Как меня женили

Маргарита Школьниксон-Смишко
Воспоминания Дмитрия Моргачёва

В декабре 1909 года мой хозяин Николай Андреевич Мячин взял меня и поехал сватать за меня невесту. Мне нашли её в большом зажиточном селе у очень богатых крестьян. Они жили на 4-ёх хуторах. У меня же к тому времени даже ещё не было хорошей одежды и лошади.
Опишу, какой тогда обычай был. Конечно, есть для этого случая обязательно сваха со сватом. Они сначала переговаривают с родителями  невесты. Те наказывают приехать к ним в дом родителям с женихом, чтобы жених посмотрел на невесту, а она на жениха.
Ну вот, приезжают. Родители садятся около стола, а жених, войдя в хату, садится около двери на лавку. Невеста, убранная в хорошее платье, проходит по всей хате к лавке у печи и становится лицом к двери, против жениха. Так они изредка глянут друг на друга и опускают глаза в пол. Не сказав друг другу ни слова, так проходит около часу. А их родители в это время разговаривают на разные темы - о лошадях, вообще о скоте и о земле, например, кто сколько полагает сеять. По существу дела разговора пока не ведётся. Потом жених со сватами и родителями выходят из избы посоветоваться, понравилась ли ему невеста. А родители невесты в это время совещаются,- понравился ли жених невесте. Если невеста не понравилась, все уходят молча. А если понравилась, сваты заходят в дом и рассаживаются по своим местам. Если жених не понравился невесте, родители заявляют, что мы, мол, в этом году не подготовились к свадьбе или что невеста ещё молода, пусть посидит годок. Тогда родные с женихом уезжают ни с чем.
А как же обстояло дело у меня? Мы вошли в дом. Мой хозяин был шутники говорит: -Захар Афанасьевич (отец невесты), мы слышали, что у вас есть продажная тёлочка. Тот отвечает:
- Есть, но я свою тёлочку могу продать только хорошему хозяину, доброму, не пьянице, а труженику.
Тут начался смех, а я сижу - ни словечка, как облизанный баран.
Потом подали на стол кипящий самовар. Приходит невеста и начинает разливать чай. Наливает и мне стакан и подаёт. Я поблагодарил и в это время глянул на неё. Она закраснела и спряталась за самовар.
А мой хозяин и её отец уже говорили по  существу дела. Договорились приехать через 3 дня опять.
Когда мы поехали домой, я сказал Николаю Андреевичу:
- Уж очень она маленькая и дробненькая.
А он мне в ответ:
- Ты не смотри, какая на носу бородавка, а смотри, какая будет приставка.
И продолжает:
- Мал золотник да дорог, велика Федора да дура.
Через 3 дня мы опять приехали, договорились о следущих условиях: к невесте дают 2 десятка купленой земли, лошадь, корову и поросёнка.
На этот раз, после долгого разговора нас свели, посадили вместе, мы поцеловались, несколько раз за столом улыбнулись друг другу, но говорили мало.
Договорились, что свадьба будет после Рождества, т.е. в мясоед.
Когда сидели за столом, выпили немного водки. Тесть был уже старый, седой. Жена его моложе, она у него была вторая и моя невеста была её дочерью от первого брака. Выпивши, будущий тесть затопал ногами и говорит:
- Ведь мы не выпиваем, а дело делаем. Знаем, что они сироты. Вот Дмитрий жил у вас более 3-ёх лет, хорошим работником был и сообразительный. Брат его Михаил тоже старательный мальчик. Если останутся трезвыми, честными тружениками, будут хорошо жить, и мы им этого желаем.
После договора пошли мы с опекуном в сберегательную сиротскую кассу и взяли 200 рублей. Купили в своём селе самую быстроходную лошадь и выедные сани. Справил я себе новую тресковую шубу, крытую тонким сукном и бобриковую чуйку с воротником.
На святках я, хорошо убранный, на своей лошади в выездных санях приехал в дом невесты. Там собралось много гостей, и меня посадили за стол на почётное место и рядом с Нюрой.
На следущий день они меня провожали,  и мы несколько раз проехали по селу на санях на сытой рысистой лошади - то она меня  провожала, то я её.
Это пишется через 60 лет - где же ты, молодое времечко?..
Теперь, катаясь, мы уже разговаривали, шутили, смеялись.
Но наша  свадьба не могла состояться в мясоед, т.к. мне было 17 лет и 3 месяца, а повенчать нас священик мог в 17 с половиной лет, и то только с разрешения архирея. Поэтому свадьбу отложили до пасхи.
В мясоед, на маслянице я ездил к ней в гости. Она мне пожаловалась, что болеет. Говорила, что под масляницу была где-то на свадьбе, и она там попила холодного квасу, и думает, что от этого заболела.
В пост я к ним не ездил, т.к. наступил сев яровых, да и в пост, как говорили, по гостям не ездят. Можно было лишь поехать на Благовещение и в Вербное воскресенье. А в Вербное воскресенье она померла, ушла из этого мира.
И так за 15 дней до нашей свадьбы я уже завдовел.
Я очень жалел Нюру, но в моём возрасте и в моём крестьянском положении мне надо было думать о женитьбе. Начал я дружить с девушкой Настей, но получилось так, что брат её отца украл копну хлеба ржи (52 снопа), и этот позор лёг на всю семью.
Мои хозяева посоветовали посватать дочь у Лора Комарова. Хотя они были бедные люди, но трудолюбивые. Мы пошли, поговорили с отцом, посмотрели невесту Марью.
Дело быстро сладилось.Но надо было ещё получить согласие церкви.
Пошли к священнику, он написал для меня прошение к архирею, мол мы с братом сироты и нам нужна женщина как домохозяйка. Я поехал в Орёл к архирею. Он жил в мужском монастыре. Меня научили, как подавать прошение: после службы, когда архирей будет выходить из собора, встать на колени и положить прошение на вытянутой руке, а другой его прикрыть.
Архирея сопровождала целая свита монахов, все в золочёных ризах, кто нёс его шапку, кто особый посох - жезл. Когда процессия поравнялась со мной, один из монахов взял прошение из моих рук и сказал:"
- Встань с колен, завтра получишь ответ, тут же в соборе!
На следущий день тот же монах подозвал меня к себе и подал разрешение на женитьбу и венчание в церкви.
 В первых числах мая 1910 года состоялась наша свадьба. Она была у нас очень пышная, гуляли после венца несколько дней.
Мы поженились, не зная и не думая ни о какой любви. Так делали все. Нужна была женщина в дом: работать, стирать, варить. Конечно, знали, что будем спать вместе и будут у нас дети, которых надо растить и воспитывать. Всего у нас родилось 10 детей, из которых шестеро выросли.

Более поздние воспоминания : "Благодарность", 41-вый квартал", "Тук, тук, тук" и стихотворение "Заплакала дочка" в папке "Связь времён"

Иллюсрация: эскиз к картине Василия Максимовича Максимова