Глава 17. Мыльная опера

Феликс Рахлин
НА ФРАГМЕНТЕ СНИМКА: рядовые Юрий веснин (справа) и Феликс Рахлин. Чернятино, лето 1955 года.

                *       *       *
Я проснулся ночью от какого-то шума,  топота сапог, приглушённого разговора, перемежаемого  не то что смехом, а хихиканьем и прысканьем. Слышались загадочные реплики:

- А ты уже ходил?

- Не, я первый раз бегу…

- А я уже третий… Пхи!

- Что такое? Крутит, бля…

- Хи-хи-хи!

- Тише, бля, людей не буди…

- Хрен там – сами проснутся, тоже ведь приспичит!

Я ничего не понял – и уснул. Где-то часа за полтора до подъёма проснулся от резей в животе, мощных «позывов на низ», как выражаются медики.  Пришлось спрыгнуть со своей верхней койки и, попав ногами (натренировался!) прямо в обмотанные портясапоги, потащиться к выходу.

Казарма вся была в движении. Здесь и там в полутьме  такие, как я,  полуодетые фигуры двигались – одни к выходу, другие им навстречу, и все по одному и тому же поводу: на казарму напал неудержимый понос.

Явившись в туалет, не сразу смог найти себе местечко: всё было занято, народу – как в трамвае… Притом, люди не только из нашей казармы, но и соседней.

К подъёму всем стало ясно, что два полка, питавшиеся в нашей столовой, чем-то отравились. Ни о какой боеспособности не могло быть и речи: солдаты, сержанты и старшины вынуждены были через каждые 15 – 30 минут бегать по большой нужде.  Соответствующие «учреждения» были расположены по обе стороны казармы, и многие, идя из одного сортира, вдруг снова чувствовали необходимость присесть и бегом, мимо казармы,  спешили в другой. Ни о каком учебном дне, ни о боевой, ни даже (о ужас!) политической подготовке невозможно было и помыслить. В гарнизон прибыла комиссия.

Между тем, соседний  танковый учебный батальон, составлявший  почти половину личного состава нашего гарнизона, а с ним и ПТРБ (походный танковый ремонтный батальон), питавшиеся в другом  пищеблоке, оставались вполне здоровы. Ясно, что наши два полка съёли что-то не то. Но – что именно???

Выяснением этого вопроса комиссия и занялась. Были опрошены оба полковых врача, оба дежурных по части,  начальник столовой… Выяснилось: все они тоже маются животами. И опять – ничего удивительного: все они, по своим должностным обязанностям, снимали пробу,  полностью ужинали накануне в нашем солдатском пищеблоке. Большого ума и тут не требовалось – догадаться: значит, и они съели то же самое. Но что-о-о-о???

Понос охватил и весь состав кухонного наряда. Даже двух: и сменившегося, и того, что лишь вчера вечером заступил. Правда, один из вчерашнего наряда, рядовой Юрка Веснин, которого во взводе почему-то прозвали «Матушей», оказался счастливым исключением: у него даже живот не заболел, из чего ещё не демобилизовавшийся  ефрейтор Суворин, человек ехидный, сплёл целую легенду: он предположил, что у Матуши бронированные кишки, что он способен переварить дохлого крокодила, - словом, развлекался наш взводный шутник. Матуша,  смущённо улыбаясь, добродушно и вяло огрызался.

Так комиссия ни с чем и уехала. А мы, проваландавшись два дня без учёбы. работы или другого конкретного дела, на третий включились в обычную канитель. Правда. стало известно, что несколько начальников в гарнизоне, начиная от обоих командиров пострадавших полков и кончая поварами, получили строгие взыскания. Ещё бы: личный состав двух до зубов вооружённых полков во мгновение ока на двое суток превратился в беспомощных младенцев…
*  *  *
Прошло лет 20. Как-то раз, перебирая старые бумаги, я наткнулся на свой блокнотик армейских лет и в нём обнаружил домашний адрес Матуши. Этот парень всегда был мне симпатичен – я запомнил его как неутомимого книгочея, покладистого и доброжелательного товарища. Взял да и написал ему письмецо в город Советская Гавань.

Ответ пришёл примерно через год. Юрий Веснин писал, что хорошо меня помнит, письму моему рад, а задержка с ответом  объясняется просто: по тому адресу живёт его старенькая мама, она забыла ему переслать письмецо, сунула за икону, и он как-то раз, наведавшись, чтобы помочь матери в уборке дома, случайно его там обнаружил.

Мы стали переписываться. И однажды в письме он написал: на судоремонтном заводе, где он работает слесарем, ему дали путёвку лечебную – на Кавказ. Такого-то числа он полетит в Москву, оттуда может заехать денька на три в Харьков. Согласен ли я?

Конечно, я был согласен!  Хотя в доме возникла обстановка непростая.  Тёща моя тяжело болела, а тут ещё приехали гости из Москвы: моя любимая тётя Гита со своей закадычной подругой. И каждой из этих женщин – далеко за 70… Но неужели отказывать себе в удовольствии встретиться с однополчанином? Жена моя, бесконечно снисходительная к моим родственным и  дружеским связям, согласилась принять и его.

И вот в харьковском аэропорту с волнением смотрю издали на группу пассажиров, сошедших с прибывшего из Москвы самолёта. Издали по походке угадываю в пожилом человеке, идущем с чемоданчиком «дипломат» по лётному полю, своего Матушу. Он подходит – вижу перед собой потрёпанного жизнью мужчину с испитым лицом, какое бывает лишь у тех, кто долго, регулярно  и усердно целовались с бутылкой.

Едем через весь город к нам в новый жилой массив – на Салтовку.  По дороге он рассказывает о себе:  долго жил и работал в Якутии, но семейная жизнь не склеилась, и он уехал к себе домой, в Совгавань, оставив семью, взрослую дочь. Сейчас живёт с другой женщиной, но детей общих нет. Первый же вопрос обличает в нём рабочего человека: нет ли у нас,  в Харькове,  складных металлических метров? Если есть – он их накупит для всей бригады: у них там это  дефицит.  Сразу же обещаю ему отдать свой метр (и отдал!), сообщаю о своей заботе: я сейчас работаю в школе-интернате учителем и никак не могу отпроситься на несколько дней, .чтобы побыть с ним, - внесу этим  сбой во всё школьное  расписание. Я и в самом деле пытался получить трёхдневный отпуск за свой счёт, - но не дали…

Пришлось моему дружку, пока он гостил у меня, каждую первую половину дня развлекать себя самостоятельно. Зато к обеду – часам к четырём – мы съезжались и за едой, за бутылкой водки, погружались в воспоминания.  Так все три  вечера мы проболтали,  прохохотали.  Всё,. о чём  вы здесь читаете (и, надеюсь, чему хоть несколько раз улыбнётесь), для нас имело особую прелесть молодости, оставшейся позади бодрости, силы, здоровья, беззаботности и, главное, жизни, ещё полной всяческих надежд и благих ожиданий. Мы напоминали друг другу различные случаи, полузабытые события, лица, имена… Да ведь ещё Козьма Прутков сказал, что «Три дела, однажды начав, трудно кончить:  а) вкушать хорошую пищу, б) беседовать с возвратившимся из похода другом и в) чесать, где чешется».  Мы с Матушей соединили все три занятия: оба, вернувшись из «похода» длиной  в два десятка лет, вкушали приготовленную женой и тётушкой еду, а также привезённую гостем  тихоокеанскую копчёную горбушу и беззаветно чесали языками, то и дело нарушая покой квартиры взрывами громоподобного  хохота.

Так, перебирая  различные эпизоды совместной службы, дошли, наконец, до того загадочного случая массового поноса… И вдруг мой гость посерьёзнел, как-то даже погрустнел:

- А ведь знаешь, Феликс, - сказал он мне тихо, - ведь это я тогда был во всём  виноват.
Превратившись в вопросительный знак, я смотрел на него молча с раскрытым от удивления ртом.  И вот что мне объяснил  бывший рядовой Юрий Веснин по прозвищу  Матуша через двадцать лет после случившегося ЧП, о котором в своё время докладывали министру обороны СССР:

- Я, если помнишь, был тогда рабочим в кухонном наряде, у котлов.  Наряд подходил к концу. После обеда надо было вымыть цех и выдраить котёл для приготовления каши на ужин. Стал я  скоблить внутренность котла, а предыдущая каша подгорела, и корочка расподлючая никак не отстаёт. Я её и ножом длинным скребу, и тряпочками отмачиваю, – ну никак не отходит. Тогда я побежал в посудомойку и взял у ребят кусок стирального мыла. Стал этим мылом стирать пригар – вроде бы, дело стронулось с места. Но тут меня попросил другой рабочий,  танкист один, снести с ним на помойку кастрюлю с отходами. Я мыло оставил на дне котла и потащил эту четырёхведерную кастрюлищу. Только мы возвратились – начальник столовой орёт мне: «Рабочий!  Быстро помыть пол в  разделочной!» Словом, когда вернулся к котлу, то увидел:  повар закручивает над ним кран. Он за это время уже и воды туда напустил. Только я было дёрнулся сказать, что там же мыло хозяйственное, как он хватает кастрюлю с помытой крупой и сыплет из неё в котёл всё, что в ней есть. Ладно, думаю, а ну его начисто!   Забоялся признаться в своём грехе, да и не сообразил, какие могут быть последствия. Но сам есть кашу эту побрезговал. И вот, единственный на два полка, избежал поноса.
 
Знаешь, как я боялся, что меня разоблачат!  Думал: узнают – расстреляют к  такой матери. Пока комиссия не уехала, весь внутри дрожал. И потом ещё несколько недель в себя не мог прийти. Никому до сих пор о своём «преступлении» не рассказывал. Тебе вот первому…

*  *  *
 Когда теперь, живя в Израиле, я вижу по российскому телевидению рекламу какого-то чудодейственного посудомоющего порошка – рекламу, в которой жители города Вильяриба пользуются плохим средством для чистки противней, а жители города Вильябаджо – наоборот, чудесным, - мне всегда вспоминается мой Матуша с его куском вонючего (сваренного, уж верно, из дохлых собак) советского стирального мыла… Ах, испанцы, португальцы, мексиканцы, аргентинцы – мастера и любители «мыльных телеопер»!  Вы, должно быть, до сих пор  оттираете от жира вашу посуду, не зная простого и волшебного средства, которым пользовались  для мытья котлов мы – советские воины!
Да у вас, поди, и мыла-то стирального нет! Одни порошки…

*   *   *
Матуша за три первых дня обегал весь  центр Харькова. Складных железных метров не обнаружил, зато познакомился со многими приятными местечками – домой возвращался уже «тёпленький». Советовался со мной: хватит ли ему на курорте захваченных с собою деньжат? Для меня сумма была баснословная, он же высказывал предположение: «Если скромно – думаю, хватит…»  Уезжая, сказал, что доволен приёмом, но я испытывал перед ним неловкость: не имея возможности отвлечься от своих школьных дел, уделил ему недостаточно внимания.
Он уехал – и навсегда исчез из моей жизни. Пробовал я снова написать ему в Совгавань, но ответа не получил. Вот эту загадку мне, наверное, уже никогда не разгадать.  Боюсь, не ударился ли он на курорте в загул, не натворил ли чего. Не случилось ли с ним беды – деньги при нём были немаленькие…

От Матуши у меня на всю жизнь – любимое выражение:  «А ну его начисто!»  Всё вспоминаю, как, прибыв к нам в полк и во взвод  в конце 1954-го вместе с Либиным (фамилия изменена)  и Василько Момотом, он поначалу всё делал мне придирчивые замечания: то, идя в строю за мной следом, ворчал, что  отстаю, и наступал мне на пятки; то строго прикрикнул за то, что я, закашлявшись, не прикрыл рот ладонью. Но вскоре крепко меня зауважал. Образование у него было небольшое – 9 классов, но читать любил, во всякий свободный момент раскрывал книгу. И часто просил меня объяснить ему значение прочтённых непонятных слов:

- Рахлин! Что такое коррупция?

- А это что за зверь: экс-тра-по-ляция? Эрудированный? Ординарный? Контрацептив?
И когда я давал уверенный ответ (на его вопросы моей «эрудиции» хватало), искренне и весело изумлялся:

- Ух ты шлёп твою мать! Да у тебя не голова, а дом правительства!

Для кого-то знания не были предметом уважения – но не для Матуши. Во взводе его любили за покладистость, добродушие, а я – ещё и за брызжущие весельем серые глаза. Между прочим, меня с ним роднило и то, что во всём полку только мы двое пользовались для дали очками.
Русский-прерусский был парень. Не могу слышать, когда чохом весь русский народ бранят и в чём-то уличают. Враньё, будто он заражён чёрным жидоедством. Когда ведут такие разговоры, я испытываю неловкость сам перед собою, вспоминая, сколько испытал добра и дружеских чувств, общаясь с русскими людьми. Да, не только славных и приятных я видел среди них – ну, а где вы видели народ ангелов?

Русский язык, русская природа, русский характер – всё это моё неизменно любимое, близкое, родное. Те чёрные идеи, которые бродят по России и пачкают души многих её детей,  мне ненавистны, но и они не отвратили меня от неё. 
               
                -------------------

Далее читать главу 18-ю "Морская болезнь" http://proza.ru/2011/06/24/1043