Дом 21 дробь 4 на Старой Басманной Гл. 5

Александра Плохова
АЛЕКСАНДРОВСКОЕ КОММЕРЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ

И снова меняет свой облик бывший дворец князя Куракина.
Здание капитально перестраивают в 1885 – 1887 г.г. по проекту архитектора Б.В. Фрейденберга для размещения в его главном корпусе Александровского коммерческого училища.

С того момента, когда училище распахнуло свои двери, и мой прадед Иван Иванович Плохов привёл туда  за руку сына Ивана (моего деда) начинается вековая история загадочной связи нашей семьи с домом 21/4 на Старой Басманной улице,
В этом здании, как я писала в предисловии, провели свои юные годы мои предки, я сама и мой сын.

Александровское коммерческое училище было основано 19 февраля 1880 года Московским биржевым обществом по инициативе его председателя - московского предпринимателя, банкира и общественного деятеля Н.А. Найдёнова в память 25-летия царствования императора Александра II.
Инициатива Найдёнова получила поддержку богатейших промышленников и финансистов Москвы - И. Н. Коншина, И. А. Лямина, И. С. Мальцева, Т. С. Морозова, К. Т. Солдатенкова. В число жертвователей вошли крупные торговые дома – «В. Алексеев», «Л. Кноп», «П. и С. братья Третьяковы и В. Коншин», «Вогау и К°», «А. и Г. Ивана Хлудова сыновья», целый ряд мануфактур, Московский купеческий банк. Основной капитал училища первоначально составил более 70 тысяч рублей.
Это было время развития промышленности, модернизации экономики.
Остро ощущалась потребность России в образованных людях.
Предприниматели понимали, что в условиях конкуренции без профессионального образования не обойтись.
И это, как никто другой, понимал Найдёнов Николай Александрович, который в качестве представителя московских деловых кругов, участвовал в решении общегосударственных проблем.
Он занимался разработкой проектов экономических реформ и правительственных постановлений совместно с министром финансов С. Ю. Витте.

(Н. А. Найдёнов! Эта удивительная разносторонняя личность поразила моё воображение, когда я прочитала о его пути и деяниях. Это был человек чести и большого достоинства.
Когда ему за заслуги перед Отечеством было предложено дворянское звание, он решительно отказался.
«… Жило в нём большое московское купеческое самосознание, но без классового эгоизма. Выросло оно на почве любви к родному городу, к его истории, традициям, быту», - вспоминал о нём в своих записках русский предприниматель и банкир  В. П. Рябушинский).
Итак, 
21 июля 1883 года были произведены выборы Попечительского Совета училища на три года. Председателем Совета был избран Николай Александрович Найдёнов, товарищем председателя — Александр Константинович Трапезников, членами Совета — Иван Кузьмич Бакланов, Андрей Андреевич Колли, Сергей Владимирович Алексеев, Павел Михайлович Третьяков, Дмитрий Петрович Боткин.
В 1884 году дом 21/4 на Старой Басманной был приобретен Попечительским советом для Александровского коммерческого училища и перестроен, как сказано выше, по проекту архитектора Б.В. Фрейденберга.
В главном здании разместился учебный корпус Александровского коммерческого училища, во дворе — пансион, квартиры директора и служащих... .


Училище было торжественно открыто 6 октября 1885 года. Первым директором Александровского училища стал известный русский ученый-математик, член-корреспондент Петербургской Академии Наук, профессор Императорского технического училища Алексей Васильевич Летников.
Он был известен не только как учёный, но и как специалист в области распространения в России профессионального образования. Бывая за границей, он изучил тамошние системы профессионального образования и сделал собственные выводы. Эти свои знания и рассуждения он применил на практике, подготовив развёрнутую программу обучения в Александровском коммерческом училище.

Особое место в программе уделялось вопросам воспитания. Директор А.В.Летников отмечал в своей речи при открытии училища в 1885 г.: «Наше училище должно готовить молодых людей не к ученым званиям, а к жизни и к трудовой деятельности в обществе. Задача воспитания здесь не только не может быть отделена от учебного дела, но следует сказать, что эта задача ещё важнее учения… Только воспитанием даётся развитие сил физических и нравственных, образование характера, умение обращаться с людьми, умение приложить к делу приобретенные знания… Взаимное воздействие воспитания и учения образует человека… Знание есть только орудие. Взяв его в руки, надо ещё уметь им владеть, не в узком смысле школьных практических упражнений, а в широком смысле умения принести этим знанием пользу обществу или лицам, применяя его в том деле, которое подлежит исполнению… Задача воспитания – образование воли… Человек, который пользуется влиянием и особым значением в обществе не столько тот, кто обладает большими знаниями, сколько тот, кто имеет сильную волю и умеет желать» .

Мысли Летникова о воспитании  очень интересны.
Он пишет, что основа воспитания – дисциплина. Её нельзя противопоставлять свободе: «Нельзя быть свободным, не умея подчиняться закону». А дисциплине могут учить только дисциплинированные люди: «Авторитет учителя и наставника заключается, главным образом, в личном влиянии».

Отдельно он останавливается на важности физического воспитания для развития энергии, подвижности, ловкости, здоровья, «что немаловажно в нашем климате».

Серьёзно ставится и вопрос об эстетическом воспитании, о занятии разными искусствами, о знакомстве с музыкальными и литературными произведениями. Всё это формирует будущего специалиста как человека культурного и эстетически развитого. Учитывая особенности времени, мы можем понять, почему автор, человек прогрессивных взглядов, называет религию «краеугольным камнем нашей системы образования и воспитания». В тех условиях, когда официально не могли существовать светские идеологии, религия воспринималась как объединяющая нацию духовная сила.

Наконец, воспитание патриотизма. Этот вопрос поставлен после всех не потому, что он менее важен, а потому, что все устремления учителей и учащихся должны быть направлены на главное – на служение Отечеству и его процветанию. «Любовь к Отечеству, – заключает А.В.Летников, – есть душа народа… Патриотизм даёт единство и силу нации… Воспитаем честных русских граждан, готовых всем пожертвовать для того, чтобы Россия была сильною, процветающею, славною».

Программа обучения в Александровском коммерческом училище отвечала уровню классической гимназии, но в освоении иностранных языков превышала его.
По постановке преподавания точных и естественных наук Александровское коммерческое училище было одним из передовых учебных заведений Москвы конца 19-го – начала 20-го века.

Следует обратить внимание: особенностью коммерческого училища было то, что оно находилось в ведении Министерства финансов, а не под контролем  чрезвычайно консервативного, даже временами реакционного Министерства народного просвещения!

На протяжении многих лет существования Училища (до 1918 года) его директорами были:
профессор А.В. Летников (1884—88),  профессора Московского университета Ф.А. Слудский (1888—91), В.Я. Цингер (1892—98), К.А. Андреев (1898—1907), профессор Ю.Ю. Цветковский (1907—13), И.Е. Батманов (1913—18).

Какие имена! Какие учёные преподавали в училище!
Математики К.А. Андреев, В.Я. и А.В. Цингеры, астроном П.К. Штернберг, историки В.И. Пичета и Д.В. Цветаев, юрист и экономист П.И. Новгородцев, академик живописи К.Ф. Турчанинов, биолог В.И. Палладин, химик А.Е. Чичибабин!

В Александровское коммерческое училище принимались мальчики 8-11 лет, москвичи и жители других регионов Российской империи (при училище в 1885—1906 годах существовал пансион).
Учебный процесс был рассчитан на 8 лет и включал в себя подготовительный класс, 5 общих и 2 специальных. В число общеобразовательных предметов входили:
 
Закон Божий,
Русский язык,
Иностранные языки,
Математика,
Физика,
Химия,
История,
Рисование,
Черчение,
Чистописание.

А в число специальных предметов:

История торговли,
Товароведение с технологией,
Коммерческая арифметика,
Бухгалтерия,
Коммерческая география,
Политэкономия,
Законоведение.
    Отличительной особенностью в преподавании таких дисциплин, как химия и физика, было их обязательное сопряжение с преподаванием технологических основ промышленных производств.
 Ученики, окончившие полный курс, получали аттестаты и звание личного почётного гражданина. А отличившиеся в учёбе и поведении удостаивались звания кандидата коммерции и награждались золотой или серебряной медалью.

Выпускники училища обладали правом на поступление в императорское Техническое училище (в настоящее время - МВТУ им. Баумана), Институт инженеров путей сообщения и другие высшие учебные заведения технического и коммерческого образования.
За годы своего существования Александровское коммерческое училище подготовило свыше 1 тыс. специалистов прикладной экономики и коммерции.
Среди окончивших Александровское коммерческое училище — видные деятели промышленности, коммерсанты и банкиры из семей Крестовниковых, Лапиных, Морозовых, Перловых, Хлудовых, Четвериковых и др.
В 1895 году училище закончил А.М. Ремизов — писатель, лингвист, художник и философ. (В этом же году закончил его и мой дед, Иван Иванович Плохов).

В 1918 году Александровское коммерческое училище перестало существовать - было закрыто.
Папа - Владимир Иванович Плохов и его брат - Евгений Иванович не успели его закончить, но хранили всю жизнь тёплые воспоминания о тех немногих годах, которые они провели в его стенах.

Однако Дом 21/4 на Старой Басманной продолжил своё существование как учебное заведение, но в ином качестве.
Спустя годы и я войду в это здание (по недоразумению), а вслед за мной и мой сын (при первоначальном его нежелании), но об этом – в следующих главах моей повести.