Стивен Хеллер о практике гипноза. Цитаты

Жанна Кусмеш
Цитаты из книги Стивена Хеллера и Терри Ли Стил  «Монстры и волшебные палочки», Москва, Серия «Магия высшей практической психологии», издательство «Прайм-Еврознак», 2004 год,  224 стр.


1. «Люди загипнотизированы на веру, при этом неважно верят они в гипноз или нет»



2. «Мы говорим о системе веры, о внушениях, которые воспринимаются и действуют даже ценой искажения реальности»



3. «Гипноз содержит: всё, что вызывает обращение человека к собственному внутреннему опыту, который становится мудрее и важнее внешней согласованной реальности».


4. «Гипноз» - любые взаимодействия и связи, которые обращают личность к её собственному опыту и в качестве реакции пробуждают её воображение».



НАЗАД В ПРОШЛОЕ



5. «Люди…слышат то, что ожидают услышать. Они активно реконструируют и звуки, и синтаксис произносимого в соответствии со своими ожиданиями»



6. «Если бы логика была ответом на его вопрос, он сам решил бы свою проблему и потратил бы деньги на более интересные развлечения, чем терапия»



7. «Гипноз — это «язык правого полушария»




8. «Страх — это то, что «удобряет почву» для гипнотического внушения, результатом которого является поведение, называемое невротическим, психопатическим».



9. «Всё обучение строится на принципах гипноза или что все формы гипноза строятся на принципах обучения»

 

10. «Посредством гипноза у субъекта временно вызывается вера (метафора), и что эта вера становится картой его внутреннего мира, и он реагирует на нее так, как будто эта метафора является реальным миром»



ВЕРА КАК ВОСПОМИНАНИЕ



11. «Мы воздействуем на мир не прямо и сразу, а скорее через внутренние карты (системы веры) мира, и что «карта не есть территория»



12. «Обычные люди реагируем не на реальность, а на метафоры, которые становятся нашей индивидуальной и личной реальностью»



13. «В любое взаимодействие человек приносит ряд своих систем веры или внутренних карт»



14. «Людей гипнотизируют их метафорические системы веры, независимо от того, являются ли эти метафоры эффективными и полезными или болезненными и самоограничивающими»



15. «Всё обучение — это форма гипноза, и что гипнотические взаимодействия встречаются среди людей постоянно»



16. «Гипноз – метафора, подменяющая дин тип сознания другим, одну реальность другой»



17. «системы веры таковы, что исключают из его сознания всё, что противоречит персональным «метафорам».



18. «Он даже может исказить свое сознание «в угоду» своим метафорам.
Терапевт, который принимает «метафоры» пациента за реальность, идет к тому, чтобы следовать карте пациента и в конце концов потеряться в ней». 



19. «Гипнотическое явление, называемое «негативной галлюцинацией» («не»видение и «не» слышание там, где есть что увидеть и услышать), результатом которой становится «невидение» и «неслышание» информации, противоречащей тому, во что он верит».



20. «В действительности, его системы веры создали внутреннюю карту, и он «выбирает» из мира только те пункты, которые на ней обозначены. Попытка логически убедить загипнотизированного субъекта о нереальности чего-либо встречает сопротивление, нападение на внутренние системы веры человека ведет к тому же результату — «сопротивлению».



21. «Мы реагируем и воздействуем не на мир (реальность) сам по себе, а на мир, основанный на ряде наших внутренних систем веры». «Реакция каждого человека физиологически, психологически и эмоционально основывается на его системах веры» (картинах мира)



22. Эти системы веры вытекают из его собственных «воспоминаний» (метафор). И эти «воспоминания» в действительности становятся индивидуальной реальностью.




23. «Таким образом, воспоминания — это физические системы веры в мозгу, организация и деятельность которых состоит из записей и представлений о внешнем мире, но не в пассивном смысле картинок, а действующих систем. Эти представления являются точными в тех пределах, которые позволяют организму соответствующим образом воздействовать на мир».



24. «Системы веры, как эффективные и полезные, так и болезненные, разрушающие, формируются множеством способов: моделирование, обучающие модели, обстоятельства, травмы, повторение событий и внушений и т.д».



25.«Системы веры действуют на все наше поведение сходно с гипнотическими явлениями.  Какие бы специфические причинные факторы ни присутствовали, системы веры, по крайней мере, частично, образуются и действуют посредством аппарата внушения, а также примеров и параметров, установленных другими».


26. "Тогда мы должны считать образ мира наиболее исчерпывающим, наиболее сложным синтезом мириадов опытов, убеждений, влияний, их интерпретаций, результатов приписывания значений воспринимаемым объектам. В самом конкретном смысле, образ мира — это результат связей… (внушений)»



27. «Это не просто мир, а мозаика единичных образов, которые можно интерпретировать сегодня одним способом, а завтра другим; паттерн паттернов, интерпретация интерпретаций, результат непрерывных решений о том, что может и что не может быть включено в эти мета-интерпретации, которые сами являются следствиями прошлых решений»



28. «Системы веры во многих случаях вытесняют так называемую реальность».



29.«Когда индивидуальное «мозаика единичных образов» постоянно интерпретируется стереотипным образом, человек становится очень консервативным и возможности выбора у него ограничиваются»

 
30.«Если его системы веры говорят ему, что его никто не любит, или что у него ничего не получается, он начинает искажать или отрицать реальность, чтобы подтвердить собственный «образ мира».



31. «Системы веры человека — это метафоры, что человек действует и реагирует на мир метафорически! Чтобы расширить для человека возможности выбора требуется метафорический подход»

 

32. «гипноз - это метафора, основанная на старых системах веры…гипнолог помогает помогать выстраивать новые, эффективные и полезные метафоры. Эти новые метафоры затем должны направляться на новые возможности выбора и реагировать на «реальный» мир».



СОЗНАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ВЫВОДА ИНФОРМАЦИИ


33. «В каждой системе содержится информация, которая может включать решения: информация, которую он мог услышать когда-либо; что-то, что он мог увидеть, или время, когда он отозвался другими чувствами на сходную ситуацию".
   

34. "Среди всех этих систем и находится ответ. Однако, когда человек полагается только на одну систему, и его заклинивает на ней, он в действительности исключает из своего сознания по крайней мере две трети своего опыта и переживаний. В этом случае неудивительно, что ему становится плохо»


35. «Если вы можете помочь ему осознать «действительный» источник его страха, вы поможете ему увидеть новые возможности выбора". 
       

36. "Если ему не помочь, он будет продолжать гипнотизировать себя, относясь к собеседованиям «как будто» он маленький ребенок в школе, и, возможно, у него появится амнезия на картину, которую он «действительно» видит.



37. «Его мозговая доминанта скажет вам, откуда он вызывает свои переживания...Если предпочитаемой является визуальная система, человек почти всегда поднимает глаза вверх к визуальной области». 



ПРЕДПОЧИТАЕМАЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА



38. «Человек, чья визуальная система является неосознаваемой, или который заявляет, что он не может создавать визуальных образов, по-видимому, в какой-то момент своей жизни случайно увидел или его заставили увидеть что-то такое, что выглядело ужасно и причинило ему большую боль».



39. «Чтобы защитить себя от этой боли, человек как бы набрасывает ментальный покров на свои (визуальные) воспоминания и в действительности порождает амнезию на эти события, по крайней мере в визуальной области».


40. «Эти картины из прошлого внутренне продолжаются, но человек боится их видеть. Чтобы избежать вида этих болезненных образов, он блокирует «видение» любых картин».

   


41. «Другим примером неосознаваемой бессознательной системы может быть человек, который при обработке информации смотрит вправо вниз (К), описывает события визуально и сообщает вам, что испытывает беспокойство, «поддерживая связь со своими чувствами».



42. "Так как этот человек ходит, разговаривает, дышит, чувства и эмоции должны продолжаться, но по какой-то причине каналы, по которым эти чувства поступают в сознание, блокируются».


43. «Человек, который глазами показывает, что у него кинестетическая бессознательная система, но который говорит о вещах очень живописно, или заявляет, что испытывает беспокойство, ощущая что-то, или что он не может понять свои чувства, этот человек, по всей вероятности, испытал когда-то такую физическую и/или эмоциональную боль, что в целях защиты буквально отсоединил эту часть своих переживаний. В результате он испытывает большие трудности при использовании своей кинестетической системы. Вы обнаружите, что такие люди склонны иметь много соматических жалоб».


44. «Когда человек погружен в свои чувства, его телодвижения и движения глаз будут показывать, что в нем действует кинестетическая система».


   
45. «К сожалению, люди, которые функционируют не совсем нормально и/или испытывают боль, склонны испытывать чувства, не связанные с картинами, создаваемыми в их голове. Они превращают слова в картины, а картины в неприятные чувства. Они делают все это, не осознавая, и, следовательно, не имея возможности выбора. Они имеют дело не с миром вокруг себя, а скорее со своей внутренней системой веры и внутренней реальностью, которая имеет преимущество перед внешней, реальностью».


46. "Они в действительности используют одну и ту же систему для подхода к сходным воспоминаниям, сходным чувствам, не обращая внимания на мир и возможности вокруг них»



СДЕЛАТЬ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ СОЗНАТЕЛЬНЫМ



47. «Другой мощный метод состоит в том, чтобы помочь человеку осознать соотношение между его бессознательной системой и тем, что он испытывает. Когда он поймет это, относительно просто помочь ему научиться останавливать процесс или изменять его»


РАЗБЛОКИРОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ОБЫДЕННЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ



48. «Другой метод разблокирования неосознаваемой системы заключается в том, чтобы просто начать говорить об обычных приятных переживаниях в этой системе, т.е. для неосознанного кинестетика это будет разговор о чувствах, схожих с теми, которые испытываешь после трудного рабочего дня, когда встаешь под теплый душ, или ощущение свежей простыни, когда ложишься спать, или тепло после страстной ночи»



49. «Если, описывая обычные чувства, вы начнете все больше и больше вводить приятные ощущения из детства, вы можете с большой долей вероятности вызвать гипноз и возврат к детству. Это произойдет из-за того, что вы заставите его войти в неосознаваемую систему, чтобы найти эти переживания.  Стоит только человеку войти в эту систему, как он будет вынужден покинуть сознательную систему вывода. Короче, изменить состояние сознания»



50.«Обратите внимание на положение тела ваших пациентов, когда они говорят о своих проблемах, и сравните их с позами, которые они принимают, говоря о чем-нибудь приятном.  Затем, когда они углубляются в проблемы, вежливо прерывайте их и помогайте принять положение, в котором они говорили о приятном»

 
51. «Попросите одних пациентов говорить о своих проблемах, когда они сидят на одном стуле, а для других разговоров попросите их пересесть на другой стул. Понаблюдайте за изменениями, когда они пересядут. Затем при обсуждении проблемы прервите их и попросите описать что-нибудь, что им нравится делать, или просто воспоминание о приятном отпуске».
      


НЕОСОЗНАВАЕМОЕ — В СОЗНАНИЕ



52. «Других пациентов во время обсуждения проблемы просите смеяться и улыбаться и наблюдайте, что происходит. Не смотрите на пациента во время разговора о проблеме и сохраняйте зрительный контакт с ним в разговоре о приятном».


53. "Научитесь использовать определенные интонационные и скоростные паттерны при обсуждении приятных тем. Затем, когда пациент начинает говорить о проблемах, используйте этот интонационный паттерн»



ЛЕВОЕ ВСТРЕЧАЕТ ПРАВОЕ ВСТРЕЧАЕТ ЛЕВОЕ ДВА МОЗГА



54. «Одна «реальность» связана с левым полушарием мозга (LH), другая — с правым полушарием (RH)».

 

55. «Каждое полушарие воспринимает реальность своим собственным уникальным способом.  Левое полушарие специализируется на словесных выражениях, числах, аналитическом мышлении и линейно-цифровых рассуждениях. Правое полушарие специализируется на пространственности, визуальной образности, воображении, цветовых ритмах, кинестетических переживаниях и творчестве».


56. «Когда вы видите уже знакомого вам человека, ваше левое полушарие опознает специфические черты, т.е. нос, рот, глаза и т.д. Однако, если бы у вас работало только левое полушарие, вы не были бы способны опознать целое. Ваше правое полушарие с его пространственной и концептуальной способностью берет отдельные куски и создает целое»



57.«Левое полушарие связано с линейными, цифровыми, аналитическими и логическими процессами. В области действия правого полушария находится пространственность, образность, цветовые ощущения, кинестетические воспоминания, творчество, и оно может быть названо метафорическим умом"
         


58.«Левое полушарие можно определить как сознание,  а правое полушарие является «домом» бессознательного».



59. «Использование стратегий „левого мозга" во всех ситуациях характеризует крайне аналитического человека. Человек с „правым мозгом" напротив, является более эмоциональным и редко анализирующим".



ЦЕЛЬ: БАЛАНС ПОЛУШАРИЙ



60. "Гипнотическое состояние, благодаря тому, что оно освобождает образность и фантазию, может помочь человеку не только снова испытать свои переживания в моменты успешного баланса, но и «увидеть и почувствовать» себя, применяющими эти свои способности для решения теперешних проблем. Помогая человеку «пережить» снова свое обучение езде на велосипеде, чтению и письму, завязыванию ботинок, т.е. ситуации, когда он однажды сомневался в своих способностях, мы тем самым помогаем ему прервать его левополушарную ограниченность»


61. "Его заклинило в визуальной системе, т.е. он рисовал себе картины (В) какого-то провала в будущем, возможно, основанного на каком-то предыдущем визуальном опыте, а затем он чувствует (К) реакцию на эти картины. И в действительности оказывается, что его внутренняя реальность становится более реальной, чем внешняя»



62. «в своей внутренней реальности он реагирует на целую историю прошлых бессознательных ассоциаций. В «реальности» он реагирует вовсе не на нее.  На самом деле «видение» этой женщины вызывает в нем его прошлые переживания, связанные с женщиной, и внутренняя реальность для него становится более «реальной» и важной, чем внешняя или согласованная реальность».



63. "Мораль этой истории такова: так как его бессознательные процессы, основанные на его системах веры, создали внутреннюю реальность с чудовищными мячами, для решения проблемы следовало заставить его бессознательные процессы создать такую внутреннюю реальность, которая верила бы в лекарство более могущественное, чем чудовища».



64. "он блокируется от видения доступных возможностей»



65. «Реально получается, что он загипнотизирован, или гипнотизирует себя сам, таким образом, что видит то, что уже видел, слышит то, что уже слышал, и чувствует то, что уже чувствовал».


66. «…бессознательные процессы продолжают воздействовать на поведение и переживания, даже когда человек может не осознавать это влияние».



БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – СОЗНАТЕЛЬНОЕ - МЕТАФОРА
 


67.«Когда я вовлечен в так называемую сознательную работу, я использую факты, логику и причинность».


68. «Когда я собираюсь «делать гипноз», я использую рассказы, образные воспоминания, бессмысленные предложения и фантазию, короче, «язык бессознательного».



69.  «системы веры сознания могут отрицать, блокировать или игнорировать сообщение бессознательного».



ГОЛОВНАЯ БОЛЬ



70. «Большинство специалистов-медиков соглашаются в том, что при отсутствии физической патологии такая боль появляется,  когда игнорируется возрастание мышечного напряжения, до тех пор, пока в результате ослабления кровообращения и возрастания давления не возникает головная боль».



71. «Вы упорно трудились над решением какой-то задачи, и без вашего «осознания» ваш ум и тело устали.  Ваше бессознательное узнает, что вам необходим перерыв в работе и передает информацию одним из своих способов: кинестетическими сигналами. Ваши спина и шея напрягаются. Вы или игнорируете или не осознаете это сообщение и таким образом продолжаете работать. Ваше бессознательное, чтобы «защитить» вас, усиливает сообщение.
Ваше тело напрягается еще больше и затем… ГОЛОВНАЯ БОЛЬ! Вы не можете сосредоточится, глаза болят, в голове стучит, и вы вынуждены сделать перерыв… которого ваше бессознательное добивалось с самого начала. Вы можете сказать, что бессознательное в соответствующих условиях может довести человека до безумия, чтобы защитить его».



72. «Его бессознательное хочет передать ему важное сообщение, пытается стучать в его «дверь», и когда он не отвечает, начинает колотить…»



73. "у среднего человека хорошо развито сознание, а бессознательное занимает подчиненное положение… т.е. мы обучены (некоторые могут сказать загипнотизированы) игнорировать или подавлять бессознательные процессы»



74. «Как правило, гипнотизеры, которые сами являются высоко визуальными, склонны использовать визуальные методы индукции, т.е. пытаются вызывать гипнотическое состояние с помощью визуальных образов».



75. «Гипнотизеры, которые являются очень кинестетичными, склонны полагаться на кинестетическую индукцию, т.е. «вы чувствуете тяжесть в теле все тяжелее и тяжелее» и т.д»


76. «Аудиальные гипнотизеры склонны полагаться на «звуки» как метод индукции. Если оказывается, что человек, с которым вы работаете, совпадает с вашей системой, у вас есть хорошие шансы на успех. Если же человек по предпочитаемой системе с вами не «совпадает», то вы всегда можете назвать отсутствие результата сопротивлением»

   

77. "целесообразно попрактиковаться в зеркальной (подача-ответ) индукции. Этот метод индукции требует от «гипнотизера» копировать позу и жесты «субъекта» и возвращать субъекту реплики, которые он делает".


78. "Так как в большинстве традиционных методов гипнотической индукции пытаются «заставить» закрыть глаза, Джо, возможно, реагировал тем, что смотрел прямо перед собой. Когда ему помогли сделать «картину», он почти автоматически вошел в гипнотическое состояние. Во время лекции Джо «видел» полотенце и создавал свой персональный «фильм» об этом. Спрашивая его, какого цвета полотенце, я на самом деле принял его способ реагирования, вместо того, чтобы пытаться навязать ему свой. Прося его подержать полотенце, я использовал его «фильм» и направил к своей цели. В данном случае целью было вызвать формальное альтернативное состояние. Так как он был очень визуальным, то можно было с уверенностью сказать, что он в большей или меньшей степени был «отсоединен» от своих кинестетических переживаний»



ЯКОРЯ




79. «Якоря можно легче всего понять, если свести их к простой конструкции «раздражитель/реакция».


80. «якоря (триггеры) — это любой раздражитель, который включает ряд внутренних реакций и/или действий»



81. «Звонок становится якорем (триггером), который вызывает реакцию слюноотделения, как будто звонок — это пища».



82. «Сстояние гипноза является серией условно-рефлекторных реакций»



83. «все симптомы, независимо от названий, являются результатом условно-рефлекторных подавлении, и что все люди имеют врожденную способность быть выдающимися, спонтанными и любящими веселье (можно сказать, что все люди рождаются способными полностью использовать как правое, так и левое полушария). Таким образом болезненные ассоциации (якоря) вынуждают нас бояться своего естественного состояния и вместо этого подавлять себя».



84. «у людей есть способность связывать не относящиеся друг к другу (в реальности) раздражители и порождать, таким образом, сложные реакции. Мы можем назвать раздражитель якорем, вызывающим ряд заученных реакций».



85. «Если вы сможете побудить субъекта воспроизвести в воображении какую-то специфическую ситуацию, он часто проявляет здесь и теперь все эмоциональные реакции, которые связывает с реальным в его жизни инцидентом так, как будто все это происходит на самом деле».


86. «люди спонтанно впадают в транс и регрессируют, когда бы их не по просили «представить» ситуацию, при этом включаются все их системы (кинестетическая, визуальная, аудиальная, а в некоторых случаях вкусовая и обонятельная)».


87. «боль, от которой страдают люди, является результатом действия более или менее мощных якорей, которые действуют как гипнотические внушения и вызывают мощные повторяющиеся условные реакции»


88. «кресло стало якорем или постгипнотической реиндукцией, которая приводила его к возврату последних болезненных переживаний, испытанных в этом кресле, со всеми сопутствующими переживаниями и реакциями, в которых он теперь обвинял кресло»


89. «Якорю не обязательно иметь какое-либо логическое отношение к реакции, которую он вызывает»



РАЗРУШЕНИЕ ЯКОРЕЙ



90. “Ваша задача — помочь человеку выбрать, как реагировать на свои болезненные якоря: т.е. разрушить нежелательную реакцию или… долой якоря!»


91. «сначала вы должны установить положительный (+) якорь».


92. «Якоря могут быть установлены с помощью визуальных, аудиальных и/или кинестетических стимулов, я рекомендовал бы вам начать с кинестетических (физические прикосновения)»


93. «если пациент уже находится в плохом состоянии, т.е. в депрессии, не работайте, пытаясь привести его в хорошее состояние, чтобы установить +якорь, а потом швыряя обратно в плохое состояние, чтобы установить -якорь.
Начните в этом случае с установления якоря на негативное чувство (-якорь»).



ДОЛОЙ ЯКОРЯ



94. «Так как проблемы у человека постоянно запускаются условиями реального мира, вы должны помочь ему обрести новый ресурс в проблемной ситуации. Это поможет предотвратить «новое включение» старого –якоря».


95. «Так как слова, визуальные раздражители, кинестетические переживания, обонятельные и вкусовые ощущения могут быть и являются якорями, то у каждого из нас имеется неограниченное количество якорей».



ОБЗОР: СИСТЕМЫ ВЕРЫ


96. «ваша первая задача — помочь ему расширить и/или оспорить систему веры, на которой его заклинило»



97. «Затем вы должны определить, какая форма самогипноза поддерживает его систему веры. Например, он «не видит» ситуации, когда кому-то «нравится», и наряду с этим находит явные доказательства того, что кто-то ему не нравится»



98. «человек, хорошо функционирующий либо во всех областях, либо в некоторых, использует все системы (В К А) синергетическим образом».



99. «И в то время, чем больше люди полагаются на одну систему, исключая другую или все остальные, тем меньше имеет возможность выбора, тем больше его заклинивает, тем чаще возникают боли».


100. «Внутри каждой системы хранятся переживания, знания и умения, которые могут привести к новому выбору, поведению и реакциям».



101. «Если человек «видит», что у него не получается, вы можете помочь ему вспомнить время, когда он «чувствовал» успех и это чувство может помочь ему создать картину успеха. Новая картина сама приведет к оспариванию старой системы веры».


102. «Если человеку всегда «говорили», что он не должен говорить громко, вы можете помочь ему визуально вспомнить случай, когда он видел людей, говорящих громко, и это визуальное воспоминание может помочь ему изменить его веру в то, что он не должен говорить громко».


103. «Поэтому для гипнотизера обязательно помочь человеку расширить и сбалансировать его системы».


104. «Если терапевт продолжает использовать ту же систему, что и пациент, и принимает его систему веры, то пациент с успехом заставляет терапевта «видеть» или «слышать», или «чувствовать» так же, как он сам».


105. «Если кто-то потерялся в джунглях, глупо разбивать лагерь и ждать, пока он найдет вас. Вы должны пойти туда, где он находится и вывести его оттуда».


106. «Человек был загипнотизирован на веру, что определенные вещи идут определенным образом и всегда будут идти таким образом».


107. «Во всех обстоятельствах, по крайней мере в области проблемы, человек начинает больше полагаться на одну систему или кинестетическую, или визуальную, или аудиальную, пытаясь разрешить свою проблему».



108. «В этом процессе человек начинает «искажать» реальность, и делая это, он продолжает «видеть», «слышать» и «чувствовать» то же самое все больше и больше. В действительности он удерживает себя в гипнотическом состоянии, в котором его системе веры отдается предпочтение перед так называемой «согласованной» реальностью».


109. «если вы используете тот же механизм, который вызывает проблему, — гипноз, вы можете помочь пациенту быстро разрушить паттерны, развить новые умения и получить возможность выбора».



110. «Если человек уже умеет пользоваться молотком, помогите ему использовать молоток разнообразно, показывая ему при этом как пользоваться отверткой».



ОБЗОР: ПРЕРЫВАНИЕ ПАТТЕРНОВ



111. «Однако, если человек продолжает повторять болезненные паттерны, т.е. «впадает в депрессию» каждый уикэнд или когда остается один (или еще что-нибудь), то становится «абсолютно необходимо» прервать эти (болезненные) паттерны и помочь ему развить более эффективные».


112. «Как уже где-то отмечалось, когда паттерн прерывается, человек часто впадает в гипнотическое состояние. Это дает вам отличную возможность установить новые и более эффективные реакции».


113. «Терапия, любая терапия, добивается успеха тогда, когда так или иначе, целенаправленно или случайно, терапевт помогает человеку раз рушить паттерн и поставить на его место новый».



ОБЗОР: УСТАНОВКА ЯКОРЕЙ


114. «установку якорей можно считать одним из способов вызывать постгипнотическое внушение. Или вы можете считать постгипнотическое внушение одним из способов установки якорей»


115. «В своем кабинете я имитировал интонации и выражения лица, которые, по словам, людей расстраивали их, и наблюдал, как они плачут, сердятся. Это происходило так, как будто они были «автоматы», реагирующие без выбора или сознания.



116. «Помощь в «разрушении» этих якорей давала им возможность иметь выбор».



117. «никто не хочет страдать, появление выбора у людей ведет к тому, что они находят более удовлетворительные и приятные способы взаимоотношений с миром».



118. «Если вы не осознаете свои якоря (постгипнотические внушения), вы рискуете усиливать или включать их».



119. «Это достигается опознанием его системы веры, какую систему (визуальную, кинестетическую или аудиальную) ему надо развить, как прервать его паттерн, какие якоря (постгипнотические внушения) вам нужно нейтрализовать, и какие новые модели вам нужно установить и усилить».





Цитаты приведены по книге Стивена Хеллера и Терри Ли Стил  «Монстры и волшебные палочки», Москва, Серия «Магия высшей практической психологии», издательство «Прайм-Еврознак», 2004 год,  224 стр.