Хомо донбассикус

Древлянка
Этот текст был написан 20 Декабря 2005 г. для газеты "Донецкий Кряж". Сегодня, спустя семь лет, он вдруг показался мне удивительно актуальным...

* * *
- Дорогой Ватсон! Вы что-то слишком задумчивы.
- Я всегда задумчив накануне Рождества, Холмс. Хочется в известной мере упорядочить впечатления уходящего года и очистить сознание для восприятия событий нового. Уходящий Петух был слишком суетливым.
- Вы думаете, Огненный Пес принесет нам меньше забот?
- Не знаю, но хотелось бы заглянуть в будущее…

* * *
- Сфера моих исследований – прошлое и настоящее, Ватсон. Что будут делать люди в будущем, для меня трудный вопрос. Взять Степлтона: он, скрестив  обыкновенного дога и мастифа, получил нечто дьявольское. Где гарантии, что в будущем какие-нибудь степлтоны из двадцать первого века не скрестят, скажем, человека с посудомоечной машиной?
- Я читал что-то о механических людях. Но скрестить человека с машиной… Мне, как человеку, имеющему некоторое отношение к механизмам человеческого тела, представляется, что человек сам будет меняться под воздействием условий, в которых он живет: изменится его генетический код, и наши потомки станут совершенно иными.
- Что вы имеете в виду, доктор?
- Вот, например, зубы. Книги по медицине уверяют, что сто лет назад они были у всех без исключения гораздо более крепкими. Поверхность зубов приспособлена к перетиранию грубой пищи, зубная эмаль от этого быстрее восстанавливается. Но мы сегодня пищу едим нежную. К тому же в ней много сладостей, и оттого зубы портятся все чаще. Если так пойдет и дальше, то в вашем, с позволения сказать, двадцать первом веке люди будут вовсе без зубов или, в крайнем случае, со вставными челюстями.
- Скажите, пожалуйста: беззубые потомки! Кошмар! Что же еще вы предвидите, Ватсон?
- Я вот читал в газетах, что русские взялись осваивать Дикую Степь.
- А где это?
- Да уж, географ из вас никудышний, Холмс. Дикой Степью называется край, который лежит севернее Черного и Азовского морей. Это огромное плато на высоте 200-300 метров над уровнем моря, остаток древних гор: холмы, степи и распадки, покрытые разнотравьем, масса различных полезных ископаемых... Так вот, русские решили провести через этот девственный край железную дорогу к морю – им нужны порты для торговли.
- И что же? При чем тут генетические изменения человека?
- Не спешите, Холмс. Для того, чтобы по этой железной дороге бегали паровозы, нужен уголь. И потому рядом с железной дорогой они взялись строить шахты. А для того, чтобы строить шахты и делать паровозы, нужны металл и оборудование, и русские рядом с шахтами взялись возводить металлургические и машиностроительные заводы. Но и это не все. Шахтные газы можно перерабатывать, и они непременно построят там же еще и химические заводы. Вы можете представить себе, что произойдет с чудесной степью?
- Что же?
- Она покроется грязью и пылью от деятельности человека! А сам человек? Трех поколений, которые проживут в этих новых – практически нечеловеческих! – условиях, хватит для того, чтобы люди в этих краях превратились в нечто иное…
- Угольная пыль, химические отходы, нехватка воды… Я правильно понимаю? Они действительно станут мутантами!
- Где вы подцепили это словечко?
- На заседании какого-то естественно-научного общества, когда расследовал одно убийство.
- Мутанты? Пожалуй! Их будут одолевать неведомые нам болезни. Они станут выше ростом, потому что нехватка кислорода приведет к увеличению объема легких и грудной клетки. Они, Холмс, будут беззубыми, лысыми и агрессивными.
- Но почему же агрессивными?
- От зависти к другим ветвям человечества, которые живут в более приемлемых условиях. Они станут требовать у правительства справедливости и сделаются настоящими революционерами!
- Это тоже закрепится генетически?
- Возможно. Не станете же вы отрицать, что склонность к определенным видам поведения передается в семьях из поколения в поколение? Возьмем Гуго Баскервиля, на которого так похож наш убийца Степлтон. У них ведь не только внешнее генетическое сходство, но и весьма сходный темперамент: оба оказались возмутителями общественного спокойствия.
- И что же эти новые люди из диких приазовских степей?
- О, они будут деятельны и энергичны! Возможно, экологические особенности региона отразятся на их интеллекте…
- Они станут идиотами?
- Да нет, Холмс! В трудных условиях интеллект развивается! Они будут гениями! В тех краях объявятся не только гениальные ученые, но и гениальные преступники! Может быть, они даже захватят власть! Хотя… часть населения, действительно может оказаться идиотами, которыми преступные гении станут управлять с легкостью!
- Хотел бы я жить в ту эпоху и вывести их на чистую воду!
- Не выйдет, Холмс! Вы привыкли к чисто английскому почитанию закона, а особенностью этого нового человека, возникшего в исключительно неблагоприятных экологических условиях и выжившего только благодаря своей выносливости и изворотливости, станет еще и наплевательское отношение к законам вообще!
- Какой кошмар! Вы бредите, Ватсон! У вас жар! Здоровому человеку такие фантазии в голову прийти не могут! Мисс Хадсон! Мисс Хадсон! Ватсон заболел! Вызовите ему, пожалуйста, доктора!