она прибыла в местечко Sollefte;, где пастор Юхан Берглунд (1795 - 1884) занимался миссионерской работой. По совету Берглунда Милла опять стала пасти коз, и ее состояние улучшилось. Неожиданно для Миллы пастор опубликовал очерк ее жизни в местной газете.

Религиозный пафос статьи был налицо. Берглунд хотел произвести впечатление на читателей и распространять среди саамов христианское движение. Так Милла, дочь Клементия, стала знаменитой.

Несмотря на свалившуюся «звездность», Милла продолжала путь. Еще раз мать и ее муж появились в жизни девушки, пытаясь наставить ее на путь истинный, спрятав ее одежку, как делали другие недоброжелатели в детстве Миллы. Родители отвезли ее в H;rn;sand и следили, не выпуская никуда, поместив под домашний арест. Что, впрочем, не оказалось препятствием для движения вперед. Сам губернатор провинции Вестерботтен барон Морнер Хамупс Morner Hampus поинтересовался судьбой саамской знаменитости и, узнав всю историю из первых уст, выдал деньги на покупку обуви, так Милле удалось ускользнуть незамеченной из-под родительской опеки. Девушка прибыла в S;br;, откуда продолжила путь в Nora.

В конце концов долгое путешествие закончилось. Милла была вознаграждена, так как получила возможность встретиться с пастором Пэром Бранделем, чтобы открыть свое сердце и услышать слова утешения. Брандель освободил девушку от того тяжелого психического заболевания, томления духа, которым страдала девушка. Только посредством живой веры в Бога можно вылечиться, как сказал Лестадиус (Laestadius). "Я помню Миллу, явившуюся мне в образе Марии, как она страдала, и буду помнить всегда, пока живу, мы встретимся с ней в другом мире", - писал проповедник.

Прожила Милла по крайней мере до конца 1868 года, последние записи о ней в церкви датируются декабрем этого года, когда Милла, вместе с мужем, была на причастии в провинции Frostviken. Последние свидетельства, уже устные, говорят о передвижении ее семейства в Норвегию.

Это документальные сведения о лапландской женщине, а вот вымышленный портрет Плехи, так я назвала ту самую страждущую саамку, родившуюся 1 ноября. Для меня встреча с реально жившим персонажем - настоящее чудо. Еще одно совпадение -  рассказ я опубликовала на Прозе 1 ноября (факт зафиксирован на сайте):
http://www.proza.ru/2004/11/01-02



В качестве иллюстрации картинка, изображающая саамов. Европейский народ, блондины с голубыми глазами! А домик, избушка на Курьих ножках, восходит к глубокой древности. Под этим произведением интересная полемика о том, как использовались у разных народов эти самые "домики смерти" или лесные домовины
http://www.proza.ru/2009/05/31/729