Концерт для фортепиано с оркестром

Татьяна Кузнецова 4
                КОНЦЕРТ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ (ЛЯ МИНОР)

                ВАН КЛИБЕРН НЕ ОЖИДАЛ, ЧТО В РОССИИ ТАКИЕ ЖЕНЩИНЫ

             27 февраля с.г. в возрасте 78 лет скончался легендарный американский пианист Ван Клиберн. Он был не просто пианистом, выдающимся исполнителем особенно им любимых русских композиторов – Чайковского и Рахманинова, а он стал самым романтическим героем, одним из символов ХХ века, на которого с восторгом взирали все наши современники. Особенно много горячих поклонников он приобрел в нашей стране после победы в 1958 году в Москве на Первом конкурсе им.Чайковского.

             В связи с его уходом  мне хочется опубликовать отрывок из моей книги «Людмила Лядова, знаменитая и неизвестная» (2000 год), где говорится о встрече в Рузе двух талантливых музыкантов.

                ***************

           Людмила Лядова заканчивала пятый курс консерватории блестящим исполнением Третьего концерта для фортепиано с оркестром Рахманинова. Играла на сцене Свердловской филармонии и Первый концерт Чайковского, мимо которого не проходит ни один концертирующий пианист. Мечта написать свой фортепианный концерт, очевидно, зародилась у нее еще с тех давних пор. Именно в этой форме композитор может наиболее полно выразить всю гамму своих самых заветных чаяний, стремлений и надежд.

              В начале 50-х годов стали появляться первые наброски будущего концерта. Но вскоре работа приостановилась, т.к. ее полностью захватил совсем другой жанр - песня, а также бурная концертная деятельность, многочисленные гастроли по бескрайним просторам Советского Союза. И только спустя почти десять лет, она вновь возвращается к работе над концертом.

             Концерт, в основном, писался под Москвой, в Доме творчества композиторов в Рузе, куда она часто отправлялась, покинув шумную, беспокойную Москву. А там: "Затопила печку. Идет дождь. Скука. Буду писать - погода располагает", - пишет она маме.

            - Людмила Алексеевна, в чем замысел Вашего концерта? Какова его программа?

          - Такой определенной программы нет, но это как бы повествование о добре и зле, о родной земле, ее людях и мирном небе, которое надо охранять. Концерт написан в классической трехчастной форме: быстрая часть - медленная - быстрая. И главное, что я хотела здесь выделить, - это мелодия. Еще мой любимый композитор Рахманинов говорил: "Мелодия - это основа музыки".

         Первая часть у меня очень драматична. Главная партия здесь - сильная, эпического, распевного характера русская тема, которая звучит в оркестре. Помню, в Рузе я играла свой концерт, и среди слушателей был Сергей Бондарчук. Он там отдыхал с женой Ириной Скобцевой. И потом, где бы мы с ним ни сталкивались, он, как только увидит меня, заговорщически так улыбнется и начинает громко петь эту тему первой части "ля-ми-ре-до-си-ля, ля-ми-реми-до-си-ля...". Причем абсолютно правильно пел, запомнил - видно, эта тема нравилась ему...

         Вторая часть звучит в соль-мажоре, это как будто колыбельная песня, светлая, успокаивающая... Думалось о том, чтобы не было на земле никаких войн, чтобы дети могли спокойно спать, расти и созидать новую жизнь.

         А в третьей части мне хотелось отразить динамизм нашего времени. Эта часть театральна, празднична, полна песенно-танцевальных мелодий. Сквозь всю ее мне хотелось провести свой жизненный оптимизм и веру в завтрашний день. Чтобы не случилось так, что мы все были бы подвешены на веревочке... И в конце эта вера у меня звучит в мажорном победном финале, который идет в ритме марша. Вот примерно что я подразумевала, когда писала концерт. 

          В июне 1960 года этот фортепианный концерт в авторском исполнении прослушал и дал ему высокую оценку Ван Клиберн, который тоже приехал в Рузу отдыхать и работать. Вспомним, как за два года до этого этот высокий, курчавый, очень трогательный и скромный двадцатитрехлетний юноша из Техаса произвел настоящую сенсацию, завоевав первую премию на первом Международном конкурсе им.Чайковского в Москве.

         Несколько лет Москва буквально бурлила этим событием: не было дня, чтобы о Клиберне где-то не говорили, не писали или не показывали по телевизору. Сам Никита Сергеевич Хрущев уделял ему повышенное внимание. Одним словом, он представлялся явлением, поистине легендарным.

         Отметим в скобках еще один интересный факт его биографии: Ван Клиберн, в одночасье пленивший русские сердца, прошел, оказывается, и русскую школу пианизма, обучаясь в Джульярдской школе в Нью-Йорке у педагога Розины Левиной, окончившей в свое время с золотой медалью Московскую консерваторию и впоследствии эмигрировавшей в США).

          И вот Лядова встречается с этим уникальным пианистом, с триумфом завоевавшим за два последних года весь музыкальный мир нашей планеты. Добавим, что общие основы русской фортепианной школы еще больше сближали двух музыкантов, усиливая их взаимопонимание и обоюдный интерес. Людмила Алексеевна подробно описывает в письме к матери эту свою встречу с Ваном Клиберном. Перенесемся и мы вслед за ней в 1960 год, в то далекое подмосковное лето:

                «Здравствуй, дорогая мамочка!

          ...Я здесь много пишу и рыбу ловлю. Вчера варила уху на костре. Я слушала Вана Клиберна! Потрясающий пианист! Он также приехал сюда отдыхать на 6 дней и заниматься. Здесь коттеджи, расположенные в отдалении друг от друга, со всеми удобствами, инструментом и телефоном. У твоей дочери была с ним встреча. Я играла ему свой фортепианный концерт, и оттого что был карандашный экземпляр концерта, он, сидя со мной рядом, перелистывал его и как профессиональный музыкант меньше следил за музыкой, а больше за моими руками.

           Добиться этой встречи было трудно, потому что его осаждали корреспонденты и переводчица не очень-то подпускала к нему. А я, когда он приехал, набралась смелости, позвонив ей о том, что хочу поиграть свой концерт и некоторые фортепианные миниатюры. Так как это творческая встреча, она была очень любезна.

           Была суббота. Во время ужина, в столовой, она подошла к столу и познакомила нас. Все, конечно, обратили свои взоры к нашему столу. Я познакомила его с Холминовым и Волковым, случайно сидящими за столом. Она ему по-английски сказала, кто я, он ответил, что завтра, т.е. в воскресенье, он не сможет, т.к. "налетят" корреспонденты и он устанет. Сам он занимается ночью, с 12 до 6 утра.

          Договорились  на понедельник в 12 часов дня. Я сообразила и позвонила Марку Ганкину, чтоб он приехал сделать несколько снимков... Это было 1-го июня, перед его отъездом из Рузы. Но Марк успел нас сфотографировать на природе. Если будут снимки, я пришлю тебе.

          Короче: в 12 часов дня я была в 15 даче, где живет Ван Клиберн. Не подумай, что я преследовала какую-то цель. Не скрою, что было просто приятно встретиться с таким музыкантом. Я играла, а он перелистывал ноты. Он настолько обалдел от моих рук, что когда я закончила первую часть концерта, он схватил меня за руку, посмотрел на пальцы и сказал: "Ол райт! Она здорово играет!" И я, как говорят окружающие, действительно "здорово играла". Конечно, перед свиданием я позанималась как следует и даже волновалась на редкость с утра, и плакала.

          Потом он попросил меня поиграть еще что-нибудь. Я играла "Одиночество", ему очень понравилось. А на фортепианном концерте он оставил свой автограф, написав: "В Вашем исполнении поражает особая выразительность, неповторимая индивидуальность и легкость, с которой Вы преодолели весь путь Концерта. Спасибо за Вашу игру для меня. Вы замечательный композитор и пианистка. - Искренне Ван Клиберн".

...Чтоб ожидать такой оценки от такого музыканта, я считаю, что это сверх хорошо! Но он как пианист следил больше, как я играю. Это вполне естественно. А вообще он сказал: "Я не ожидал, что в Советском Союзе такие женщины!".

         Сам он очень добрый, отзывчивый, и как это приятно, что такие люди - скромные. Конечно, эта встреча дала мне много приятных минут. После нее мне захотелось еще больше работать и писать...
                Целую тебя – Мила»

         Если легкость, с которой был преодолен весь путь Концерта, зависела только от исполнительского мастерства его автора, то дальнейший его путь к слушателю был отягчен множеством хорошо известных создателю чего-то нового обстоятельств, которые не давали кораблю легко выйти в открытое море. Неужто и вправду так неумолим закон, по которому настоящие серьезные произведения должны отлежаться, чтобы им "как драгоценным винам настал свой черед"?

        Или так происходит только у нас в стране, где всегда не хватает хороших импресарио? Короче говоря, этот удивительно светлый по мироощущению, насыщенный энергией и чисто русский по колориту фортепианный концерт Лядовой пролежал невостребованным более тридцати лет! Сколько сердец лишилось за это время чувства восторга, любви и гордости за нашу родную землю, которая еще может рождать из своих недр ту музыку, которая ей предназначена!

         Наконец помог случай, а, впрочем, ничего случайного нет... Летом 1997 года проходил музыкальный фестиваль в Кисловодске. Это очень авторитетное музыкальное событие, в котором участвовали солисты Большого театра, симфонические оркестры, пианисты и композиторы. Его устраивал директор республиканских Международных конкурсов Евгений Гапонов, который пригласил Лядову с певцом Виктором Арбузовым для исполнения ее песен.

         Разговорились, и он, узнав о том, что у нее есть фортепианный концерт, который слушал еще Ван Клиберн, предложил исполнить его на этом Фестивале. Отдали партитуру оркестру, прорепетировали, и Лядова великолепно, как всегда, с профессиональным блеском исполнила его с симфоническим оркестром Кисловодской филармонии (дирижер Валентин Нестеров). Успех был потрясающий. А в 1998 году с помощью друзей и соратников композитора концерт прозвучал и в Москве, с Большим концертным оркестром Российского государственного музыкального центра телевидения и радиовещания под управлением народного артиста СССР и России, профессора Мурада Кажлаева.

                **************************