Ковчег гоп-стоп парвеню Глава 17

Алекс фон Джаго
        Удивил Государь и нас, однажды предложив вместо золота, расчёты ТАМ предметами искусства проводить. Челюсти у бати с дедом так и поотвисали - как же быстро Николаю разобраться удалось, доступ к информации получив. Ведь фактически мы его обворовывали, с  на ЕГО землях добытого металла, в другом мире налоги платя. Спасало только то, что разобрался он комплексно. Видя, что девайсы приобретаются исключительно во благо его Империи, от двойного налогообложения освободил. Но всё ж корректирующие установки внёс. Тот же Шагал ещё массу квадратиков закрасит, и если где-то есть люди готовые за такие холсты деньги платить, надо потребности удовлетворять. Да и Фоберже тех же яиц что птицефабрика наштампует. И всё будет подлинное.   
      Но в оперативное управление процессом император встревать старался всё ж по минимуму. Его сфера была стратегия, и то с каким рвением формирует он в новой столице новый пул управленцев указывало на то, что свежая кровь в госструктурах ему потребовалась для того, чтобы самому не царскими делами не заниматься. И для вновь избранных одних только лидерских качеств недоставало, определяющим было умение учиться. А чему - с помощью только открытой Владивостокской императорской типографии, неожиданно образовалось множество совершенно новых учебников, в которых, правда, на новоязе, на ДальВо постепенно как бы официальный тихой сапой вытесняющем.

       Затем пошли для наиболее Е.И.В. доверенных  "загранкомандировки"  в ТОТ мир, как я уже Эрика Гессе отправил. Разумеется, их "легализация" легла на плечи батиного концерна, но наличие в РФ миллионной армии бомжей и прочих лишних людей, а так же алчность "отдельных" госслужащих делала эту задачу легко-выполнимой.
      Удивило меня насколько солидная партия стипендиатов направлялась в Брянский институт транспортного машиностроения. Немудрено! Ведь каким бы матом большевики царя не крыли, а Транссибирскую построил он, причем на свои (пусть заёмные, но раз давали - значит, доверия заслуживал, в отличие от ...). Эта казённая железка, а не казённая водка, должна была основной доход стране приносить - расположение эксплуатируя.   
И это при том, что на носу была Великая Война, а следом Великая Смута. Тут бы юнкеров по военным училищам рассылать, дабы новому строю учились, да жандармов на стажировку в ФСБ. Но изначально Государь с гос. органами в ТОМ мире в связь решил не вступать - западло Империи у РФ колонией становиться, когда та сама до сырьевого придатка докатилась. Да и проку то от свежеиспечённых летёх без боевого опыта. Зато деда, в приватной беседе, попросил насобирать ставших  ТОЙ Родине лишними отставников, и чем больше - тем лучше. Пришлось даже ветерану МО рекрутинговую контору организовывать, хотя в военной касте свой телеграф имеется, по которому информация быстрей, чем телереклама добегает. Желающих делать то чему учились и в училище, и в академии, и, воюя, нашлось немало. Так что "новому строю" войско стало кому создавать. Правда, сразу требования посыпались - танки мол нужны, автоматы. А Николай 2-й очень автоматическое оружие за его прожорливость недолюбливал. Но обзор будущего, и массированный вой военспецов заставили выход изыскать. Зарождавшейся польской армии удалось аж миллион Мосинок вдуть, а на эти деньги в Туле автомат Фёдорова заказать. Правда, патрон к нему покупать у Ямото пришлось, но обошлось это много дешевле, чем в ТОМ мире по новой выкупленный до того геройски утопленный "Варяг". 
       Созданы были школы снайперов - оптику к винтовкам и сами делать стали учиться, да и из ТОГО мира возить этот товар недорого обходилась.
     Так как броню на "Магнитке" уже стали приличную катать, то попробовали и танчик сварганить. Причем не склепать, а сразу сварить - получилось хоть смешновато, но не для всех. Видевшие впервые даже какались бывало, когда на них грохочуще-стреляющая масса металла надвигалась. 
И вот весь этот "броневой - ударный", втихаря - среди Манчьжурских сопок натаскать удалось изрядно, причём так режим секретности соблюсти удалось, что за 5 лет так и не протекло ничего.

    Убедившись, что вместе с ним перебравшиеся во Владивосток гвардейские полки воевать более-менее научились, вызвал Государь остававшегося в Санкт-Петербурге их непосредственного воинского начальника Великого Князя Николая Николаевича. Который по совместительству ещё царю дядей приходился, а так же всей Российской армией командовал. Николай 2-й уже знал, что для серьёзной войны этот "главнокомандующий", прозванный в армии Лукавым, не годен. Но пока в мире был мир, как опытный и верный администратор, будучи сам интриганом, способный пресекать это в других, годился. Без свойственной себе деликатности, правящий монарх озадачил дядю, четко продемонстрировав образец для подражания, а так же сроки на доведение всей почти полуторамиллионной русской армии до подобной кондиции - 5 лет. А за невыполнение - по законам военного времени ... . И пожилой генерал от кавалерии каким то местом почувствовал, что это не шутка. В войсках отныне не порядок отпуска дров штудировать придется. Царя подменили!

      Эту фразу ещё гвардейские офицеры год назад зачастили, когда их из питерских увеселительных заведений на сопки Манчжурии выдернули. Жили себе спокойно, на балах блистали, с актёрками амуры крутили, даже на войну не трогались. А тут! Мало что само Е.И.Величество с семейством дислокацию сменило, так того же и от бодигардов своих потребовало, а потом еще повелело воевать учиться. Да как ещё ужасно. И бегать, и ползать, и с ружей палить. Наравне с нижними чинами. Пытки такой извращённой процентов 10 "их благородий" не выдержало - посыпались рапорта, но если кто просил перевода в армию, то уведомлялся, чтоб следующего чина (по издавна заведённому обычаю) дезертир там не ждал, да и порядок нынешней боевой подготовки вскоре до всей армии докатится. В русских войсках на сотню военнослужащих 1,4 офицера всего приходилось, но за тех, кто всерьёз служить не захотел, приказ пришел "Не цепляться!". Зато толковых унтеров чуть не силой учить грамоте, счёту, да тактике при полковых вечерних школах начали. 
Получали те после сдачи экзамена уже подпрапорщика - чин хоть и подклассный, но вот для таких старые правила перевода были сохранены. И лямку тянуть в войска, служаки шли уже "их благородиями подпоручиками". А в гвардию, на их место дозволено стало принимать любой нижний чин, пожелавший служить по новой программе, и получивший от своего командира достойную рекомендацию. Георгиевским же кавалерам и рекомендация не требовалась.

      Оказалось, что русская армия излишней изнеженностью не заболела ещё - рапорта о переводе в Дальневосточный военный округ посыпались десятками тысяч. И препятствия тому не чинились - лучше уж пусть офицером в первом поколении станет тот, кто духа портянки не боится, чем вчерашний гимназистик, от вида крови в обморок падающий. В ТОЙ истории войну в России встретило 38152 офицера, нынче же, открыв дорогу достойным, появлялась возможность эту цифру как минимум удвоить, причем за счёт действительно военной косточки. Пусть пока менее образованной (но в окопах по- французски и не говорят), зато более жилистой и службу понявшей. 
     Доведя, наконец, до ума моторы, значительно ускорилась и военно-техническая программа. Причем сам Государь теперь подстёгивал меня и вносил коррективы. Это он повелел за пятилетку танков выпустить не менее тысячи. Да столько же аэропланов. Учитывая факт, что на Т-18 двигатель устанавливался не 35-сильный, как в ТОЙ истории, а более чем вдвое мощный. А на заказанный истребитель И-15 шёл уже доработанный тысячесильный мотор от АН-2, изменения несли только пользу. 
Жаль, конечно, что алюминия своего пока не варили, но строительство плотины уже завершалось, а комбинат и подавно был готов. Глядишь, и "кукурузник" до войны успеем в воздух поднять.

          Неверно будет думать, что тиранился только я. Просто, чаще оказывался под рукой, лучше понимал, что от меня хотят, да и налаженный учебный процесс на "основной работе" давал возможность на взваливание дополнительных "общественных нагрузок" ( кстати и дедуля, вновь меня резко в звании обошедший, уже по родственному не упускал возможность припахать). 
Частенько пришлось в Европу командировываться, причем и в свите Государя также. Флот было отказался от передранной Обуховским заводом 37-мм автоматической пушки Максима, так сам царь напрямую 500 орудий заказал. Причём на "нашем" тумбовом лафете для зенитчиков. Ну и снарядов, разумеется, побольше, да на все калибры. По этой номенклатуре предприятие на трехсменную работу перешло, и не оно одно. Снарядный голод отменялся.
       Но не отменялся продовольственный. Не забыто было, как на русско-японскую войну наложился неурожай 1906 года, и запылали помещичьи усадьбы. Теперь царь уже знал, что следующий недород ждать надо в 1911 году и как мог - готовился к этому. По стране развернулось строительство элеваторов для зерна и складов для хранения сухарей. В ТОЙ истории в 1910 году Россия экспортировала 845 724 тыс. пудов хлеба, тут же этот товар скупила казна. Усиленно стала вестись пропаганда возделывания картофеля, 3 тонны которого заменяли тонну злаковых. Но растить который в состоянии была даже городская семья - пустырей на Руси всегда было вдосталь, а инвентаря требовалась только лопата да тяпка. А сами крестьяне предупреждались о грядущем недороде и потому предлагалось им лучше этот пустой год на переезд на Восток использовать, где гарантировался гос. кредит на обустройство. Аграрная реформа 1906 года уже стала ощутимый результат давать и за 15-20 лет, даже северный наш климат не помешал бы стране зажить сытно. Разумеется, промышленность помимо и так не хилого гос. заказа, озадачивалась ещё производством плугов (не дело сохой пахать), борон, жаток, молотилок, локомобилей. 
Известно ведь было, что наряду с 11-м голодным, грядёт и 13-й - урожайный, когда без подготовки в ТОМ мире 90 млн. тонн собрали, а если изготовиться да запашку увеличить максимально? Хотя опять проблемы - больше 5 десятин пахарю не осилить, да и конь то у него не железный. А что если стального дать? Хоть временно. Который называется ... . Правильно, трактор! 
     Значит надо ходовую с движком и бронекорпус с вооружением к Т-18 порознь делать. И первая часть, в виде самоходной платформы ещё себя на пахоте окупить успеет, а механик-водитель вдосталь набраться опыта дёрганья рычагов да гайкокручения. Причем, на моторесурсе техники скажется это незначительно - почти 10 тонн брони мотору ведь на себе не таскать.

     Самым стрёмным оказался наш с Государем секретный визит на Балканский полуостров, который усиленно готовились с Турцией воевать. Обычно это была традиционная забава России. Пока Порта являлась самой совершенной военной машиной мира, превратившей войну в часть своей экономики, цивилизованные эйропэйцы не возражали, чтоб одни дикари убивали других. Но повыветрилась пассионарность у потомков воинственных османов, и настала пора платить по счетам, наделанным прадедами. Допустить нарушения баланса "Европа" не могла, дойдя даже до коллективной агрессии, а ведь генерал Скобелев уже Стамбул в бинокль рассматривал. "Низзя!" - раздался резкий визг с Запада. Что ж, "Нам чужой земли не надо" - своей хватает. Но вот освобожденным православным славянским народам маловато показалось, да и взять то они у одряхлевшей империи своё намеревались. России пришлось опять подсуетиться, чтобы из кучи мелких царств-королевств Балканский Союз создать - дабы их по новой не сожрали. В 1908 году Австро-Венгрия, не утерпев, аннексировала "бесхозные" Боснию и Герцеговину. До того в ТОЙ истории она договорилась с Россией, за невмешательство дозволив ей через турецкие проливы проплывать!?!? В ЭТОМ мире Николай упёрся рогом - не вы турков изгоняли, не вам и прихватизировать. А Сербия за братьев-славян воевать настроилась. Так вот на Балканской пороховой бочке затлел Боснийский кризис. Не даром Гитлер был австрияком - авантюрность и страсть игры на грани фола, как и у его бывшего императора, сочеталась с трусоватостью. Сами у турков земли отбивать не решались, но вот оружием перед соседом побренчать - с удовольствием. 
     Зная будущее, царь по мере сил решил уберечь братские народы от междуусобицы, к которой их Франц-Иосиф подтолкнет, а в итоге и своё государство на гибель обречёт - спички недоумкам давать нельзя. И только вмешавшись, "неучавствуя" в Балканских войнах можно было спасти мир от катастрофы. То есть - возглавить процесс.