Суеверие

Анна Боднарук
                С У Е В Е Р И Е

Когда исчезает вера, её место занимает суеверие.
Если закрываешь двери для суеверий, то как же тогда войдёт правда?
Всякий амулет есть условный знак сатаны.
Надо не просто шарахаться от чёрной кошки, а постараться понять, почему вы это делаете.
Русский человек, не столько религиозен, сколько суеверен.
Человек, поглупевший от суеверия, есть презреннейший из людей.
Приметы народ веками примечал, они всегда правду говорят.
В любой чертовщине есть своя причина.
 


Что такое суеверие? Самое простое определение гласит: это предрассудок, в силу которого происходящее представляется проявлением сверхъестественных сил предзнаменованием будущего.

     Русский историк 19 века Василий Осипович Ключевский так писал об охранительной функции захоронений у славян: «Обоготворённый предок чествовался под именем чура, в церковно-славянской форме щура; эта форма доселе уцелела в сложном слове пращур. Значение этого деда – родоначальника как охранителя родичей, доселе сохранилось в заклинании от нечистой силы или нежданной опасности: Чур меня!, т.е. храни меня дед. Охраняя родичей от всякого лиха, чур оберегал и их родовое достояние… Нарушение межи, надлежащей границы, законной меры мы и теперь выражаем словом чересчур… Этим значением чура можно объяснить одну черту погребального обряда у русских славян, как его описывает Начальная летопись. Покойника, совершив над ним тризну, сжигали, кости его собирали в малую посудину и ставили на столбу на распутиях, где скрещиваются пути, т.е. сходятся межи разных владений… Отсюда суеверный страх, овладевавший русским человеком на перекрёстках».


Суеверие – один из ужаснейших бичей рода человеческого.
                Жан Жак Руссо

Религия шествует в сопровождении всевозможных суеверий.
                Виктор Гюго

Шекспир сказал: «И на небе и на земле есть ещё много такого, чего мудрецы ваши не видали и во сне».

     …И самому глупому и вредному суеверию нельзя противодействовать если не знаешь его и не знаком с духом и с бытом народа.
     Поверьем называем мы вообще всякое укоренившееся в народе мнение или понятие, без разумного отчёта в основательности его. Из этого следует, что поверье может быть истинное и ложное; в последнем случае оно называется собственно СУЕВЕРИЕМ или, по новейшему выражению, ПРЕДРАССУДКОМ. Между этими двумя словами разницы мало; предрассудок есть понятие более тесное и относится преимущественно к предостерегательным, суеверным правилам, что, как и когда делать или не делать. Из этого усматривается, ещё в третьем значении, важность предмета, о коем мы говорим; он даёт нам полную картину жизни и быта известного народа.
     Не только у всех народов земного шара есть поверья и суеверия, но у многих они довольно схожи между собою, указывая на один общий источник и начало…
     Север наш искони славится преимущественно большим числом и разнообразием поверий и суеверий о кудесничестве разного рода. Едва ли большая часть этого не перешла к нам от чудесных племён. Кудесники и знахари северной полосы отличаются также злобою своею, и все рассказы о них носят на себе этот отпечаток. На юге видим более поэзии, более связных, сказочных и забавных преданий и суеверий. В коих злобные чернокнижники являются только как необходимая прикраса, для яркой противоположности. Нигде не услышите вы столько о порче, изурочении, как на севере нашем; нигде нет столько затейливых и забавных рассказов, как на Юге.
     Поверья местные, связанные с известными урочищами, курганами, городами, сёлами, городищами, озёрами и проч… не могли войти в эту статью главнейшее потому, что такое сообщение вышло бы ныне  ещё слишком неполно и отрывочно. Если бы у нас много лет кряду занимались повсеместно сбором этих преданий, тогда только можно бы попытаться составить из них что-нибудь целое. Но предания эти гибнут невозвратно; их вытесняет суровая вещественность, - которая новых замысловатых преданий не рождает.
     Всё на свете легче осмеять, чем основательно опровергнуть, иногда даже легче, нежели дать ему веру. Подобное, добросовестное разбирательство, сколько в каком поверье есть или могло быть некогда смысла, на чём оно основано и какую ему теперь должно дать цену и где указать место – это не легко. Едва ли однако же можно допустить, чтобы поверье, пережившее тысячелетия и принятое  миллионами людей за истину, было изобретено и пущено на ветер, без всякого смысла и толка. Коли есть поверья, рождённые одним только праздным вымыслом, то их очень немного; - и даже у этих поверий есть, по крайней мере, какой-нибудь источник, например: молодцевание умников или бойких над смирными; старание поработить умы самым сильным средством – общественным мнением, против которого слишком трудно спорить.
                В.И. Даль «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа»