Правильный человек Ваня Мельничук

Антон Ромашин
Мельничуков  было   пятеро братьев. Родом  с какого-то украинского села Кировоградской области. Ваня родился в 1950 году и был третьим в семье и было у него еще два младших брата, кроме двух старших. Самый старший брат был довоенного рождения и был гордостью всей семьи – он на отлично закончил, хотя и сельскую  среднюю школу и поступил в Московский Физтех. Даже для Одессы это было  бы  сенсацией местного масштаба, а уж для села… Хотя в селе многие просто совсем не понимали неординарность этого сельского парня и значение  этого шага. А вот Ваня понимал. В дальнейшем старший Мельничук, Владимир,  получил направление в Новосибирск, где всю жизнь занимался наукой, достигнув степени доктора физико-математических наук и звания профессор. Ваня очень гордился братом и не напрасно.Но, все-таки упоминал он об этом почти всегда, находя повод, в казалось бы, даже и невозможной ситуации.
Правда, не один он грешен. Достаточно много  людей имеют аналогичные слабости. Один мой знакомый Юра, интеллектуал, прекрасный морской инженер, очень хороший шахматист, имел среди своих друзей молодости человека, который впоследствии стал писателем, преподавателем ВГИКа, а также зятем композитора Хренникова. Так вот Юра не забывал упомянуть об этом, даже тогда, когда знакомился с женщинами легкого поведения.
Но, собственно, наиболее важное и, может быть, даже решающее значение для  еще двух младших братьев Мельничуков, сыграл пример самого Вани, хотя поначалу казалось, что ничего «такого» особенного он не совершил.
После окончания школы Ваня приезжает в Одессу и поступает в среднее мореходное училище технического флота. Но, вскоре, за драку - его отчисляют. И он  поступает матросом в Черноморский технический флот. Чуть меньше года, до призыва в Советскую армию, работает в техфлоте.
Отслужив в армии, Ваня опять поступает матросом в техфлот, потом становится мотористом и одним из лучших молодых рабочих техфлота. Его избирают секретарем комсомольской организации каравана «Очаков» и членом комитета комсомола техфлота.
Вслед за ним после армии становится мотористом судов техфлота и его брат Василий.
Нужно сказать, что по молодости, лет с 25-ти, у Вани была некая – такая правильная, как тогда говорили, партийная внешность. Ваня всегда одевался в строгий черный костюм, белую рубашку и темный галстук – и это тоже формировало образ. Если Ваня не улыбался, он, действительно, был похож на инструктора обкома комсомола или даже на инструктора райкома партии. Улыбка выдавала в нем простого парня, не отяжеленного интеллектом. 
Как-то, работая в составе каравана в каком-то кавказском порту, Ваня знакомится с девушкой Валей, у которой русская мама, но приходящий, а чаще уходящий, папа – грузин. Валя – испуганная, но симпатичная девушка, с радостью покидает свой дом, где преобладает грузинский менталитет, а грузины, как известно, любят симпатичных русских и украинских женщин, особенно без обязательств. Наполовину грузинское происхождение молодой жены Вани также является предметом его особой гордости, т.к. позволяет, как ему, наверное, кажется,  вырваться из деревенской обыденности. В последующем, бывая на рынке, Ваня будет с гордостью представлять своего сына грузинским торговцам: «Кацук!»*
*)Кацук - простонародно-пренебрежительное - «грузин»
По рекомендации комитета комсомола в техфлоте Ване предоставляют комнату в общежитии гостиничного типа, при этом на кухне 5-ть хозяек.
У Вани и, естественно, Вали рождается сын, маленький Володя.
В  техфлот, тоже после армии, приходит  на работу мотористом и самый младший  брат, Мельничук Витя. Все они  стали ударниками социалистического труда, а Ваня стал членом КПСС.
В советское время это называлось преемственность в профессии и семейственность, в хорошем смысле. Один журналист местной областной газеты как – то забрел в управление техфлота, где в комитете комсомола ему рассказали о трех братьях Мельничук. Журналист написал о техфлоте, который считался передовой организаций, постоянно выполняющей все планы (помните «комсомольские свалки») и в статью попал сюжет о братьях Мельничук.
Затем этой темой заинтересовалось  местное телевидение. Но тут инициативу перехватил начальник управления  тов. Н.В. Стебуненко. И это было совершенно правильно, т.к. в техфлоте в то время было очень много кадровых работников, ударников, замечательных специалистов, не все из которых, правда, имели братьев, но они  все участвовали в комсомольских свалках. Но это в прямом смысле, а в переносном в техфлоте без комсомольских свалок было нельзя. Это превратилось в аллегорию. Сначала в рамках техфлота, затем дальше, дальше… и так, по всей стране – аж до самых до до окраин…. До развала, собственно, Союза. 
Большинство специалистов работали в техфлоте на условиях пожизненного найма, в хорошем (не японском) смысле этого явления, т.е. добровольно. Поэтому героев передачи определял начальник управления, поставив в их число и себя – на первое место. А что справедливо: от моториста до начальника управления в одной организации, т.е. от рядового до генерала, точнее адмирала (контр).
Но Ваня задал некий алгоритм для своих братьев, которые работали вместе с ним на стройках коммунизма и, создавая базу для своих семей, своих детей, создавая им перспективу, позволяющую перейти на более высокий уровень…жизни. Из грязи, хоть не и не в князи, но в капитаны буксира (без диплома).И многие специалисты работали в техфлоте всю свою жизнь, но вот так, чтобы три брата, больше примеров не было.
*)Стройки коммунизма, действительно были. Например, Ильичевский морской торговый порт, Николаевский глиноземный завод  и  Одесский припортовый завод (аммиачный), построенный на  деньги все того же  американца Арманда Хаммера, который еще с Лениным делишки обтяпывал.
Телевизионная передача состоялась, она делалась одесским телевидением, как слепок с передачи центрального телевидения СССР «От всей души», постоянной ведущей которой была замечательная женщина, тележурналист, актриса Валентина Леонтьева. На передачу пригласили и маму Мельничуков, ну и т.д. Но первую скрипку  не уступил никому начальник управления Н.В Стебуненко …
Все-таки  довольно малое количество одесских моряков выбирало техфлот. А техфлот тоже брал далеко не всех. «Лучше хуже, да лучше». Лучше один ответ – робымо, як звери», - чем  образование и интеллект.
Рыбаки про себя говорят: «Рыбак – дважды моряк», а техфлотовец – моряк единожды, но еще и дноуглубитель, грунто-грязеотвозитель и активный участник «комсомольских свалок». Поэтому  базовым образованием для специалистов техфлота было  среднее мореходное училище. Большинство  специалистов плавсостава заканчивали эту мореходку. Но все равно специалистов в комсостав - не хватало. Поэтому существовала практика продвижения на штурманские  должности - судовых механиков (практиков), а также из боцманов и матросов. Но не просто хороших специалистов, мастеров, а и соответствующих  определенному политическому «облику морале». Один такой капитан грунтоотвозной шаланды – практик, на заседании партийного комитета, где его заслушивали по вопросу «об организации социалистического соревнования в коллективе», получил вопрос: «Организованно ли соцсоревнование на вверенной ему грунтоотвозной шаланде?», - ответил: «Суревнование? Суревнование у нас заключено! Мы все робымо для того, шоб уси люды - робылы як звэри!»*  И такие были…капитаны.
*) Соревнование у нас заключено! Мы всё делаем для того, чтобы все люди – работали, как звери!
Но Ваня был умнее, а еще больше хитрее. Позже Ваня закончил курсы судовых механиков и стал 3-им механиком. Потом, как бывший матрос, закончил курсы судоводителей маломерных судов и стал капитан – механиком  морского буксира. В этом качестве, со знаками различия соответствующими капитану 3-его ранга, но торгового флота, просто со средним общим образованием, проработал лет 40, с гаком, до самой пенсии.
При этом Ваня был награжден орденом трудового Красного Знамени и был избран делегатом на 20-ть какой-то … съезд Коммунистической партии Украины, естественно в советский период.  Если бы не крах СССР, впору было бы персональную пенсию получать.
Правда в семье не без урода. Самый младший Мельничук, Витя, был не в меру ершистый, с некоторыми криминальными наклонностями. После нескольких лет работы в техфлоте, уехал в Мурманск. Стал моряком северных флотов, семьей не обзавелся. А в новой реальности остался без работы, без жилья и стал бичевать. Не было и 50-ти, когда ушел из жизни. Ваня ездил в Мурманск для его опознания, т.к. без этого не могли похоронить.
Чуть позже похоронил Ваня и брата Василия, погибшего в автомобильной катастрофе.
Хорошим результатом стало то, что Ваня выучил своих детей. Старший Вова - сначала закончил  судомеханический факультет  среднего мореходного училища, а потом  какой-то факультет Одесской национальной морской академии (бывший институт инженеров морского флота). Дочка тоже получила высшее образование. Обоих детей Ваня обеспечил однокомнатными квартирами.
Вот с женой Ване не повезло, Его жена - красавица Валя, когда сыну было 20-ть лет, а дочке 15-ть ушла от него. Целый год Ваня пробыл в рейсе, а по –возвращению - получил такой сюрприз. И ушла то Валя к мужику (тоже моряку) без кола и без двора, из трехкомнатной квартиры и от двоих детей. Дети остались с Ваней. Ваня долго страдал, даже серьезно болел, казалось, состояние его, казалось, было  безнадежно, но Бог помог,  выкарабкался. Было ему тогда лет 45, но до сих пор не женился. Женщины были и есть, но с кем жизнь доживать?...
Ваня был наделен практическим умом, гибкостью и высокой степенью приспосаблиемости, потому что не всем, даже коренным одесситам, показан  город Одесса, а он в нем имеет полный набор для жизни  человека: квартира (две), дети (с квартирами). Машина, гараж. Вместо дачи  - имение в деревне. Правда вместо жены - … замена не равноценная, так, кто - то есть.
К концу своей карьеры в техфлоте Иван Дорофеевич Мельничук стал  членом «элиты» техфлота, т.е. не просто уважаемым человеком, кадровым офицером, а вхожим в узкий круг, например, на день рождения к начальнику управления, главному инженеру, начальнику отдела снабжения. Шутка сказать, на одном предприятии проработал больше 40 лет. Есть за что себя уважать. Хотя заработать уважение не уважаемых людей, организаторов «комсомольских свалок» … не велика честь. Но… все же согласитесь… этот сельский хлопчик… сначала получил дворянство, а потом… даже и стал камергером при дворе его величества  начупрЧТФ  Стебуненко НВ первого.

P.S.Стебуненко скупил контрольный пакет акций Черномортехфлота и в 2012 году продал его каким-то сомнительным личностям, которые сделали с техфлотом тоже, что и другие "личности" ранее сделали с Черноморским морским пароходством, т.е. уничтожили. Теперь на Украине нет ни пароходства, ни технического флота, да скоро еще и газовую трубу прикроют, а зачем, "зато сало е!"
Чем теперь Ване гордиться и камергерство закончилось, а жаль.

АэС, 04.03.2012 г.